12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Игольникова Анна492
Работа с детьми и взрослыми научила меня быть внимательной к природе человека, ее не обманешь. Но можно следовать ей и помогать. А залог успеха - чуткость и безграничная вера в то, что все получится.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
2

Сотрудничество ДОО и начальной школы, как успешная стратегия формирования мотивационной готовности к школе

Сотрудничество ДОО и начальной школы, как успешная стратегия формирования мотивационной готовности к школе

Игольникова А.В.,

педагог-психолог МКДОУ ЦРР-д/с № 501


   В статье представлен опыт взаимодействия педагогов детского сада и средней образовательной школы. Цель взаимодействия – формирование мотивационной готовности к школе будущих первоклассников, снижение рисков школьной дезадаптации. Раскрыто понятие «Мотивационная готовность». Описаны разнообразные мероприятия участниками которых являются дети осваивающие программы дошкольного и начального школьного образования. Раскрыты формы организации развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада и ее роль в становлении мотивационной готовности к школе.

Традиционно под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной образовательной программы в условиях обучения в группе сверстников (Гуткина Н.И.)

Психологическая готовность к школе – это комплексный показатель, включающий в себя несколько взаимосвязанных компонентов.

Многие авторы (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.Д. Шадриков и др.) подчеркивают значимость мотивационного компонента в структуре готовности к обучению, который проявляется в интересе ребенка к обучению, в стремлении быть учеником, довольно высокой степени познания и осмысления окружающей действительности, освоении ребенком элементов учебной деятельности. 

Мотивационная готовность к школе — это показатель, определяющий уровень стремления ребенка ходить в школу, понимания школьных правил и степень их принятия.

Близким взрослым важно показать ребенку, что новая среда безопасна и интересна. В практике нашей работы существует ряд мероприятий, способствующих: формированию у детей представлений о том, что такое школа? Как она устроена? Какие там правила? Кто там будет? Что я там буду делать? И т.д. Т.е. позволяющих максимально снизить тревожность относительно предстоящих перемен. Так же мероприятия направлены на поддержание, расширение, удовлетворение познавательных интересов дошкольников, позитивной самооценки, а также созданию ситуаций успеха.

Инициатором организации и проведения мероприятий выступает педагог-психолог, а детальная проработка мероприятий осуществляется творческой группой. В нашем детском саду в ее состав на постоянной основе входят старшие воспитатели, воспитатель кабинета познавательного цикла, педагоги подготовительных к школе групп. По мере необходимости привлекаются музыкальные руководители, инструкторы по физвоспитанию.

Очевидно, что дать детям представление о школе без «самой школы» невозможно, поэтому работа осуществляется в тесном контакте с представителями школы. В нашем случае это завуч и учителя начальной школы.

Работа в направлении формирования мотивационной готовности дошкольников начинается с самого начала учебного года с посещения торжественной школьной линейки 1 сентября, посвященной «Дню знаний». Дошколята в сопровождении взрослых наблюдают за мероприятием, задают интересующие их вопросы, взрослые поясняют суть происходящего, делятся собственными воспоминаниями об этом празднике. Экскурсия длится 20-25 минут в зависимости от стойкости интереса детей.

Полученные представления закрепляются на традиционном развлечении «День знаний». Во время этого мини-праздника нам важно подчеркнуть значимость знаний в жизни человека, сделать акцент на личностных качествах необходимых для получения знаний в школе, общения со сверстниками.

В начале октября в подготовительных группах организуется пространство мини-музея «Школьные годы чудесные». Экспонатами музейного пространства выступают первые школьные тетрадки мам и пап, с отметками и помарками, записями учителей на полях, а также школьные фото, грамоты, дипломы, любимые книги и школьные учебники. Рассматривая каждый экспонат, дети соприкасаются с живыми свидетельствами школьной жизни своих родителей. Знакомятся со школьными атрибутами прошлых лет. Всё это вызывает живой интерес детей, а педагогам дает возможность проводить познавательные беседы, раскрывая суть школьных будней. Родители, в свою очередь, доставая тетрадки и дневники, вспоминают каково это – быть учеником, выводить первые крючочки, писать первые диктанты. Что опять же дает почву для содержательного семейного общения на тему школьной жизни.

Кроме того, организованное новое пространство в группе детского сада способствует зарождению сюжетно-ролевой игры в школу.

Следующая используемая нами форма работы, поднимающая завесу таинства «школьного урока» это тематические занятия-беседы, которые проводят мамы наших воспитанников, работающие школьными учителями. Мамы-учительницы приходят в группу к ребятам, рассказывают о своей работе, о школьных буднях, готовят интересные задания, игры, эксперименты.

Не меньший восторг у дошколят вызывают встречи с выпускниками-первоклассниками. Это уже своеобразная традиция для наших выпускников приходить в детский сад после школы. Огромный интерес у детей вызывает школьная форма, содержимое ранца. Дети с удовольствием рассматривают школьные тетрадки, учебники, слушают рассказы первоклашек.

Поддержанию интереса к школе и развитию познавательных интересов способствует организация в группе специфической среды «Древо знаний». Воспитатели оформляют одну из стен группы и презентуют детям сказочное дерево знаний, знающее ответы на все вопросы. Воспитанники пишут письма с вопросами самостоятельно или при помощи родителя, педагога и размещают свой вопрос в дупле дерева. Иногда дерево «отвечает» на вопрос самым неожиданным образом: в листве могут прятаться части головоломки, содержащей ответ на вопрос, диск с видеофильмом, карта для поиска энциклопедии и т.п.

Еще одна форма работы, подразумевающая активную включенность семей это выставка тематических коллажей «ПервоКлассная семья». Как следует из названия смысл этой акции в создании семейного коллажа из фотографий ее членов в свой первый школьный день. В данном случае мы вновь побуждаем родителей окунуться в воспоминания детства, вспомнить себя в роли первоклашки, поделиться своими чувствами, переживаниями, смешными школьными историями.

Интеллектуальные игры «юный эрудит» проходят в нашем детском саду с 2004 года, обычно соревнуются команды дошколят между собой, или семейные команды. Два года назад мы провели первую игру с участием первоклашек и дошколят.

Во время интеллектуальной игры дети соревновались в эрудиции на тему «Я и природа!». Всего в игре принимали участие 4 команды – 2 команды детей дошкольников и 2 - состояли из учеников 1 класса. В состав жюри вошли педагоги ДОУ и школы, а также представители родительской общественности. Игра способствовала проявлению познавательных и интеллектуальных способностей, волевых и нравственных качеств детей обоих возрастов. Воспитанники детского сада имели возможность сразиться в интеллектуальном поединке с более старшими ребятами почувствовать уверенность в своих силах, понаблюдать за уже настоящими первоклассниками (как они выглядят в школьной форме, как отвечают на вопросы полными ответами, дисциплинированно выполняют правила игры, слаженно работают в команде).

Заметив интерес детей к общению со школьниками, мы решили расширить такие возможности и стали чаще приглашать к себе учеников начальной школы.

Так, ученики 3 класса побывали на метеоплощадке детского сада. Ребята старших групп познакомили школьников с этим необычным местом на своей территории. Дети с удовольствием рассказывали о метеоприборах, расположенных на метеостанции, показали способы наблюдения за погодными явлениями и их фиксации на экране погоды.

В свою очередь школьники проявили интерес к экспериментальной деятельности с использованием элементарных метеорологических приборов (флюгер, ветряной рукав), приняли активное участие в практической работе по измерению толщины снежного покрова. Дошкольники блеснули своими умениями относительно работы на метеоплощадке, а школьники углубили знания и представления детей о явлениях природы.

Еще одна встреча в рамках организованного мастер-класса в преддверии нового года отличалась особым теплом. Дошкольники с нетерпением ждали гостей (наводили порядок в группе, учебных зонах, оформляли выставку творческих работ). Ученики третьего класса испытывали ностальгию по своему дошкольному детству (игрушкам, запаху садовского обеда, общению с любимым воспитателем).

Школьники не только продемонстрировали ребятам способы работы с бумагой при изготовлении новогодней открытки, но и очень трогательно оказывали помощь дошколятам. Проявляли терпение при многократных повторах и медленном не точном выполнении указаний, успокаивали расстроившихся малышей. Вместе с тем третьеклассников удивили хорошие навыки работы с бумагой, которые продемонстрировали воспитанники подготовительной группы.

Удачным мероприятием оказались дружественные спортивные соревнования. В соревнованиях приняли участие смешанные команды воспитанников подготовительных групп и учеников начальной школы. Мероприятие проходило в школьном спортивном зале, что привело дошкольников в особый восторг. Необычность происходящего не ограничивалась незнакомым пространством. У дошколят пополнился личный опыт участием в игровых командных конкурсах, умением слышать и выполнять новые спортивные команды, взаимодействием с педагогом-мужчиной, старшими ребятами.

Для ребят начальных классов соревнования с участием дошколят стали важным событием: к участию готовились ребята сразу двух классов начальной школы – 2Г и 4Б. Перед учителями физкультуры стояла непростая задача – подготовить такие соревнования, чтобы они были по силам и будущим первоклассникам, и выпускникам начальной школы.

Интересным опытом взаимодействия оказалось проведение совместного со школьными учителями творческого конкурса «Сказка на песке». Воспитанники детского сада воплощали при помощи песка сюжеты из любимых сказок, учителя выступали в качестве жюри. Подбадривали ребят, хвалили, высказывали конструктивные замечания, задавали уточняющие вопросы. Для наших детей, это был необычный опыт общения с другими взрослыми.

Ну и, пожалуй, самый традиционный и долгожданный праздник, венчающий серию мероприятий это «Выпуск в школу». В игровой форме выпускникам детского сада различные герои устраивают «выпускной экзамен». Тут вам и Вовка из тридевятого царства, и Фея музыки, и Двойка, и Госпожа Лень, и Королева Знаний. Сюжетная линия каждого героя направлена на раскрытие и демонстрацию достижений детей за время пребывания в детском саду, укрепление их веры в свои возможности. Праздник являет собой торжество готовности к школе!

Очень важно и за порогом детского сада бережно обращаться с взращенными чувствами к школе, и воспитанным интересом к новой социальной роли. Продолжать начатое в школьных стенах, во время тех самых пресловутых «школьных будней» конечно забота близких взрослых – родителей и педагогов. Ещё на протяжении нескольких лет дети нуждаются в принятии и поддержке.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.