12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна Халина39
Россия, Кемеровская обл., Кемерово
1

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (ПИСЬМЕННАЯ ЧАСТЬ)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К ЕГЭ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

(ПИСЬМЕННАЯ ЧАСТЬ)

Халина Анна Павловна


Аннотация: Этот материал предназначен для учителей, которые не имеют опыта подготовки обучающихся к ЕГЭ по английскому языку и испытывают трудности в проведении консультаций с учениками, которые выбрали предмет для сдачи ЕГЭ. В статье рассматриваются некоторые стратегии при подготовке обучающихся к экзамену, из личного опыта.

Ключевые слова: ЕГЭ, английский язык, ошибки, памятка, методический прием.


THE IMPROVING OF METHODOLOGY OF PREPARING STUDENTS FOR

RUSSIAN NATIONAL TEST

(WRITTEN PART)

Anna P. Khalina


Abstract: This material is intended for teachers who have no experience in preparing students for Russian National Test (EGE) and have difficulties in consulting students who have chosen to pass English language as the subject for EGE. The article is given consideration to some strategies for preparing students for the exam from personal experience.

Key words: EGE, English language, mistakes, note, teaching technique.


Единый государственный экзамен оказывает заметное влияние на сам процесс обучения иностранным языкам. Поскольку в ЕГЭ большая роль отводится контролю продуктивных умений и навыков, владению такими видами речевой деятельности, как письмо и говорение, обучение стало больше ориентироваться на формирование реальной коммуникативной компетенции и приобретать более деятельностный характер.

В одном из определяющих документов по подготовке к ЕГЭ «Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по иностранным языкам» указывается, что «целью единого государственного экзамена по иностранному языку является определение уровня иноязычной коммуникативной компетенции экзаменуемого. Основное внимание при этом уделяется речевой компетенции, т.е. коммуникативным умениям в разных видах речевой деятельности: аудировании, чтении, письме, а также языковой компетенции, т.е. языковым знаниям и навыкам».

Учащиеся должны понимать, что экзамен представляет собой строго организованную систему заданий, которые должны быть выполнены согласно определенным правилам. Опыт показывает, что не всегда решающую роль играют только знания. Например, неумение следить за временем, неправильно выбранная стратегия могут сыграть злую шутку даже при блестящем английском. Также одним из ключевых моментов сдачи ЕГЭ по английскому языку, тем более в контексте введения устной части, является снятие каких-либо языковых барьеров. Язык можно заучить только до определенного момента, но рано или поздно вы столкнетесь с необходимостью чувствовать язык, осознавать его, пропускать через себя, не бояться языка.

Результаты проверки владения грамматическими и лексическими навыками (раздел «Грамматика и лексика») свидетельствуют о том, что значительная часть учащихся испытывает трудности в выборе адекватных видовременных форм глаголов и в определении лексических единиц, необходимых для подстановки в предлагаемый текст.

Те проверяемые умения и навыки (распознавание и употребление в речи основных морфологических форм иностранного языка и различных грамматических структур; знание основных способов словообразования и навыки применения их; распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (с особым вниманием к лексической сочетаемости); знание правил орфографии и навыки применения их), которые напрямую связаны с продуктивными видами речевой деятельности, лучше сформированы у выпускников с высоким уровнем подготовки.

Какие же ошибки чаще совершают наши дети? В аналитическом отчете по результатам ЕГЭ года указывается, что выпускники на экзамене чаще всего:

Приступают к выполнению задания, не прочитав весь текст, без чего не могут определить время повествования, последовательность действий;

Воспринимают каждое предложение как отдельно взятое, вне связи его со всем текстом;

Ориентируются только на наречие времени и не могут сориентироваться в тексте без него;

Не понимают структуру предложения, какой член предложения пропущен, в результате употребляют не ту часть речи, которая требуется;

Часто путают глагольные формы;

Невнимательно читают задание - если инструкция требует употребления подходящей формы опорного слова, пропуск не может быть заполнен опорным словом без изменения или однокоренным словом;

Делают ошибки в написании слова, в результате ответ не засчитывается.

Все перечисленные выше ошибки свидетельствуют о невнимательном чтении контекста, неумении анализировать структуру предложений для определения требующейся части речи и незнании проверяемых лексических единиц.

Какие же шаги необходимо предпринять, чтобы улучшить качество знаний учеников?

Для ознакомления и тренировки в употреблении видовременных форм глагола, лексических форм нужно использовать связные тексты, которые помогают понять характер обозначенных в нем действий и время, к которому эти действия относятся, облегчит выбор языкового материала;

При обучении временам глагола обращать больше внимания на предложения, в которых отсутствует наречие времени, а использование соответствующей видовременной формы глагола обусловлено контекстом;

Надо давать больше тренировочных заданий, в которых сопоставляются разные возможные формы вспомогательного глагола и при выполнении которых закрепляется навык употребления подходящей формы глагола в зависимости от подлежащего в предложении;

Задания должны составляться на основе связных текстов, в которых употребление соответствующей видовременной формы глагола осуществляется с учетом правила согласования времен;

Необходимо, чтобы учащиеся понимали структуру предложений и соблюдали порядок слов, соответствующий построению предложений в английском языке;

Обращать внимание на правильное написание слов.

Необходимо пошагово отрабатывать технологию выполнения задания:

Внимательно прочтите и поймите задание (что нужно сделать);

Прочитайте заголовок и весь текст, чтобы понять его общее содержание, так как это поможет правильно употребить пропущенные формы;

Прочитайте текст по предложениям, старайтесь вписать в пропуски подходящие слова. При этом нужно определить, какая именно требуется грамматическая/лексическая форма от опорного слова в соответствии со смыслом текста и предложения. Заполните сначала те пропуски, где вы уверены в ответе;

Заполните оставшиеся пропуски. Если вы не уверены, все равно впишите слова, которые кажутся вам наиболее приемлемыми;

Перечитайте текст со вставленными словами и убедитесь, что они подходят грамматически/лексически и правильно написаны.

При формировании навыков использования средств словообразования можно предложить ученикам следующую памятку:

Прочитайте заголовок и весь текст, чтобы понять его общее содержание, так как это поможет правильно употребить пропущенные формы.

Прочитайте текст по предложениям, старайтесь вписать в пропуски подходящие слова. При этом нужно определить, какая часть речи необходима для заполнения пропуска, какой суффикс добавляется к корню опорного слова для образования нужной части речи и какой префикс или суффикс придают образованному слову необходимое по смыслу значение. Заполните сначала те пропуски, где вы уверены в ответе.

Заполните оставшиеся пропуски. Если вы не уверены, все равно впишите слова, которые кажутся вам наиболее приемлемыми.

Перечитайте текст со вставленными словами и убедитесь, что они подходят грамматически и правильно написаны.

Особое внимание следует обратить на сочетаемость слов на всех этапах обучения лексике, на запоминание и тренировку в употреблении устойчивых словосочетаний, а также фразовых глаголов.

Для работы над разделом «Лексика и грамматика» целесообразно использовать следующие виды упражнений:

упражнения на идентификацию и дифференциацию лексического или грамматического явления (найдите, подчеркните, выберите): найдите префиксы в словах, выберите однокоренные слова в тексте, найдите слова данного способа образования в словаре; подберите синонимы, антонимы; сопоставьте прилагательные с существительными; выберите из данных слов подходящее по контексту; прочитайте текст и подчеркните неприемлемые варианты; анализ использованной в контексте видовременной формы глагола; распределите выделенные в тексте прилагательные по степени сравнения.

упражнения на подстановку и субституцию: прочитайте текст и вставьте в пропуски слова или словосочетания; определите, какое одно слово пропущено в трех предложениях; замените выделенные слова в тексте их синонимами; вставьте фразовые глаголы; составьте предложения по таблице; по рисункам (напр. определите, чем занимался человек в течение выходных); найдите ошибки в предложениях, опираясь на текст;

упражнения на трансформацию: заполните таблицу, образуя из глаголов существительные и другие части речи; добавьте отрицательные префиксы к выделенным в тексте словам; вставьте подходящие по смыслу глаголы в Present form в предложение; подставьте вспомогательные глаголы в правильной форме; измените подписи к рисункам, используя правильную форму; скажите, что сделал, делает или собирается делать персонаж на рисунке.

конструктивные упражнения: составьте словосочетания из слов, предложение из словосочетаний; закончите предложение, перефразируйте предложение, используя новые слова.

речевые упражнения: сделайте тексты менее формальными, заменив выделенные глаголы на фразовые и наоборот; перескажи текст, используя новые слова и выражения; вопросно-ответные упражнения с использованием определенных грамматических явлений; измени текст на противоположный по значению, используя слова с отрицательными префиксами.

контролирующие упражнения: лексические диктанты, содержащие задания на перевод слов или словосочетаний, продолжение предложений; трансформация слов в контексте; трансформация предложений с использованием определенной конструкции.

Ведущая роль учителя в подготовке к 37 – 38 заданиям неоспорима. Большое количество платформ, сайтов и индивидуальных занятий не отменяет, а лишь усиливает ответственность ведущего учителя в подготовке учеников к экзамену. Вопрос в том, как сделать консультации по предмету полезными, эффективными и интересными?

Конечно, необходимо разнообразить задания, делать их нестандартными. Например, при проверке выполненного задания №38, дать обучающимся возможность побыть в роли экспертов. Работы своих одноклассников проверяются по критериям, выставляются баллы. Это очень эффективный метод подготовки, когда учащиеся анализируют ошибки других и в дальнейшем избегают их повторения в своих работах.

Еще один методический прием при отработке лексико-грамматических заданий «Редактируй текст». Учащимся предлагается текст с заведомо неверными предложениями различного характера. Задание для учащихся «редактировать» и исправить неверные предложения. Упражнение хорошо подходит для автоматизации лексико-грамматических навыков.

Методический прием «Придумай задание» также разнообразит подготовку к экзамену, тренирует навыки и умения. Это задание обучающиеся получают в качестве домашнего задания, а на консультации обмениваются материалами и решают их с дальнейшей взаимопроверкой.

Необходимо помнить, что при подготовке к ЕГЭ важен не объем выполненных учащимися заданий, а качество выполнения и понимания.

Учащиеся должны вести записи новых слов, словосочетаний, выражений, которые могут пригодиться при работе с языковыми заданиями. Во время работы с упражнениями расширяется лексический и грамматический «багаж», доводятся до автоматизма языковые навыки, что экономит время выполнения тестов на экзамене.

Важно отметить о психологической готовности обучающихся к ЕГЭ. Эта готовность достигается путем многократных упражнений языковых умений и навыков. Использование симуляторов процедуры устного экзамена обязательно в плане подготовки к устным заданиям.

Мониторинг подготовки обучающихся к ЕГЭ проводится регулярно на диагностических работах по сдаваемому предмету, а также на срезах знаний в формате ЕГЭ.

Рекомендуется обучающимся вести карты достижений, где сам ученик записывает все успехи или не успехи, отслеживает пройденный материал, результаты тестовых заданий и проверочных работ.


Список используемой литературы

http://www.fipi.ru/

http://www.english.language.ru/

https://ege.sdamgia.ru/

https://hw.lecta.ru/homework/new/1965


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.