Статья «Современная форма составления конспекта занятия, соответствующего ФГОС ДО»
Современная форма составления конспекта занятия, соответствующего ФГОС ДО».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования значительно отличается от принятых ранее документов в дошкольном образовании. Одним из главных отличий в том, что теперь требования предъявляются не к ребёнку, а к педагогам дошкольного образования. Именно они обязаны создавать условия для полноценного развития дошкольников.
ФГОС ДО выделяет основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
В связи с этим, появились некоторые изменения в написании конспекта занятий в ДОО.
Так, целью любого занятия в детском саду является создание условий для полноценного развития ребёнка и это отмечается в конспекте. При этом необходимо выделить деятельность детей из 5 образовательных областей:
- познавательная;
- речевая;
- социально-коммуникативная;
- художественно-эстетическая;
- физическая.
Например:
«Цель: создать условия для познавательной и речевой деятельности детей, в которой они смогут реализовать следующие
Задачи:»
Т.е. меняется только деятельность детей (речевая, художественно-продуктивная, коммуникативная и т.д.) в зависимости от занятия.
В задачах вы отмечаете то, что должен на занятии сделать ребёнок: угадать загадку, перечислить признаки, нарисовать, вырезать из бумаги, составить рассказ, помочь товарищу и т.д.
Например:
«задачи: - найти и перечислить все изображённые предметы в тетради и назвать одним словом каждую группу предметов;
- помочь зайчику добраться до леса по лабиринту и раскрасить его путь цветным карандашом;
- выбрать из большого количества одинаковые предметы и раскрасить их цветными карандашами, опираясь на образец;
- рассказать стихотворение из пальчиковой гимнастики и произвести необходимые движения пальцами;
- помочь товарищу в случае затруднения выполнения им задания.
При этом задачи не делятся на группы (развивающие и воспитывающие), пишутся вместе.
В разделе «Оборудование» без изменений. Описываются все необходимые для проведения занятия пособия, раздаточный материал, технические средства.
«Ход занятия». Подразумевается деление занятия на 4 – 5 частей.
1часть – приветствие, создание благоприятного психо-эмоционального
Состояния воспитанников и настрой их на тему занятия.
2 часть – может включать повторение пройденного материала, проверку домашнего задания (если оно было).
3 и 4 часть – основные. Знакомство с новым материалом, практические и индивидуальные задания, игра. Необходимо использовать физкультминутки (динамические минутки), пальчиковую гимнастику для снятия физической и эмоциональной усталости детей.
5 часть – заключительная. Подведение итогов, пожелание удачи, прощание.
Конспект пишется в безличной форме. Например, вместо: «Здравствуйте, ребята!» - «Педагог приветствует детей», вместо: «Ребята, как вы думаете, кто прислал нам письмо?» - «Педагог интересуется, знают ли дети от кого пришло письмо».
Сидорова Зоя Григорьевна
Болтова Елена Ильинична