Современные формы и методы обучения в образовательном процессе.
Современные формы и методы обучения в образовательном процессе.
Современные формы и методы обучения на уроках повышают мотивацию учащихся и интерес к предмету. Проблема повышения мотивации обучения требует нового подхода к её решению, разработки более совершенных форм и методических приемов обучения. Эта проблема чрезвычайно актуальна. Познавательный интерес учащихся формируется под влиянием многих факторов: содержание предмета, методы и формы обучения, средства обучения, материальная база обучения, деятельность учащихся и учителя, виды познавательной деятельности.
Укреплению познавательного интереса учащихся способствует несколько условий:
1. Активная мыслительная деятельность учащихся (понимание, логическое мышление, творческое мышление).
2. Развитие познавательных интересов и личности в целом (построить учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся).
3. Эмоциональная атмосфера обучения.
4. Комфортное общение в учебном процессе (ученик - учитель; ученик – родитель; ученик – коллектив).
Методы обучения: традиционные (пассивные и активные) и современные (интерактивные).
Активные методы обучения:
Имитационные: игровые (деловые, ролевые, дидактические), не игровые (активная консультация или ситуация, тренинги)
Неимитационные методы (проблемная лекция или семинар, конференция, олимпиада)
Интерактивные методы – это наиболее современная форма методов обучения. Интерактивное обучение (или «диалоговое обучение») — это изначально разновидность активного обучения, которая переросла в отдельный метод. Взаимодействие происходит не только между учителем и учениками, но и между группами или отдельными обучающимися.
Их цель: создание комфортных условий, при которых учащийся будет чувствовать свою успешность и интеллектуальную состоятельность.
Интерактивное обучение подразумевает:
1. активности и взаимосвязи, благодаря которым и педагог, и ученики вовлечены в процесс и ищут решения;
2. равенство в общении, которое помогает открыто обсуждать возможные исходы;
3. эксп ерименты, творческий подход.
Средства обучения: интерактивные доски, проекторы, робототехника, компьютеры и оргтехника.
Формы обучения — это виды занятий. Здесь от учителя нужно больше активности и творчества, чем при других вариантах проведения уроков.
Мастер-классы — передача практического опыта от учителя к ученикам.
Кейсы — решение конкретной ситуации.
Голосование, опросы — обсуждение, в ходе которого ученики активно включаются в поиск истины, открыто делятся мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения.
Мозговой штурм — совместное генерирование идей и поиск нестандартных творческих решений.
Проекты — самостоятельная работа над поставленной задачей.
Тренинги — совместный поиск решения проблемы с последующим обсуждением.
«Микрофон» — высказывание одного ученика по поставленной проблеме, остальные не комментируют.
«Броуновское движение» — хаотичное передвижение по классу в поиске решения.
Дебаты — обоснованные и аргументированные высказывания двух сторон.
Деловые игры — обыгрывание ситуаций.
Пары и малые группы — работа вдвоём и более.
«Дерево решений» — работа с ватманами: группы записывают решение ситуации, а зате м меняются ватманами, добавляя свои идеи на ватман соседей.
Недостатки метода:
1. малое количество методических разработок,
2. недостаточная квалификация педагогов,
3. высокие финансовые затраты на оборудование.
В XXI веке основной задачей образования является - воспитание личности, способной выжить и преуспеть в конкурентном мире. Использование современных форм и методов обучения в образовательном процессе дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Список использованных источников
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, –73 с.
Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся //Современная педагогика. 1999. – 27 с.
Кругликов В.Н., Платонов Е.В., Шаранов Ю.А. Методы активизации познавательной деятельности. СПб.: Знание, 2006. – 190 с.