Современные формы и методы обучения в образовательном процессе.

0
0
Материал опубликован 31 August

Современные формы и методы обучения в образовательном процессе.

       Современные формы и методы обучения на уроках повышают мотивацию учащихся и интерес к предмету. Проблема повышения мотивации обучения требует нового подхода к её решению, разработки более совершенных форм и методических приемов обучения. Эта проблема чрезвычайно актуальна. Познавательный интерес учащихся формируется под влиянием многих факторов: содержание предмета, методы и формы обучения, средства обучения, материальная база обучения, деятельность учащихся и учителя, виды познавательной деятельности.

Укреплению познавательного интереса учащихся способствует несколько условий:

1. Активная мыслительная деятельность учащихся (понимание, логическое мышление, творческое мышление).

2. Развитие познавательных интересов и личности в целом (построить учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся).

3. Эмоциональная атмосфера обучения.

4. Комфортное общение в учебном процессе (ученик - учитель; ученик – родитель; ученик – коллектив).

Методы обучения: традиционные (пассивные и активные) и современные (интерактивные).

Активные методы обучения:

Имитационные: игровые (деловые, ролевые, дидактические), не игровые (активная консультация или ситуация, тренинги)

Неимитационные методы (проблемная лекция или семинар, конференция, олимпиада)

Интерактивные методы – это наиболее современная форма методов обучения. Интерактивное обучение (или «диалоговое обучение») — это изначально разновидность активного обучения, которая переросла в отдельный метод. Взаимодействие происходит не только между учителем и учениками, но и между группами или отдельными обучающимися.

Их цель: создание комфортных условий, при которых учащийся будет чувствовать свою успешность и интеллектуальную состоятельность.

Интерактивное обучение подразумевает:

 1. активности и взаимосвязи, благодаря которым и педагог, и ученики вовлечены в процесс и ищут решения;

2. равенство в общении, которое помогает открыто обсуждать возможные исходы;

3. эксп ерименты, творческий подход.

Средства обучения: интерактивные доски, проекторы, робототехника, компьютеры и оргтехника.

Формы обучения — это виды занятий. Здесь от учителя нужно больше активности и творчества, чем при других вариантах проведения уроков.

 Мастер-классы —  передача практического опыта от учителя к ученикам.

Кейсы — решение конкретной ситуации.

Голосование, опросы — обсуждение, в ходе которого ученики активно включаются в поиск истины, открыто делятся мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения.

Мозговой штурм — совместное генерирование идей и поиск нестандартных творческих решений.

Проекты — самостоятельная работа над поставленной задачей.

Тренинги — совместный поиск решения проблемы с последующим обсуждением.

«Микрофон» — высказывание одного ученика по поставленной проблеме, остальные не комментируют.

«Броуновское движение» — хаотичное передвижение по классу в поиске решения.

Дебаты — обоснованные и аргументированные высказывания двух сторон.

Деловые игры — обыгрывание ситуаций.

Пары и малые группы — работа вдвоём и более.

«Дерево решений» —  работа с ватманами: группы записывают решение ситуации, а зате м меняются ватманами, добавляя свои идеи на ватман соседей.

Недостатки метода

1. малое количество методических разработок,

2. недостаточная квалификация педагогов,

3. высокие финансовые затраты на оборудование.

В XXI веке основной задачей образования является - воспитание личности, способной выжить и преуспеть в конкурентном мире. Использование современных форм и методов обучения в образовательном процессе дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Список использованных источников

Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.:  Просвещение, –73 с.

Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся //Современная педагогика. 1999. – 27 с.

Кругликов В.Н., Платонов Е.В., Шаранов Ю.А. Методы активизации познавательной деятельности. СПб.: Знание, 2006. 190 с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Теги публикации
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации