12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гусева Анна Владимировна2685
Стаж работы в школе 23 года. Категория высшая.
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск
7

«Современные образовательные технологии как основной ресурс совершенствования профессиональной компетентности педагога: «Деятельностный подход в обучении истории и обществознания ». Урок истории 10 класс по теме: «Революция и культура».

Анна Владимировна Гусева

МОУ «СОШ №12» г. Магнитогорска



«Современные образовательные технологии как основной ресурс совершенствования профессиональной компетентности педагога: «Деятельностный подход в обучении истории и обществознания ».



«Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню,

дай мне сделать – и я пойму».

Конфуций.


В условиях современного информационного общества обучающийся несомненно должен обладать высоким уровнем учебных знаний, умений, навыков, которые он мог бы умело применять на практике в реалиях жизни.

Поэтому государство сегодня перед школой и учителями ставит новые цели и задачи: обучающийся уже в школе должен быть критичным и самостоятельным в принятии решений, самостоятельно организовывать собственную учебную деятельность, иметь четко сформированную мотивацию к другим видам деятельности, быть творческим и коммуникативным, уметь работать в группе для более эффективного результата. В формировании и воспитании интеллигентного, мобильного, открытого к диалогу, способного к духовному саморазвитию человека, педагогу помогают личностно-ориентированные технологии.

Наиболее эффективной из них является технология деятельностного подхода в обучении.

«Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательно деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат». Таким образом, дети сами для себя «открывают» учебное знание в процессе самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности. Роль учителя заключается в том, что он направляет деятельность обучающихся, подводит к выводу темы занятия и корректирует более точно, научно формулировки теоретического материала, алгоритмов учебных действий своих воспитанников. Это помогает обучающемуся быть лично заинтересованным в получении знания, углубляться в его суть.

В условиях реализации деятельностного подхода обучения на уроках «Истории» и «Обществознания», необходимо ориентироваться на такие принципы как:

Принцип деятельности (обучающий не получает готовое историчесое и обществоведческое знание, совершенствуя свои теоретические и практические знания, умения и навыки по теме, он добывает его сам через систему заданий, которые предлагает учитель);

Принцип непрерывности (предполагается, что между всеми этапами обучения предмету история и обществознание на уровне технологии с учетом психологического развития обучающегося сохраняется преемственность);

Принцип целостности (происходит формирование общего исторического и обществоведческого знания по результатам обучения с применением данной технологии);

Принцип психологического комфорта (создание на уроках истории и обществознания доброжелательной атмосферы получения знания и общения разных форм);

Принцип альтернативы (заключается в возможности для учащегося выбирать варианты принимаемых решений);

Принцип творчества (действия обучающихся должны нести творческую составляющую и формироваться в опыт).

Основным и универсальным источником формирования исторического и обществоведческого знания в современном процессе обучения остается учебник. В процессе работы с учебником у школьников формируются умения осуществлять различные мыслительные операции, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.

Умение работать с учебником позволяет учителю и обучающемуся более экономно и эффективно использовать учебное время – как на уроке, так и при подготовке домашнего задания.

Не научившись на уроке работать с учебником, значительная часть школьников не может полноценно использовать его в качестве источника знаний. Такие ученики не имеют четких представлений о структуре учебника, следовательно, много времени расходуют на поиски нужных сведений для ответа на вопрос. Большие трудности вызывает у многих ребят работа с текстом. Они не могут разделить его на смысловые части, выделить главные мысли, составить план, найти необходимые сведения для заполнения таблиц и схем. Если на уроке редко организуется работа учеников с иллюстрациями, то школьники не расценивают их в качестве важного источника знаний. В итоге учащиеся затрудняются объяснить, что изображено на иллюстрации, не могут ее озаглавить, составить по ней рассказ и т.д.

В целях эффективного использования учебника в самостоятельной деятельности, школьники должны овладеть рядом умений:

выделять главное в отрывке текста, использовать для ориентации в теме урока название пунктов параграфа,

пересказать текст, привлекая иллюстрации,

составлять план ответа по параграфу,

использовать в пересказе несколько источников знания (текст, таблицы, схемы, документы и т.д.),

рассматривать вопрос в динамике и др.

К возможным примерам работы обучающихся по учебнику можно предложить следующие варианты:

Тест. работа с понятиями темы, составление таблиц, схем и т.д.

Исторические, обществоведческие задачи.

Работа с исторической картой.

План параграфа (простой, сложный, тезисный, информативный, картинный и т.д.).

Текст с ошибками.

Изложение исторических событий в диалоге, споре, беседе и т.д.

Словесная и образная стилизация исторической информации (дневники, письма, листовки», газеты, проспекты и т.п.).

Кроссворды и т.д.


Помимо применения конкретных заданий, которые учитель может использовать поэлементно на уроке в условиях реализации деятельностного подхода обучения, уместно применение следующих форм урока:

Урок-практика – форма учебного занятия по истории и обществознанию, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической творческой деятельности в виде проекта или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого, выполняют тесты разного уровня сложности и т.д.

Проблемы, выносимые на практические занятия, должны являться ключевыми, быть интересными и посильными для учеников.

Лабораторный урок – форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или документам. С уроком изучения нового материла и школьной лекцией лабораторное занятие объединяет общность дидактической задачи, а отличает в первом случае – высокая степень самостоятельности учащихся в овладении новыми знаниями и умениями, а во втором – иные источники учебной информации, а также деятельность учителя уже не в качестве информатора, а как организатора и консультанта.

Урок - семинар – форма учебного занятия, на которой преобладает самостоятельная работа старшеклассников при изучении нового материала, его обобщение и систематизации. Но в отличие от других форм учебных занятий по истории на семинаре школьники не просто овладевают новыми знаниями и умениями, а выносят их на коллективное обсуждение в классе после предварительной работы дома с рекомендательной литературой. Таким образом, семинар является более сложной формой организации учебного процесса, который предшествует уроки изучения нового материала и лабораторные занятия. В последние годы наблюдаю тенденцию, когда дети при подготовке к семинару больше работают с компьютером, а не с литературой.

К результатам реализации деятельностного подхода в обучении можно отнести:

- активизируется познавательная деятельность учащихся на творческой основе;

- учащиеся приобретают умение грамотно, аргументировано отстаивать свою позицию;

- вырабатываются навыки критического анализа текста разных источников знания;

- создается ситуации успеха для каждого школьника;

- актуализируется мыслительной деятельности школьников.


К трудности внедрения деятельностного подхода в обучении можно отнести:

Большие затраты времени на подготовку к уроку. Как со стороны учителя, так и обучающихся;

определенная база знаний, мыслительная деятельность;

владение коммуникативными навыками: умение выступать публично, аргументированно доносить информацию (семинары, диспуты, ролевые игры);

низкая мотивация обучающихся к учебном процессу.


Для устранения подобных проблем можно использовать активизацию познавательной и практической деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания через разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению истории и обществознания, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: тестовые формы деятельности, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, использование презентаций с иллюстрациями, динамичное переключение с одной формы работы на другую и т.д.

Деятельностный подход  лежит в основе многих современных  педагогических технологий:

Проектной деятельности.

Интерактивных методов обучения

Проблемно – диалогового обучения

Интегрированного обучения 

Таким образом, говоря о применении системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания, нельзя ориентироваться только на поток информации. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и анализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, лабораторные и практические занятия – это все то, что направлено на общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у обучающихся установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям. Дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с обучающимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Литература.

Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под. ред. Е.С. Полат. – М., 2002.

Петерсон Л.Г. Теория и практика построения непрерывного образования. – М., 2001.

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. и др. Что значит уметь учиться? – М., 2006.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Интернет-источники.

https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2017/01/23/realizatsiya-sistemno-deyatelnostnogo-podhoda-na-urokah-istorii-i

https://infourok.ru/sistemno_-_deyatelnostnyy_podhod___na_urokah_istorii_i_obschestvoznaniya.-130087.htm

Технологическая карта урока истории 10 класс.

Тема урока

«Революция и культура».

Учебник

История. История России. 1914г. – начало XXI в.. учебник для 10 класса общеобразоват. организаций. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч. 1 . 1914-1945/ В.А. Никонов, С.В. Девятов; под науч.ред С.П. Карпова.- 2-е изд. М.: ООО «Русское слово- учебник 2020, - 312с (ФГОС. Инновационная школа).

Класс

10 класс

Время урока

90 мин.

ФИО учителя /ОУ

Гусева Анна Владимировна МОУ «СОШ №12» г. Магнитогорска

Тип урока

Открытие нового знания

Цель урока/задачи урока

Познакомить учащихся с понятием – культура, культурная революция, Пролеткульт, атеизм. Выявить особенности культуры новой советской власти период 1918-1920 гг., рассмотреть проявления культурной революции данного периода, обсудить способы взаимодействия политической власти и культуры, побеседовать по вопросу урока: «Как взаимодействовала политика и культура в 1920- е гг.?».

Образовательные ресурсы

Учебник, карта для учащегося/учителя по теме урока (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1,2).

План урока

Интеллигенция и революция.

Большевистское руководство культурой.

Культура и коммунистическая пропаганда

Наука и пропаганда.

Борьба советской власти с религией и церковью.

Основные понятия темы

Гражданская война, революция, культура, культурная революция, Пролеткульт


Проблемные вопросы урока

Каковы особенности культуры 20-х гг. xx века?

Как взаимодействовала политика и культура в 1920- е гг.?

Какие духовные ценности сформировались в 20-е гг. в советской культуре?


Образовательная технология

Деятельностный подход в обучении.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, эвристический, практический.

Формы: индивидуальная, в парах, фронтальная.



Планируемые результаты:

Учащиеся должны характеризовать особенности культурной революции 1918-20 гг., соотносить особенности исторического развития государства во взаимосвязи событий с культурным развитием, соотносить социальные объекты, выясняя их общие черты и различия, владеть принципом работы с учебником, в котором встречается текст и вопросы, аргументированно отвечать на вопросы учителя , при изучении нового материала, составлять план ответа по тексту, анализировать проблемные задачи и вопросы по теме, перекладывать теоретическое знание на практику при выполнении теста.

Предметные

Метапредметные

Личностные

Применять изученный понятийный аппарат, объяснять сущность культурной революции периода 1918-1920 гг. в России, выявить причины ее проведения; взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения: находить нужную социальную информацию, выполнять практические задания по теме.

1) коммуникативные: критично относится к своему мнению, корректировать его, с достоинством признавать его ошибочность;

2) регулятивные: сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых корректировок;

3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, давать определения понятий;


сознательная организация и регулирование своей модели поведения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.















Организационная структура урока.

ОБУЧАЮЩИЕСЯ РАБОТАЮТ С КАРТОЙ УРОКА (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)

Этап урока

Время

Обучающие и развивающие компоненты /задания, упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формы организации взаимодействия

Универсальные учебные действия (УУД)

Формы контроля

Мотивационно - целевой этап.

5-7мин.

Эмоциональное и психологическое побуждение учащихся к учебным действиям (формулировка темы урока, целей и задач) по изучаемому материалу.

Создает условия у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет формулировку и постановку темы, целей урока. Обозначает круг вопросов, которые будут затронуты при изучении темы.

Направляет практическую работу учащихся с заданиями на повторение.


Чтобы определить цель урока предлагает обучающимся познакомимся с эпиграфом урока, предлагает выбрать проблемный вопрос урока

Задает вопрс обучающимся:


Почему выбрали данный вопрос урока?


Запишите тему и проблемный вопрос урока в тетрадь.


Тема нашего урока «Революция и культура» .


Проблемный вопрос урока: « Как взаимодействовала политика и культура в 1920- е гг.?»


Читают эпиграф в карте урока «В театрах толкуют Маркса директору, трагической актрисе, дворнику, суфлеру, зрителю».

Н.Н. Беберова (писательница)

Слушают и отвечают на вопросы учителя к эпиграфу.

Ответ на вопрос учителя: Данный вопрос выбираем, т.к. политическая идеология проникла во все сферы жизни общества, даже в культуру. Идеологией новой партии были заинтересованы все представители общества.


Обсуждают и формулируют цель и проблемный вопрос урока . Записывают в тетрадь тему и проблемный вопрос урока.

фронтальная

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цели урока после предварительного обсуждения.

Коммуникативные – точно и грамотно выражать свои мысли


Словесные

Письменно в тетради.

2.Этап

Работа с понятиями по теме урока.

5 мин.


Обратите внимание на задания вначале урока, сформулируй 1 признак культуры 20-х гг. XX века.


Цель: Прочитайте П.12 пункт 1, абзац 1 и сформулируйте основную цель развития культуры 20-хх гг. XX века.


Как понимаем термин культурная революция?


Читают материал учебника. Выделяют признаки культуры 20-х гг. XX в. Записывают в карту урока.

Взаимосвязь культуры и исторических событий периода 1918-20 гг..

формирование новых социокультурных  ценностей учения марксизма-ленинизма.

активное использование культуры  в уничтожении социального неравенства.

сильное влияние политической идеологии на культуру.

появление штампов (банально повторяющиеся приемы).

t1616822063aa.gif





Определяют цель развития культуры.

Цель: Основная цель культурной революции первой четверти XX века состояла в воспитании нового человека, более разумного и совершенного, рвущего связь с прошлым.

t1616822063aa.gif



Определяют понятие:


Культурная революция — комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества.



Индивидуальная и фронтальная работа

Регулятивные - самостоятельно обнаруживать основные понятия новой темы.

Коммуникативные – точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии, задавать вопросы для организации собственной деятельности.


1. Устные ответы.

2. Запись в тетрадь


3.Работа по теме урока.

60 мин.


Предлагает начать работу в парах по теме :

«Большевистское руководство культурой».


1 вариант

Прочитайте П.12 пункт 2 и подготовьте пересказ по плану .


2-вариант: Составьте 3 вопроса по содержанию П.12 пункт 2.


Проверим, как вы справились с заданием


Предлагает начать работу в парах по теме: «Культура и коммунистическая пропаганда»,



1-вариант: Составить 3 вопроса по содержанию П.12 пункт 3.



2 вариант Прочитайте П.12 пункт 3 и подготовьте пересказ по плану.


Проверим, как вы справились с заданием.



Прочитайте П.12 пункт 4 и ответьте на вопросы теста.

Проверка теста. (2 -3 работы индивидуально, 1 работа вслух)



Познакомьтесь с содержанием П.12, пункт 5 и заполните пропуски в тексте.

Проверка текста (2 -3 работы индивидуально, 1 работа вслух)


Работа в парах по теме:

«Большевистское руководство культурой».


1 вариант

Читают П.12 пункт 2 и готовят пересказ по плану.


2-вариант: Составляют 3 вопроса по содержанию П.12 пункт 2.

Работают по выполненному заданию.


Работа в парах по теме:

1 вариант Составляют 3 вопроса по содержанию П.12 пункт 3.

2 вариант

Читают П.12 пункт 3 и готовят пересказ по плану.

Работают по выполненному заданию.




П.12 пункт 4 и ответьте на вопросы теста.



Проверка теста.

(2 -3 работы индивидуально, 1 работа вслух)




Заполняют пропуски в тексте



Проверка текста (2 -3 работы индивидуально, 1 работа вслух)


Индивидуальная и фронтальная работа.

Регулятивные: совместно с учителем формулируют определения понятий темы, выходят из ситуации незнания. Самостоятельно определяют, насколько их ответ приближен к научному знанию

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления, ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи;

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебника аргументировано отстаивают точку зрения в процессе дискуссии, работают в парах, ведут диалог, ведут монолог, отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план.

Личностные – направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;

Устные

ответы.



Оформление ответа письменно.


4.Подведение итогов урока/ Первичное закрепление и осмысление материала


10

На данном этапе ученикам предлагается вернуться к вопросу урока по новой теме. Теперь обучающиеся индивидуально отвечают на вопрос урока. Они объясняют и аргументируют свои действия. Проверяют ответ. Обсуждая его содержание. Дополняют ответы друг друга до максимально полного.

Предлагает вернуться к вопросу урока (если вы считаете, что нужно его поменять, то можете это сделать). Ответьте на вопрос письменно.


Отвечают на вопрос урока: Политика новой власти в культуре была направлена на создание новой советской интеллигенции. Факторы влиявшие на соц.культурные процессы это - урбанизация , индустриализация, а также "культурная революция". Составной частью плана перехода от капитализма к социализму была так называемая «культурная революция», под которой подразумевались переворот в духовной жизни общества, преобразование общественного сознания на основе марксистско-ленинской идеологии, формирование у советских людей некоторого стандартного, одинакового для всех, способа понимания окружающих явлений бытия, их жизни. Предстояла грандиозная работа по перевоспитанию старшего и воспитанию подрастающих поколений в духе коммунистической идейности и нравственности, интернационализма и патриотизма, коллективистской психоло­гии. Революция не мыслилась без подавления всякого рода носителей антисовет­ского и антикоммунистического сознания. Она нацеливалась на создание культу­ры принципиально нового типа - социалистической по содержанию, интерна­циональной по природе (состоящей из, лучших элементов всех национальных культур), национальной по форме. 


Индивидуальная и фронтальная работа.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации на основе изученного материала урока.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради.

Оценивание учащихся за работу на уроке

5.Рефлексия


5 мин.

На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности. Ученик заканчивает предложение, делится ответами вслух.




- На уроке мне было сегодня…

- Мы разобрались с понятиями…

- Я сегодня понял, что…

- Самым важным на уроке было…

- Я хочу похвалить на уроке работу…

Определяют свое

эмоциональное состояние на уроке, определяет объем выполненных заданий, степень их сложности.

Фронтальная работа


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.


6.Домашнее задание.


5 мин.

Закрепление знания полученного на уроке дома:

П.12 читать. Подготовка к тесту по теме: «Революция и культура».

* Характеристика любого деятеля культуры данного периода по плану.


Конкретизирует домашнее задание.

План характеристики деятеля культуры:

ФИО.

Годы жизни

Семья и образование (кратко).

Характеристика творческой деятельности.

Итоги жизни

Значение творчества для культуры в целом.

Записывают

домашнее

задание


Индивидуальная работа







ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Карточка урока по теме: «Революция и культура» 10 класс.
Задания на повторение:

Запишите дату событий:

А. Первая русская революция ________________

Б. Первая Мировая война ________________

В. Октябрьская революция ________________

Г. Февральская революция ________________

Д. Гражданская война _________________

2. Определите понятие:

Гражданская война - ____________________________________________________________________________________________

Революция - ___________________________________________________________________________________________________

Культура - ____________________________________________________________________________________________________





Эпиграф: «В театрах толкуют Маркса директору, трагической актрисе, дворнику, суфлеру, зрителю».

Н.Н. Беберова (писательница)



Задание №1: Прочитайте эпиграф урока и выберите из предложенных вопросов наиболее подходящий к теме урока. Подчеркните вопрос.

Вопрос урока:

Каковы особенности культуры 20-х гг. xx века?

Как взаимодействовала политика и культура в 1920- е гг.?

Какие духовные ценности сформировались в 20-е гг. в советской культуре?

Задание №2: Обрати внимание на задания вначале урока, сформулируй 1 признак культуры 20-х гг. XX века.

Общие признаки культуры 20-х гг. XX в.

1._____________________________________________________________________

формирование новых социокультурных  ценностей учения марксизма-ленинизма.

активное использование культуры  в уничтожении социального неравенства.

сильное влияние политической идеологии на культуру

появление штампов (банально повторяющиеся приемы)

t1616822063ab.gif t1616822063ac.png

Цель: Прочитайте П.12 пункт 1, абзац 1 и сформулируйте основную цель развития культуры 20-хх гг. XX века.

________________________________________________________________________________________________________________

t1616822063ac.png

Дайте определение понятия «Культурная революция» - ________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3: Работа в парах.

1-вариант: Чтение П.12 пункт 2 «Большевистское руководство культурой», подготовка пересказа.

План пересказа:

1. ______________________________________________________________

2. _____________________________________________________________

3. ______________________________________________________________

2-вариант: Составить 3 вопроса по содержанию П.12 пункт 2.

1. ______________________________________________________________

2. _____________________________________________________________

3. ______________________________________________________________

Задание №4:

1-вариант: Составить 3 вопроса по содержанию П.12 пункт 3.

1. ______________________________________________________________

2. _____________________________________________________________

3. ______________________________________________________________





2-вариант: Чтение П.12 пункт 3 «Культура и коммунистическая пропаганда», подготовка пересказа.

План пересказа:

1. ______________________________________________________________

2. _____________________________________________________________

3. ______________________________________________________________



Задание 5. Прочитайте Параграф 12, пункт 4 и ответьте на вопросы теста.

Тест по теме: Образование и наука 1918-1920 е гг.

Выберите из предложенного списка те новшества в системе образования, которые появились после Октябрьской революции.

А) отмена платы за обучение

Б) образование получали только мальчики и юноши

В) упразднялось преподавание Закона Божьего

Г) образование стало всеобщим

Д) образование могли получать только дети рабочих и крестьян.

В систему высшего образования с 1920-х гг. для изучения был введен новый предмет:

А) философия Б) марксизм В) генетика Г) психология

3. Расшифруйте аббревиатуру: ликбез - _______________________.

4. Министром просвещения в период 1918-1920 гг. был (а):

А) Н.К. Крупская Б) А.В. Луначарский В) М.Н. Покровский Г.). Л.Д. Троцкий

5. Какие научные исследования поддерживало Советское государство в первые послереволюционные годы.

А) физико-химические исследования

Б) исследования в биологии

В) новые исследования в археологии и истории

Г) исследования рентгенологии и радиологии

Д) новые открытия в аэродинамике



Задание №6: Прочитайте пункт П.12, пункт 5 и заполните пропуски в тексте: «Борьба партии большевиков с религией и Церковью»

Начиная с 1918 года антирелигиозная борьба ______________. Религиозный брак был лишен статуса юридического акта, законным признавался брак, заключенный в ______________________.В отношении служителей церкви новой властью применялись следующие меры: __________, ________, __________. Советская власть насаждала идеологию __________ - это неверие в существование каких-либо сверхъестественных сил, отрицание их существования, порицание религии. 



Задание №7: Вернемся к вопросу урока (если вы считаете, что нужно его поменять, то можете это сделать). Ответьте на вопрос письменно.





Рефлексия: Заверши предложение.

Я узнал новый материал -

Я знал по теме -

Трудности на уроке вызвали –

На уроке было легко –


Оцениваю свою работу на уроке оценкой –


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Заполненная карта урока (для учителя) по теме: «Революция и культура»

Задания на повторение:

Запишите дату событий:

А. Первая русская революция 1905-1907 гг.

Б. Первая Мировая война 1914-1918гг.

В. Октябрьская революция 1917г.

Г. Февральская революция 1917 г.

Д. Гражданская война 1917-1922 гг.

2. Определите понятие:

Гражданская война - наиболее острая форма разрешения накопившихся социальных противоречий внутри государства, которая проявляется в виде крупномасштабного вооружённого противостояния между организованными группами или, реже, между нациями, входившими в состав ранее единой страны. Целью сторон, как правило, является захват власти в стране или в отдельном регионе.

Революция – форма радикального, коренного, глубокого, качественного изменения, скачок в развитии общества сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень исторического развития данного общества и человека.







Эпиграф: «В театрах толкуют Маркса директору, трагической актрисе, дворнику, суфлеру, зрителю».

Н.Н. Беберова (писательница)

Задание №1: Прочитайте эпиграф урока и выберите из предложенных вопросов наиболее подходящий к теме урока. Подчеркните вопрос.

Вопрос урока:

Каковы особенности культуры 20-х гг. xx века?

Как взаимодействовала политика и культура в 1920- е гг.?

Какие духовные ценности сформировались в 20-е гг. в советской культуре?

Задание №2: Обрати внимание на задания вначале урока, сформулируй 1 признак культуры 20-х гг. XX века.

Общие признаки культуры 20-х гг. XX в.

Взаимосвязь культуры и исторических событий периода 1918-20 гг..

формирование новых социокультурных  ценностей учения марксизма-ленинизма.

активное использование культуры  в уничтожении социального неравенства.

сильное влияние политической идеологии на культуру

появление штампов (банально повторяющиеся приемы)



Цель: Прочитайте П.12 пункт 1, абзац 1 и сформулируйте основную цель развития культуры 20-хх гг. XX века.

Цель: Основная цель культурной революции первой четверти XX века состояла в воспитании нового человека, более разумного и совершенного, рвущего связь с прошлым.

Культу́рная револю́ция — комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества.





Задание №3: Работа в парах.

ВНИМАНИЕ!!! Фактически пункты плана 1 варианта должны отображаться в вопросах 2 варианта.

1-вариант: Чтение П.12 пункт 2 «Большевистское руководство культурой», подготовка пересказа.

План пересказа:

1. Отношение Ленина к науке, образованию и искусству.

2. Основы партийно-государственного руководства культурой.

3. Необходимость создание комсомола.

4. Деятельность и роль организации Пролеткульт в вопросах формирования основ новой культуры.

2-вариант: Составить 3 вопроса по содержанию П.12 пункт 2.

Почему В.И. Ленин считал, что науке и образованию новая власть должна уделять больше внимания, чем искусству?

Какие изменения произошли в системе партийно-государственного руководства культурой?

Определите роль и значение организации Пролеткульт в формировании основ культуры нового периода 1918-20 х. гг.?

Задание №4:

1-вариант: Составить 3 вопроса по содержанию П.12 пункт 3.

Каковы предпосылки зарождения агитационно-массового искусства в новом государстве?

Назовите культурные символы 1918-20 х гг.?

В чем суть ленинского плана монументальной пропаганды 1918-20 х гг.?

2-вариант: Чтение П.12 пункт 3 «Культура и коммунистическая пропаганда», подготовка пересказа.

План пересказа:

Особенности агитационно-массового искусства в новом государстве.

Символы новой культуры.

Сt1616822063ab.gif одержание ленинского плана монументальной пропаганды 1918-20 х гг.

Задание 5. Ответы к тесту:

1.А,В,Г.

2. Б

3. ликвидация безграмотности

4. Б

5.А,Г,Д

Задание №6: набирала обороты, в государственных учреждениях, аресты, закрывали приходы, запрет на издание церковной литературы, атеизм.



Задание №7: Вернемся к вопросу урока (если вы считаете, что нужно его поменять, то можете это сделать). Ответьте на вопрос письменно.

Ответ: Политика новой власти в культуре была направлена на создание новой советской интеллигенции. Факторы влиявшие на соц.культурные процессы это - урбанизация , индустриализация, а также "культурная революция". Составной частью плана перехода от капитализма к социализму была так называемая «культурная революция», под которой подразумевались переворот в духовной жизни общества, преобразование общественного сознания на основе марксистско-ленинской идеологии, формирование у советских людей некоторого стандартного, одинакового для всех, способа понимания окружающих явлений бытия, их жизни. Предстояла грандиозная работа по перевоспитанию старшего и воспитанию подрастающих поколений в духе коммунистической идейности и нравственности, интернационализма и патриотизма, коллективистской психоло­гии. Революция не мыслилась без подавления всякого рода носителей антисовет­ского и антикоммунистического сознания. Она нацеливалась на создание культу­ры принципиально нового типа - социалистической по содержанию, интерна­циональной по природе (состоящей из, лучших элементов всех национальных культур), национальной по форме. 





Рефлексия: заверши предложение.

Я узнал новый материал -

Я знал по теме -

Трудности на уроке вызвали –

На уроке было легко –


Оцениваю свою работу на уроке оценкой – ставят оценку по пятибалльной системе







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.