Статья «Педагогическое сопровождение одаренных и талантливых обучающихся» (5–11 класс)

7
0
Материал опубликован 2 June 2021

Педагогическое сопровождение одаренных и талантливых обучающихся

Ковальчук Татьяна Петровна,

педагог-организатор учебного курса,

филиал НВМУ в г. Мурманске


Первой, главной и самой важной мужской профессией является профессия офицера. Профессия офицера - это боевая профессия, это интеллектуальная профессия. Военное дело требует знаний такого уровня, который на порядок превосходит знания иной гражданской специальности. Профессия офицера - это педагогическая профессия, ведь армия - это своеобразный военный университет. Профессия военного накладывает огромную ответственность на людей, сделавших данный выбор. В настоящее время мир военных профессий чрезвычайно динамичен, изменчив, и требования, предъявляемые к выпускнику, неуклонно меняются. Поэтому для нас очень важно развивать и поддерживать условия для выявления, развития и поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения их всестороннего развития и образования.

Анализ теоретических исследований позволяет сегодня увидеть много понятий, связанных с феноменом одаренности детей. Действительно, «...одним из наиболее дискуссионных вопросов … является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко»». Эти крайние позиции можно примирить следующим образом: потенциальные предпосылки одаренности имеют многие дети, тогда как реальные достижения показывает значительно меньшая их часть.

В нашем училище созданы все условия для воспитания и обучения, а также развития индивидуальных особенностей каждого. Выявление и развитие одаренности обучающихся возможно только через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность дает возможность вовлечения каждого нахимовца в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого, применения им на практике всех своих знаний и четкого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

Внеурочная деятельность реализуется:

- учителем-предметником в пространстве взаимодействия с урочной деятельностью в виде факультативов, элективных курсов, в виде проектной деятельности;

- педагогом дополнительного образования в виде программ внеурочной деятельности и программ дополнительного образования;

- воспитателем в пространстве взаимодействия с внеклассной деятельностью, посещения выставок, конкурсов, праздников, музеев и

других мероприятий, а также в виде проектной деятельности;

- и, конечно, педагогом-организатором в форме социальных акций, фестивалей, концертов, смотров и культурно-досуговых мероприятий.

Моя цель как педагога-организатора:

- участие в педагогическом сопровождении, поддержке и развитии одаренных и высокомотивированных на процесс обучения нахимовцев для реализации их возможностей,

- максимальное содействие нахимовцам в самореализации,

- предоставление возможности самоутверждения в наиболее значимых для них сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрывается их творческий потенциал, способности и возможности.

Для достижения поставленной цели реализуется ряд задач, при решении которых использую формы индивидуальной, групповой и массовой работы. Все эти формы взаимосвязаны друг с другом:

- создать условия, в том числе специальной развивающей творческой среды, для выявления, развития и сопровождения одаренных нахимовцев, реализации их потенциальных способностей;

- определить механизмы и технологии, обеспечивающие эффективность, целостность, системность, интерактивность, преемственность процесса творческого образования, воспитания, развития нахимовцев;

- выявить наиболее оптимальные варианты вовлечения нахимовцев в творческую деятельность;

- содействовать самореализации талантливых обучающихся;

- сформировать творческую атмосферу, формирующую потребность в здоровом духе состязательности в среде одаренных нахимовцев;

- выработать формы конкурсной деятельности, соответствующие возрасту нахимовцев;

- привлечь нахимовцев с разными видами одаренности к участию в мероприятиях, концертах, соревнованиях различного уровня (город, область, регион, Россия, международный);

- распространить накопленный опыт системной деятельности по вопросу педагогического сопровождения, поддержки и развития одаренных и высокомотивированных нахимовцев.

В «Рабочей концепции одаренности» выделены виды одаренности в различных сферах деятельности:

- в практической деятельности выделяют одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;

- в познавательной деятельности – интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);

- в художественно-эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность;

- в коммуникативной деятельности – лидерскую и аттрактивную одаренность;

- в духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Вышеперечисленные виды одаренности взаимосвязаны с направлениями воспитания нахимовцев, развиваются и поддерживаются при организации внеурочной деятельности и на культурно-досуговых мероприятиях.

За время обучения в училище нахимовцы моего курса, практически каждый, попробовали себя в роли ведущих общекурсового мероприятия. Это способствует развитию умения работать с информацией при подготовке к мероприятию, а также развитию ораторских способностей, что очень важно, так как навыками публичного выступления обладают единицы. Потребность научиться выступать, ясно и красиво излагать свои мысли, возникает в общении с любой аудиторией и важно научить нахимовцев преодолевать определенные психологические барьеры.

Моим ребятам нравится принимать участие в создании литературно-музыкальных композиций. Нахимовцы получают возможность реализовать свои актерские способности и проявить свои творческие навыки, развивать склонность к литературному творчеству. Такая форма способствует повышению мотивации одаренных обучающихся к сотрудничеству с педагогами и в работе по самосовершенствованию.

На протяжении всего периода обучения нахимовцы моего курса активно участвуют в работе творческих мастерских. Совместное изготовление праздничных открыток, сувениров, поделок способствует развитию художественных и эстетических навыков.

Еженедельно ребята выпускают боевые листки, а к значимым и памятным датам оформляют стенгазеты. Стенгазета играет важную роль в жизни курса. В каждом взводе есть своя редколлегия, но над некоторыми газетами работают группы, которые определяются по жеребьевке. Формирование таких творческих групп приводит к тому, что в результате работы каждый: и пишущий статьи, и занимающийся оформлением, и готовящий информацию – чувствуют собственную значимость и причастность к решению единой задачи. Ещё одним важным качеством, которое воспитывает газета, является ответственность и развитие коммуникативных способностей. Ведь работа в творческой группе - довольно сложная задача. 

Иногда стенгазета является результатом проектной деятельности нахимовцев.

В своей работе стараюсь использовать больше активных методов обучения, в том числе и метод проектов. Нахимовцы моего курса принимают участие в разработке индивидуальных и групповых проектов.

Большим событием для нахимовцев стала историко-театральная реконструкция «Ледовое побоище». В рамках подготовки проводились культурно-досуговые мероприятия, посвященные особенностям битвы, истории оружия и снаряжения, было организовано изучение информации о документальных фактах события, истории жизни Александра Невского, истории Тевтонского Ордена.

Образовательное событие «Юнги Северного флота» и социальный проект «Стена Памяти» дали старт для создания рукописной книги, которая представлена на международном конкурсе.

Организуя работу нахимовцев, я учу их выступать в роли «созидателя», даю возможность набрать опыт творческой и практической деятельности. Исследовательская работа позволяет нахимовцам обрести ощущение успешности.

На данный момент на моем курсе возникла идея создания дискуссионного клуба, цель работы которого - коллективное обсуждение проблем (этических, познавательных, социальных, психологических), наиболее значимых для обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями. Нахимовцами уже определены темы будущих заседаний: «Здоровье: общественное достояние или личное дело каждого»; «Моя будущая профессия. Какой я ее вижу?»; «Что значит быть патриотом?», «О товариществе и дружбе», «Служба в армии: «за» и «против»».

Такая форма мероприятия будет способствовать выработке умений слушать и понимать других, адекватно оценивать собственные возможности; расширять кругозор, познавательные интересы; учиться взаимодействию, участвовать в принятии групповых решений.

На нашем курсе традиционным стало проведение интеллектуальной игры «Хочу все знать». Игра проводится один раз в четверть и включает в себя как групповые, так и индивидуальные турниры. Вопросы построены таким образом, что необходимо применять не только учебный материал, но и жизненные наблюдения, логику, дополнительную информацию, получаемую из художественных и научно-популярных книг; развивается умение работать в команде, слышать друг друга, защищать свое мнение, быстро работать с полученной информацией.

Развитие у обучающихся творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала, поддержание устойчивого интереса к образовательным предметам находятся в центре внимания всего педагогического коллектива училища. А я, как педагог-организатор, анализируя свою работу, задаю себе вопрос: «Что приобрели нахимовцы, посещая мои мероприятия и занятия?». Прежде всего, они приобретают навыки различных видов деятельности, и объединение наших усилий приносит положительный результат.

Таким образом, содержание внеурочной деятельности в училище направлено на развитие познавательной активности, позволяет обучающимся выбрать наиболее интересную для них сферу деятельности, создает условия для самостоятельного решения задач, выбора способов действий, выдвижения собственных идей, иными словами развивает характерные черты одаренных детей.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации