Психолого–педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей (5–11 класс)
Статья на тему: Психолого–педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей.
Автор: Павкина Галина Геннадьевна, учитель технологии высшей категории МБОУ Школа №42 с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Самара
Значительную роль в систематизации работы с одаренными детьми сыграл процесс разработки и утверждения ФГОС. Именно с введением новых стандартов изменились ориентиры современного образования, основная задача которого сегодня – перевести обучающегося в режим саморазвития и обеспечивать «…мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей…
С древнейших времен и до наших дней ученых, исследователей и общество в целом интересует вопрос происхождения и природы умственных различий между выдающимся творцом (гением) и обычным человеком.
Согласно концепции многогранности таланта все таланты могут быть присущи одному человеку. В силу разной степени выраженности они составляют неповторимый профиль. В то же время каждый из талантов может стать важнейшей особенностью и основным каналом реализации индивидуальных возможностей.
Одарёнными называют людей, имеющих хорошие задатки к развитию способностей, необходимых для соответствующего вида деятельности. Но быть одарённым не значит быть способным, так как человек легко может освоить любой вид деятельности и добиться в нём успехов.
Одаренность определяется обладанием большими способностями. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.
Общие способности определяют уровень и своеобразие любой умственной деятельности, и потому их часто называют умственными способностями. Нет и не может быть, скажем, выдающегося математика с низким уровнем способностей к языковой деятельности, другое дело, что способности к языку у него могут быть развиты несколько меньше, чем собственно математические.
Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливают самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное.
Особо выделяется исследователями такой вид одаренности как творческая. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность являются неотвратимым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента.
Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже собранно.
Познавательная потребность у школьников с разным видом одаренности носит принципиально разный характер. Если познание творческих школьников направлено прежде всего на сам процесс познания и результаты важны им, но не в первую очередь, то у школьников с интеллектуальной одаренностью познавательная потребность направлена на достижение определенного результата. Если первым деятельность интересна (или неинтересна) прежде всего сама по себе, то вторым важнее всего, что получится в итоге.
За разной одаренностью стоит разная личность. У творческого ребенка она чаще всего менее удобная для общества, сложнее адаптирующаяся к условиям окружающего мира. Но если общество действительно ценит творчество и творческую личность, необходимо быть более внимательными к творческому ребенку, с большим пониманием относится и к силе, и к слабости одаренного человека.
Наша школа имеет инженерно-техническую направленность в предметных областях технология и информатика, и культурологическое направление. В параллелях два класса инженерно-технической направленности и один культурологический. Мною ведутся предметы инженерно-технического цикла: технология по авторской программе, лего–конструирование с элементами робототехники, робототехника, компьютерная и инженерная графика, черчение. Не всем детям даются легко эти предметы, но постепенное и планомерное развитие технических и инженерных способностей приносит свои положительные результаты.
Так каким же образом учитывать и нивелировать эти особенности характера одаренных детей? На своих уроках я стараюсь помочь одаренным детям брать для работы наиболее реальные цели и темы проектов, потому что как правило одаренный ребенок берет глобальные темы, здесь сказывается стремление к совершенству: для них характерна внутренняя потребность совершенства; они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. А рассмотрение таких тем не только сложно, но и запутывает ребенка и не дает возможности раскрыться полностью, и тем самым ранит и без того сверхчувствительную психику такого ребенка (поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Они более уязвимы, часто воспринимают слова или невербальные сигналы как неприятие себя окружающими.
Одаренные дети требуют большего внимания (в силу природной любознательности и стремления к познанию дети нередко монополизируют внимание учителей, это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания), но при этом одаренные дети не хотят, чтобы им помогали явно, поэтому помочь таким детям может быть только консультативная работа в режиме беседы и выяснения выбранных направлений работы и осторожное руководство.
Для того, чтобы «перфекционизм» одаренного ребенка не вредил работе над проектом, можно предлагать использование маркетинговых исследований в Интернет–сервисах, при этом работа становится более эффективной, занимает меньше времени, так как обработка информации автоматизирована и ребенку остается лишь воспользоваться данными сервиса. Такой вид деятельности с одной стороны развивает ребенка, с другой стороны, повышает уверенность в своих силах (одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности их достичь, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям).
Одаренные дети очень боятся промежуточных тестирований и выполнения всевозможных самостоятельных и практических работ. Если все остальные дети в классе относятся к этому процессу спокойно и при затруднениях могут задавать вопросы и радовать тому, что у них получается, то одаренный ребенок при этом испытывает очень большой стресс, боясь ответить не так как нужно, и как правило именно это происходит именно с ним. В своей работе я руководствуюсь принципом «не навреди», поэтому такие дети обязательно должны знать заранее, что предстоит какая-то определенная работа. Хорошо помогает в этом электронный дневник, в котором есть возможность прописать все, что необходимо к следующему уроку. Ответственные одаренные дети и их родители, как правило, постоянно пользуются данными электронных дневников. Если же произошла ситуация в которой ребенок не смог сконцентрироваться и хорошо справить с тестом или работой, то в этом случае разрешается пересдача теста или работы со снижением на один балл. Такое решение вопроса меньше травмирует психику ребенка.
На уроках в 5 классах мы постоянно используем проектный метод, при котором дети сами распределяют в группах деятельность по способностям и характеру выполняемой работы, поэтому проявить себя могут все, в зависимости от того, у кого что лучше получается. После нескольких защит таких мини-проектов дети спокойнее относятся к публичной защите и более критично и справедливо оценивают работу своей группы и других групп класса. При этом очень отличаются работы творчески-одарённых детей.
Для детей более старшего возраста можно организовывать наставническую деятельность. Так как одаренные дети усваивают, как правило, учебный материал лучше и глубже, то им нравится быть своеобразными «тьюторами» или помощниками учителя на уроке. Объясняя понятый ими материал, они подают его на уровне своего возраста и взаимообучение приносит очень высокие результаты при условии хороших партнерских отношений в классном коллективе. Учителю это тоже приносит большую пользу, так как на поверхность выходят те недостатки в работе, которые мы порой не замечаем, при этом дальнейшая корректировка проходит гораздо легче.
Если касаться внеурочной деятельности, например, «робототехники», то самым рациональным является создание разновозрастных групп, в которых дети самообучаются, общаясь между собой, при этом результаты, достигаемые детьми в таких группах значительно выше, нежели в одновозрастных. Это объясняется тем, что одарённые дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии. Внеурочная деятельность, организованная таким образом объединяет детей и стирает грани возраста, позволяя одаренным детям раскрываться полностью. Ребёнок смотрит на своё творчество исключительно собственными глазами, любящими то, что создано. Детский эгоцентризм делает ребёнка уверенным, что взрослый смотрит на его творения так же, как и он сам. Затем, в зависимости от агрессивности ближайшего окружения, он либо будет продолжать творить, всё улучшая и улучшая своё мастерство, либо закроется от мира, перестанет создавать и превратится в типичного взрослого, критично смотрящего на всё необычное, всё знающего и уверенного в своей непогрешимости. Таким образом, творческая судьба в индивидуальном развитии определяется особенностями взаимодействия личности с культурой.
Опыт работы с одарёнными детьми показывает, что, прежде всего, таких детей необходимо идентифицировать, т.е. отыскать среди множества учеников. Увидеть одарённого ребёнка очень сложно. По сей день не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одарённых». Очень важно уметь вовремя определить одарённость и дать возможность раскрыться в полной мере.
Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Поэтому работа с одаренными детьми является очень важной и неразрывно связана с будущим нашей страны.
Используемые информационные источники
Алис Миллер. Драма одаренного ребенка. Серия: Психъологические технологии. – М.: Академический проект, 2021.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Эксмо, 2005.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2000.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2001.
Мелхорн Г., Мелхорн Х. Гениями не рождаются. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.