Статья «Современные психолого-педагогические технологии в работе с семьями группы риска, воспитывающими подростков»

0
0
Материал опубликован 20 February 2023
СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ ГРУППЫ РИСКА, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ПОДРОСТКОВ

Несомненно, в каждом образовательном учреждении, будь то детский сад или школа, у каждого специалиста сферы образования есть направление работы, условно называемое «работа с семьей». Эта общая бытовая формулировка на самом деле включает в себя большой объем деятельности в ОО.

Естественно, семья является основой первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. И когда данный процесс благоприятен и социально одобряем на протяжении обучения ребенка в ОО, то, как правило, вопросов не возникает: что делать, какие применять технологии в сопровождении семьи и ребенка. Любой специалист знает, что должен консультировать, просвещать, информировать по вопросам развития личности детей, профессионального самоопределения и т.д.

На сегодняшний день в России свыше 40 млн. семей. Это полные и неполные, многодетные и малодетные семьи, семьи с детьми рожденными вне брака, малообеспеченные или семьи с высоким уровнем доходов и т.д. В настоящее время в педагогике и психологии выделяются и семьи группы риска.

Семья группы риска - это разновидность семьи как социального института и малой социальной группы, которая в силу своих особенностей не соответствует своему назначению и не выполняет в достаточной степени своих функций, оказывается подвержена воздействию негативных социальных факторов и представляет опасность для нормального функционирования общества.

Семьи группы риска можно условно разделить на три большие группы.

Первую группу составляют семьи с явной опасностью для общества: это так называемые конфликтные, проблемные, асоциальные и криминальные семьи.

Вторую группу составляют семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные) или просчетами в воспи тании (гиперопека, авторитарный стиль воспитания).

Третью группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей.

Несмотря на разнообразие семей группы риска, главной ее особенностью является отрицательное влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений, которые к подростковому периоду выражены наиболее ярко. Какие же это отклонения? Бродяжничество, девиантное и делинквентное поведение, неспособность адаптиро-ваться, утрата норм морали и ценностей, неуверенность в себе, нежелание учиться и т.д. Вот это поведение и является своеобразным индикатором того, что в семье не все благополучно, следовательно, есть необходимость в психолого-педагогическом сопровождении такой семьи.

Сложность же психолого-педагогического сопровождения данных семей в том, что мы имеем дело с человеческими отношениями, с людьми, живущими в ненормальных условиях и создающими эти условия.

Для сохранения семьи как базовой структуры, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность подростку, могут использоваться различные технологии психолого-педагогического сопровождения. Основное требование к организации сопровождения - это комплексный подход всех специалистов как ОО, так и других заинтересованных органов и служб, осуществляющих работу с семьями и детьми. В работе с семьями группы риска важен межведомственный подход: взаимодействие образовательных организаций с медицинскими учреждениями, правоохранительными органами, органами опеки и попечительства и т.д.

Осуществление комплексной работы с семьей группы риска требует планирования целей, содержания и методов этой работы, четкое определение исполнителей, сроков исполнения, критериев и процедуры оценки эффективности работы.

Комплексная работа с семьей группы риска позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских и детско-родительских отношений решать проблемы дифференцированной и адресной помощи семье и подростку.

В ОО существуют практики создания комиссий социально- педагогической поддержки, которые поэтапно осуществляют психолого-педагогическое сопровождение семей «группы риска».

1 этап. Первичная консультация семьи и подростка. Здесь важно выявить суть проблемы семьи, её особенности, определить, к какой группе семей относится данная семья. Проясняются ожидания семьи, вырабатываются цели, задачи, отбираются формы и методы психолого-педагогической поддержки. На этом этапе с семьей и подростком работают педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель (совместно или индивидуально).

2 этап. Содержание данного этапа - психолого- педагогическая поддержка семьи, родителей, подростка через индивидуальный маршрут. Психолого-педагогическая поддержка семьи осуществляется всеми специалистами через различные мероприятия: конференции, лектории, семейную досуговую деятельность, информирование, тренинги, семейные занятия, необходимые для разрешения семейной проблемы. Цель поддержки при индивидуальности подходе к семье должна быть едина: оказание помощи подростку и обеспечение благоприятных изменений в семье. Здесь и подключаются при необходимости соответствующие органы и службы. Специалисты, взаимодействующие на этом этапе: педагог- психолог, социальный педагог, классный руководитель, администрация, специалисты различных органов и служб.

3 этап. Определение результативности сопровождения. Здесь проводится анализ эффективности психолого- педагогического сопровождения семьи группы риска. Принимается решение о дальнейшей работе с семьей.

Позитивными результатами сопровождения семьи группы риска являются следующие: гармонизация семейных отношений; организация досуга; улучшение качества жизни; сохранение семьи; разрешение проблем.

Работа различных специалистов, занимающихся семьей или кем-либо из ее членов, становится успешной, если они объединены желанием улучшить состояние семьи, повысить ее воспитательный потенциал.

Литература

Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и се- мей группы риска: межведомственный подход. – М., 2006.

Крюкова Т.Л., 2. Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология се- мьи: жизненные трудности и совладание с ними. _ СПб.: Речь, 2005. – 240


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.