Статья на тему «Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения»

3
0
Материал опубликован 10 July 2022 в группе

Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения


Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, процессу познания - важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Необходимость формирования познавательных универсальных действий заставляет искать средства активизации учебно-познавательной деятельности. Обеспечить целенаправленное развитие самостоятельной и познавательной деятельности учащихся, сделать продуктивным сам процесс обучения помогает эффективная организация индивидуальной и коллективной работы.

ФГОС на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно-ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний.

В своей работе применяю технологию развивающего обучения, проблемное обучение, интерактивные технологии, которые открывают большие практические возможности, помогают развитию творчества, преодолению пассивности учащихся на уроке. Считаю важным развивать у школьников умение мыслить, наблюдать, «действовать практически». В этой связи можно вспомнить китайскую пословицу: «Скажи мне, я забуду,/ Покажи мне, я могу запомнить,/Позволь мне сделать это,/И это станет моим навсегда».

Интерактивные методы (средства, приемы) позволяют, на мой взгляд, повысить эффективность урока, сделать его увлекательным и эмоциональным, а главное- способствуют стимулированию познавательной активности обучающихся, помогают организовать комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой и учителем. Включение обучающихся в познавательную деятельность, сотрудничество учителя и учащихся, раскрытие значимости знаний помогают достигать высоких результатов.

Для формирования и развития познавательных универсальных действий важным является диалогическое общение, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового общения дети учатся критически мыслить, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, творческие работы.

Изучение языка на учебных занятиях происходит не путём механического запоминания определений, а через целенаправленный анализ и синтез языкового материала. Каждый урок русского языка строится в соответствии с принципами целесообразности и логичности, т.е. все этапы должны отвечать поставленной цели и вытекать один из другого. Очень важен начальный этап, на котором учащиеся формулируют тему и цель урока. Необходимо сразу задать высокий уровень вовлечённости школьников в учебную деятельность.

На этапе постановки цели и задач урока для создания мотивации наряду с проблемными вопросами и заданиями применяю чтение словарных статей, использую разные определения одного понятия, прошу обучающихся прокомментировать тему урока (найти новые слова, термины в названии темы, подумать над тем, что будет в центре нашего внимания) и другие. Организуя этот этап, всегда помню: то, что одного обучающегося побуждает к активным действиям, вызывает бурную реакцию, другого оставляет равнодушным либо приводит к незначительному эффекту, поэтому стараюсь от урока к уроку менять способы мотивации, разнообразить их.

Учащиеся самостоятельно или совместно с учителем формулируют цели, содержащие ценностный компонент. Прошу выразить своё отношение к необходимости изучения темы, определить практическую значимость знаний по данной теме, определяем способы достижения цели. Этот этап позволяет всю дальнейшую деятельность обучающихся сделать целенаправленной, т.е. каждый ученик знает, каким будет конечный результат, как к нему идти.

На уроках русского языка использую презентации. Презентация - мощное средство наглядности, способствует развитию познавательного интереса. Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, развивает познавательный интерес к учёбе. Главное - возникает положительная мотивация усвоения знаний, пробуждается интерес у детей к познанию нового. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация усиливается, облегчается овладение сложным материалом.

Стремлюсь так организовать урок, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации