Статья на тему «Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения»
«Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения»
В своей статье я не претендую на оригинальность, поучительность или что-то из этого, а всего лишь хочу высказать свою точку зрения, если конечно кого-то она интересует. Стаж работы – 36 лет и я думаю, что есть о чём сказать. В далёком уже 1986 году я на курсах повышения квалификации познакомился с методом укрупнения дидактических единиц знаний на уроках математики. И так случилось, что всю свою профессиональную деятельность использовал его в той или иной степени. Современный ли этот метод? Всё зависит от того как им пользуешься – если те же подходы, что в 80-х и 90-х, то нет. А если с использованием новых возможностей доступа и показа информации, то конечно это современный метод. На мой взгляд, под современностью здесь нужно понимать некий мостик между преподавателем и теми, кому предназначены эти знания. И только при условии, что преподаватель очень желает доставить свои знания адресату и каким-то образом их вручить им. Некоторое время назад я начал становиться на такую позицию: у меня есть кое-какие знания, но они почти никому не нужны. Моя же цель ими всё-таки поделиться.
И вот в этот момент мне на помощь и пришёл вышеуказанный метод. Понимая, что математика очень сложна для изучения по причине своей строгости построения, как строительство многоквартирного дома со своей планировкой и коммуникациями, я занялся систематизацией учебного материала. Получился довольно приличный по сочетанию «коктейль». Его можно назвать «Обобщение и систематизация знаний учащихся по математике с помощью метода укрупнения дидактических единиц знаний». Да, звучит очень длинно и может быть непонятно. Но это и не нужно запоминать. Главное – наличие результата. А он иногда и бывает.
Что на счёт проблем? Здесь, по-моему, всё понятно – практически полное отсутствие желания детей получать знания те, которые мы им предлагаем. Да и мы в этом направлении хорошо поработали – зачем запоминать, так как всё есть в интернете. Нет, нет и ещё раз нет! В математике это не проходит! Если хотим результат – то память учащегося просто обязана наполняться элементарными знаниями. Первое – таблица умножения! Зачем придумывать какие-то способы, если можно просто выучить? Затем – правила, формулы и так далее. Все подсказки, на счёт как можно их вспомнить, это уже потом. Мне естественно можно возразить – это же прошлый век! На что я парирую: напомним характеристики компьютера. Это объём памяти и быстродействие. А человек, что хуже этого устройства? Создатель слабее своего продукта?
Теперь подходы: на основании выше сказанного начальная школа для получения успешного выпускника в плане математического образования, должна «выдать на гора» всего лишь ученика с прочным знанием таблицы умножения. И вот здесь вступает в работу метод укрупнения дидактических единиц знаний. Поясню. Можно человека привезти в незнакомый мегаполис и водить его по улицам, показывая, где магазины, где парки отдыха, где аттракционы и так далее. А можно взять один район и полностью его досконально изучить, а потом следующий, следующий, … Результат знакомства с мегаполисом будет значительно лучший во втором случае.
И наконец – решения. Беру одну тему и за один или пару уроков показываю её целиком. Да, это бывает огромный объём информации. Но при этом учащиеся видят всё, о чём будет речь на протяжении нескольких уроков. В 90-х я весь материал изображал мелом на доске. Затем пришла мысль зарифмовать этот же материал. А чуть позже создать рисованный ролик и выложить его на YouTube. С учащимися 5-го класса получилось подготовить урок-спектакль также рифмованного урока. Дальше – сказка на YouTube. Между этими решениями – печатание книжечек. То есть постоянный поиск ответной реакции учащихся на предложенные формы взаимодействия. Просите – и вам дадут, ищите – и найдете, стучите – и вам откроют.
В подтверждение своих исканий пара ссылок:
Соколова Елена Борисовна
Медведева Татьяна Петровна