Современные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся в учебном процессе

0
0
Материал опубликован 14 April 2022

Частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №23 среднего

общего образования открытого акционерного общества «Российские

железные дороги»



Современные требования

к организации

самостоятельной деятельности учащихся

в учебном процессе

Лукина Т.Ю.,

учитель английского языка,

руководитель районного объединения учителей иностранного языка

г.Слюдянка Иркутской области

г.Слюдянка

Иркутская область, 2019


Иностранный язык перестал быть самоцелью, а рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития.

Специфика предмета «иностранный язык» такова, что обучение, направленное на формирование коммуникативной компетенции, может происходить только в условиях личностно ориентированного и деятельностного подходов. Деятельностный подход заключается в том, что обучение общению должно происходить в ходе выполнения продуктивных видов работы — слушать иноязычную речь, читать тексты, писать и говорить, где все эти виды деятельности рассматриваются не в качестве самоцели, а как способ решения учеником конкретных личностно важных проблем и задач. Что касается личностно ориентированного подхода, подразумевается, что любой вид выполняемой учащимся деятельности должен иметь личный смысл его выполнения, так как только опыт, пропущенный через призму личных ценностей, восприятий, умений, может быть присвоен учеником. Учитель создает ситуацию, в которой каждый ученик в классе должен иметь возможность сформулировать собственную цель относительно заявленной темы урока, должен иметь возможность создать собственный продукт в ходе изучения темы, используя наиболее приемлемые для него темпы и способы работы. Во всех темах курса иностранного языка («Семья», «Друзья», «Музыка», «Природа» и др.) уже заложен огромный личностный потенциал. Все, что нужно сделать учителю, — помочь ученикам найти свой ракурс предлагаемой темы, свою проблему, которую он хотел бы решить в рамках этой темы.

Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения. В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания иностранного языка также претерпела соответствующие изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной, творческой, всестороннее развитой личности.

Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности. Поэтому появилась необходимость рассмотреть урок с позиции требований стандарта нового поколения. Тогда станет понятно, что нужно изменить в деятельности учителя и ученика при подготовке современного урока.

       От традиционного к современному

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. 

И сегодня школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель уже не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.

Формирование универсальных учебных действий

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком УУД – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

 Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения английскому языку следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.

Таким образом, основная педагогическая задача учителя английского языка  - организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке. Но для этого учитель должен чётко знать: чему учить и как учить.

Требования к современному уроку в условиях стандарта второго поколения

Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло лишь смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Самостоятельная работа обучающихся проводится с целями:

систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

углубления и расширения теоретических знаний;

развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

развития исследовательских навыков.

В учебном процессе ПОО, реализующего ОП по профессиям и специальностям СПО выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине (профессиональному модулю) выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя (мастера производственного обучения) и по его заданию.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объём времени, отведённый на внеаудиторную (самостоятельную) работу, находит отражение:

в рабочем учебном плане: в целом по теоретическому обучению, по каждому из циклов, по каждой дисциплине (профессиональному модулю);

в рабочих программах учебных дисциплин (профессиональных модулей) с распределением по разделам и темам;

в календарно-тематических планах;

в журналах теоретического обучения.

Планирование самостоятельной работы

ПОО должно самостоятельно планировать объём внеаудиторной (самостоятельной) работы по учебным дисциплинам, профессиональным модулям, но отводя на неё не более 50% от обязательной учебной нагрузки обучающихся. При разработке рабочей программы учебной дисциплины (профессионального модуля), преподавателем устанавливаются содержание и объём теоретической учебной информации, и виды внеаудиторной (самостоятельной) работы по разделам и темам. Формы и методы контроля её результатов отражаются в учебно-методическом обеспечении дисциплины (темы/раздела).

При отборе содержания самостоятельной работы преподаватель ориентируется на общие и профессиональные компетенции, которые должны быть освоены при изучении учебной дисциплины, освоении профессионального модуля.

Распределение объёма времени, отведённого на внеаудиторную (самостоятельную) работу по разделам и темам учебной дисциплины (профессионального модуля), осуществляется преподавателем (ями). Эмпирически определяются затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного учебного задания: на основе наблюдений за выполнением обучающимися аудиторной самостоятельной работы, опроса обучающихся о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат времени на решение той или иной задачи.

При планировании самостоятельной работы преподаватель учитывает мотивацию обучающихся и уровень их подготовленности к самостоятельной работе.

Предметные (цикловые) комиссии на своих заседаниях рассматривают рабочие программы учебных дисциплин (профессиональных модулей), оценивая эффективность распределения внеаудиторной самостоятельной работы по разделам и темам с учётом сложности и объёма изучаемого материала, выбора методов её организации и проведения.

Распределение объёма времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу в режиме дня обучающегося не регламентируется расписанием.

Виды самостоятельной работы обучающихся

Виды самостоятельной работы обучающихся, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику профессии/специальности, изучаемой дисциплины (профессионального модуля), индивидуальные особенности обучающегося.

Виды самостоятельной работы, направленной на:

формирование умений:

решение задач и упражнений по образцу;

выполнение чертежей, схем, расчётно-графических работ;

решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;

подготовка к деловым играм;

проектирование и моделирование объектов, процессов профессиональной деятельности;

выполнение экспериментально-конструкторских и опытно-экспериментальных работ;

подготовка и выполнение курсовых и дипломных работ (проектов);

использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета;

овладение знаниями:

работа с текстами (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста;

работа со словарями и справочниками;

изучение нормативных документов;

учебно-исследовательская работа;

использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета;

закрепление и систематизацию знаний:

работа с конспектом лекций, учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительной литературой, аудио- и видеозаписями) в т.ч. по составлению таблиц для систематизации учебного материала; составлению плана и тезисов ответа; ответов на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.);

подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;

подготовка рефератов, докладов;

составление библиографии, тематических кроссвордов

использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета.

4.Организация самостоятельной работы и контроль за качеством её выполнения

Основными задачами преподавателя при организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине (профессиональному модулю) являются:

ознакомление обучающихся с целями, содержанием, средствами, объемом, сроками выполнения, формами контроля самостоятельной работы;

оказание им необходимой индивидуальной и групповой консультативной помощи;

осуществление контроля за качеством выполнения самостоятельной работы.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся, в зависимости от цели, объёма, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся. При выборе видов заданий для самостоятельной работы рекомендуется использовать дифференцированный подход к обучающимся. При выдаче задания для самостоятельной работы обучающегося преподаватель проводит инструктаж по его выполнению, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объём работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится за счёт объёма времени, отведённого на изучение дисциплины (профессионального модуля).

Для повышения результативности внеаудиторной (самостоятельной) работы преподаватель разрабатывает учебно-методическое обеспечение, которое включает в себя средства обучения и средства контроля.

Средства обучения условно можно разделить на три группы:

1) учебно-методические средства, использующиеся для руководства самостоятельной деятельностью обучающихся – методические рекомендации (указания): по курсу дисциплины (профессионального модуля), по отдельным темам или к выполнению отдельных видов работ; включающие в себя:

инструкции по работе с методические рекомендациями, в т.ч. алгоритмы и образцы выполнения заданий;

рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями;

задания для самостоятельной работы;

критерии самооценки выполненной работы;

список основной и дополнительной литературы;

2) дидактические средства, которые могут быть источником самостоятельного приобретения знаний (первоисточники, документы, тексты художественных произведений, сборники задач и упражнений, комплекты журналов и газет, научно-популярная литература, учебные фильмы, видеозаписи, карты, таблицы, приборы, вещества, коллекции и т.п.);

3) технические средства, при помощи которых предъявляется и обрабатывается учебная информация (компьютеры, аудио- и видеотехника).

Средства контроля зависят от применяемых преподавателем форм и методов контроля самостоятельной работы обучающихся. В качестве форм и методов могут быть использованы: тестирование, защита творческих работ, представление проектов и др. Кроме внешнего контроля, преподаватель должен уделять внимание развитию у обучающихся навыков самоконтроля. Использование технологии «Портфолио», ориентированной на личность обучающегося, позволяет осуществлять всесторонний контроль выполнения самостоятельной работы.

Контроль результатов самостоятельной работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведённого на обязательные учебные занятия и проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением продукта творческой самостоятельной деятельности обучающегося.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы обучающихся могут быть:

уровень освоения теоретического материала;

умение обучающихся применять теоретические знания при выполнении практических задач;

обоснованность и чёткость изложения ответа;

оформление продукта творческой самостоятельной деятельности обучающегося в соответствии с установленными требованиями;

сформированность общих и профессиональных компетенций.

Эффективные формы организации самостоятельной работы обучающихся

Среди многообразия форм организации самостоятельной работы следует выделить научно-исследовательский и проектный виды деятельность как наиболее эффективные для формирования и активизации познавательной творческой самостоятельности обучающихся и студентов ПОО, реализующих образовательные программы по профессиям и специальностям СПО.

Научно-исследовательская деятельность обучающихся

В связи с возрастанием требований работодателей к профессиональным компетенциям выпускников ПОО особое значение приобретает научно-исследовательская деятельность обучающихся, поскольку именно она позволяет сформировать такие качества личности, как творческая самостоятельность, критичность, независимость суждений, самостоятельность и системность мышления и т.д.

При проведении в ПОО научно-исследовательских работ должны ставиться задачи:

использование научно-педагогического потенциала колледжа для решения научных, социально-экономических и научно-технических проблем в регионе;

использование результатов научных исследований в учебном процессе;

сотрудничество с образовательными организациями высшего образования;

разработка принципиально новой техники, технологий и материалов;

развитие научно-производственной деятельности совместно с организациями и предприятиями для удовлетворения потребностей в наукоёмкой, в том числе малосерийной продукции и услугах.

Для проведения исследовательской работы могут быть предложены следующие формы организации: научный кружок, научно-практическая конференция, проблемная (проектная) группа, исследовательская мастерская, исследование по личному научному плану, научный (проблемный) семинар, конкурсы, научно-исследовательские общества.

Ценность научной работы обучающихся зависит от полноты и качества изучения и критического анализа научной литературы, проведённого эксперимента, составления научного аппарата исследования.

Исследовательская работа включает в себя этапы:

подготовительный;

разработка и организация выполнения работы;

составление и оформление работы;

презентация результатов исследования.

Подготовительный этап заключается в изучении состояния вопроса. Для этого обучающийся осуществляет подбор литературы, относящейся к исследуемому вопросу, составляет библиографическую картотеку, выбирает источники, требующие детального изучения; проводит обобщение полученных сведений, составляет раздел «Состояние вопроса». Обычно вначале изучается необходимая литература и другие источники, опубликованные в текущем году, затем по реферативным журналам – материалы за предыдущие пять и более лет. Информационно-поисковые системы сети Интернет используется для информационного анализа. При такой работе рекомендуется составление электронной картотеки. На карточку в картотеке заносятся:

заголовок;

текст из литературного источника;

ссылка на источник (автор, название произведения, название издания (книга, журнал), год издания, номер журнала, страницы текста, электронный ресурс).

В результате подготовительного этапа составляется обзор литературы, который должен содержать краткое изложение результатов, их критический анализ, а также выводы о возможности использования этих результатов в собственных исследованиях. Кроме того, на этом этапе формулируются цель и задачи исследования, рабочая гипотеза.

На этапе разработки и организации выполнения работы обучающиеся проводят:

поиск аналогов научного и/или технического решения данной проблемы;

анализ особенностей объекта исследования;

выбор и обоснование методов исследования при решении поставленных задач (теоретических, экспериментальных и др.);

организацию и проведение экспериментальной части (если она присутствует в исследовании).

Для этого обучающиеся совместно с руководителем разрабатывают календарный план-график хода исследования. Проведённая в ходе второго этапа работа позволяет уточнить цели, задачи и гипотезу исследования, скорректировать ожидаемые результаты.

Этап составления и оформления работы заключается в подготовке отчёта (доклада), реферата, творческой работы, дипломной выпускной работы, проекта и т.д.

Заключительный этап представляет собой презентацию результатов исследования. Сообщение должно включать в себя информацию о задачах работы, её актуальности, полученных результатах, а также выводы и предложения. Сообщение рекомендуется сопровождать электронной презентацией. Электронная презентация должна помогать обучающемуся представить достоинства выполненной работы, продемонстрировать освоение общих и профессиональных компетенций.

Проектная деятельность

Технология проектной деятельности, базирующаяся на активизации и интенсификации деятельности обучающихся, способствует эффективной реализации самостоятельной внеаудиторной работы в образовательном процессе.

Метод проектов позволяет осваивать общие и профессиональные компетенции и имеет актуальные преимущества перед другими методами реализации самостоятельной работы:

получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации;

повышение мотивации к учёбе и выбранной профессии/специальности.

активизация познавательных интересов обучающихся;

повышение самооценки;

предоставление участникам проекта возможности самореализации;

развитие творческих способностей обучающихся;

вовлечение обучающихся в коллективную мыслительную деятельность;

развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.

получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах – устной, письменной, с использованием информационно-коммуникативных технологий.

В основе любого проекта лежит какая-то значимая проблема, которую обучающиеся должны решить. Эта работа требует от них владения определёнными знаниями и умениями: интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск информации, анализировать информацию, делать выводы); коммуникативными (умение вести дискуссию слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс).


Самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе
PPTX / 177.56 Кб

Захарченко Ольга Сергеевна, Санкт-Петербург// Информационно-обучающая среда как средство развития самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка

Недоспасова Наталья Владимировна, учитель англ. яз., Ряшенцева Виктория Анатольевна, учитель англ. яз.// Реализация ФГОС на уроках английского языка

Самостоятельная работа учащегося на уроках английского языка // в сети интернет автор не указан /ссылка: http://5ка.рф/catalog/view.download/11/66

Людмила Николаевна Зезюля, учитель англ. яз МАОУ гимназии № 11 «Гармония» Октябрьского района г. Новосибирска// Формы организации самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время / ссылка: http://io2.nios.ru/index.php?rel=45&point=11&art=2236

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года//Настольная книга учителя иностранного языка: Справ.-метод. пособие/Сост. В.В.Копылова. – М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”, 2004. - 446 с.

Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. - С-Пб.: КАРО. Мн.: Издательство “Четыре четверти”, 2005. – 208с.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000.

Нильсон О.А. “Теория и практика самостоятельной работы учащихся” -Тал., 1976.

Орлов В.Н. “Активность и самостоятельность учащихся” - 1998.

Пидкасистый П.И. “Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении.” — М, 1980.





.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации