Обсуждение на тему «Современный урок и концепция 4К»
Тема обсуждения: Современный урок и компетенции 4К.
Учитель истории МАОУ «Лицей «Солярис»» г.Саратов
На современном этапе в сфере образования важно реализовывать такие учебные задачи, решение которых помогает не только формировать знания, уметь добывать информацию, но и применять знания и информацию на практике, в жизненных ситуациях. Модель уроков 4-К : креативное мышление, критическое мышление, коммуникация, кооперация- одна из современных моделей уроков, направленных на формирование необходимых компетенций.
Наиболее важными становятся социальные умения, умения решать проблемы разного характера, поэтому когнитивное и социально-эмоциональное развитие детей неотделимы друг от друга. Формируя компетенции по системе 4К, школа формирует такие необходимые качества характера как инициативность, настойчивость, лидерство, адаптивность.
Как можно определить , например, критическое мышление?
К. Поппер писал, что " мы учимся на ошибках , а не посредством накопления данных". Лучшая ситуация для критического мышления - это социальная ситуация общения и взаимодействия. Для развития критического мы шления на уроках важно создавать учебные ситуации, которые вызывают когнитивный конфликт. Когнитивный конфликт становится вызовом для мышления ученика. Основными элементами критического мышления можно назвать: анализ (умение находить связи между утверждениями), оценку (умение оценивать доводы), аргументацию, выведение гипотез, саморегуляцию (самопроверку, коррекцию). В структуру креативности принято включать создание идей, развитие предложенных идей. Коммуникация проявляется в умении задавать вопросы, уточнять, разъяснять свою позицию, поэтому в структуру такой компетенции как коммуникация входят: готовность ответить на чужой вопрос, адаптация к партнеру, использование вербальных и невербальных средств для достижения цели коммуникации. Кооперация-это эффективное взаимодействие с другими людьми: принятие общих целей, выполнение взятых на себя обязательств, социальное взаимодействие. Поэтому на современном уроке важно учить детей работать в команде. Необходимо отметить связь системы 4К и метапредметных результатов. Например, метапредметный результат : уметь понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности и критическое мышление-это способность анализировать свою деятельность, оценивать ее результат. Другой пример: метапредметный результат -определить общую цель и пути ее достижения, компетенция кооперация , это способность работать в команде, распределять ответственность, придерживаться договоренностей. Данные примеры доказывают полную взаимосвязь метапредметных результатов и системы компетенций 4К.
Как разработать урок по формированию компетенций 4к?
Можно использовать способ перевернутого обучения: поменять работу в классе и дома местами. Дома ученики изучают нужный материал, информацию, а в классе выполняют практическое задание в группе. Ученики выступают в роли учителя друг для друга. Ученики принимают участие в оценке процесса работы на уроке. Учитель может использовать целый комплекс педагогических приемов: проблемное обучение, игровые элементы, проектирование, дискуссии.
Как разработать урок по формированию компетенций 4К?
Задания для такого урока должны стимулировать к сотрудничеству учеников, включать раздаточные материалы для работы, описание проблемной ситуации и связанного с ней проекта.
На уроках обществознания в 11х классах при подготовке к ЕГЭ возможно использовать проект "Сам себе эксперт".
Учебные цели: развитие умений работать с разными заданиями в формате ЕГЭ, развитие умений работать с информацией.
Критерии оценки : соотнесение задания с критерием оценивания, качество вопросов и суждений на этапе обсуждения.
Связь с учебной программой: изучение демоверсии ЕГЭ по предмету, умение работать с разной формой заданий.
Связь с учебными предметами: история, литература.
Учитель может сформировать группы экспертов по каждому виду заданий: Задание 25-объяснение смысла понятия. Данная группа экспертов подбирает примеры таких заданий и объясняет критерии оценивания, готовит презентацию, предлагает выполнить подобное задание ученикам из другой группы. Задание 26-задание высокого уровня сложности, проверяет умение раскрывать на примерах изученные теоретические положения социально-экономических и гуманитарных наук (задание предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах). Группа экспертов знакомит других учащихся с критериями оценивания задания 26, подбирает примеры. Организует обсуждение. Учитель работает в роли консультанта. Соответственно создается группа консультантов по заданию 27. Ученики должны понимать, что это задание-задача. Данное задание требует умения проанализировать проблемную ситуацию, высказывание. Ученик должен аргументировать свое мнение, предложить выход из моделированной проблемной ситуации. Таким образом идет процесс адаптации к экзамену, формирование важных жизненных компетенций. Группы оценивают работу друг друга, отмечают сильные и слабые стороны. Вырабатывают общие рекомендации. Продуктом работы группы может быть буклет с рекомендациями, примерами, памяткой по подготовке к соответствующему заданию.