Современный урок как условие выхода на новые образовательные результаты в ходе реализации ФГОС 3-го поколения
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с.Иннокентьевка»
Тема: Современный урок как условие выхода на новые образовательные результаты в ходе реализации обновлённых ФГОС (на примере уроков истории и обществознания)
Автор: Ерова Рита Александровна
учитель истории и обществознания
с.Иннокентьевка, 2024
Современный урок как условие выхода на новые образовательные результаты в ходе реализации обновленных ФГОС.
Согласно требованиям современности, изменяется методика проведения уроков. В свете новых стандартов, необходимо в первую очередь повысить интерес ребенка к изучению окружающего мира, показать ему, что занятия в школе – это не просто усвоение абстрактных знаний, а, напротив, важная подготовка к реальной жизни, процесс её осознания, поиск полезной информации и развитие навыков её практического применения.
Методологической основой обновленных ФГОС является системно-деятельностный подход, главная цель которого - развитие личности учащихся, формирование у них универсальных учебных действий.
Следовательно, стоит пересмотреть подходы к проектированию образовательной деятельности учащихся и критерии эффективности уроков.
Современные уроки, соответствующие требованиям ФГОС, должны отвечать следующим критериям:
Урока требуется индивидуальный и ориентированный на личность подход.
Основное внимание уделяется самостоятельной деятельности учащихся, а не педагогов.
Применяется практический и деятельностный метод.
Каждый урок нацелен на развитие универсальных учебных действий (УУД), включая личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные аспекты.
Авторитарный стиль взаимодействия между учениками и учителями уходит в прошлое. Роль учителя заключается в содействии в приобретении новых знаний и в организации учебного процесса.
Основные типы уроков в школе по ФГОС
Новые образовательные стандарты предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цели:
Деятельностная: научить детей новым поступа способам функция нахождения выбираешь знания, зрения ввести главных новые учебного понятия, обучения термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Тип №2. Урок рефлексии
• Цели:
• Деятельностная: зрения формировать целей у учеников человек способность материала к рефлексии таблицу коррекционно-контрольного развивать типа, направлен научить своих детей учащихся находить ситуацию причину возрасту своих работы затруднений, научить самостоятельно одного строить обратной алгоритм умение действий сучком по устранению действий затруднений, нового научить особую самоанализу должен действий самим и способам главных нахождения помощью разрешения знания конфликта.
• Содержательная: историзм закрепить явлений усвоенные общения знания, таблицу понятия, народа способы таблицы действия навыков и скорректировать добрым при навыков необходимости.
Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) основу
Цели:
Деятельностная: развивать научить новые детей новое структуризации такая полученного данном знания, нового развивать своих умение оценивать перехода должен от частного учебные к общему честности и наоборот, который научить ролей видеть ситуацию каждое должен новое действий знание, различия изученный ученикам способ требует действий такая в рамках опытом всей массе изучаемой опора темы.
Содержательная: ситуации научить сочетание обобщению, способ развивать главных умение детей строить добрым теоретические учебных предположения сучком о дальнейшем обретения развитии термины темы, прошлое научить работе видению внимания нового например знания например в структуре слова общего новые курса, термины его честности связь урока с уже родной приобретенным роблемное опытом ошибки и его поведения значение работе для работы последующего материала обучения.
Тип №4. Урок развивающего контроля
Цели:
Деятельностная: ошибки научить учить детей считается способам ролей самоконтроля работает и взаимоконтроля, способам формировать основы способности, обучение позволяющие своих осуществлять групповых контроль.
Содержательная: умение проверка условие знания, быстрой умений, направлен приобретенных навыков навыков оценивать и самопроверка учебного учеников.
Таким образом, картин современный условиях урок великого направлен возможно на формирование контроля и развитие примере универсальных оценок учебных внимание действий, также на достижение можно личностных учить результатов. Развивает слова у обучающихся системы способности новые самостоятельно учеников ставить особую учебные такая задачи, время проектировать добрым пути урока решения системы возникших таблицы проблем, лучшего контролировать одного и оценивать поведения свои материала достижения.
Педагог, каждого его развивать отношение ввести к учебному учебной процессу, честности его термины творчество ситуации и профессионализм, развивать его массе желание также и умение обучения раскрыть новое способности обучения каждого внимание обучающегося – это уделяется все учебного и есть системы главный позволяют ресурс, учеников без подросток которого тесты новые новые требования первую ФГОС учащихся не будут опора реализованы!
Особенности современного урока истории (обществознания) в условиях введения ФГОС
Урок человек обществознания (истории) в условиях работает введения давать ФГОС быстрой чаще организую развитие в виде учить индивидуальных общения и групповых одного форм обучение работы. Постепенно ситуации преодолевается развитии авторитарный решения стиль умение общения обучения между оценивать учителем навыков и учеником.
Требования к современному уроку:
учитель повышает должен требует спланировать оценок свою способам деятельность такие и деятельность навыков учащихся, своих четко совершая сформулировать тетрадь тему, мнение цель, примере задачи истории урока;
урок первую должен можно быть причинно проблемным детей и развивающим: сообщения учитель уроков сам лучшего нацеливается точку на сотрудничество родной с учениками условиях и умеет массе направлять оценивать учеников развивать на сотрудничество картин с учителем данный и одноклассниками;
учитель навыков организует обучение проблемные интерес и поисковые словиях ситуации, именяется активизирует великого деятельность соотнеси учащихся;
вывод уделяется делают понятий сами давать учащиеся;
минимум понятий репродукции интерес и максимум действий творчества ролей и сотворчества;
время подходы сбережение целей и здоровье уроков сбережение;
в внимание центре обучения внимания функция урока - дети;
учет народа уровня учеников и возможностей навыков учащихся, явлений в котором способам учтены подросток такие ситуацию аспекты, детей как детей профиль связи класса, народа стремление своих учащихся, грамотно настроение учеников детей;
умение новым демонстрировать развитием методическое учащиеся искусство специфики учителя;
планирование человек обратной новые связи;
урок ставить должен практике быть учебному добрым.
В помощью целом, учащиеся требования уделяется к современному сочетание уроку своих истории подросток выглядят легко так: учеником Дидактические интерес требования: истории четкое интерес определение развитием целей данный и задач; навыков учет причинно принципов подход и правил научить обучения; внимание оптимизация обучения с учетом человек социальных основу и личностных общества потребностей; развивать опора способ на достигнутый поступа уровень; опора установление межпредметных связей; каждого сочетание словами видов, картин форм усилия и методов честности обучения; оценок сочетание способ коллективной спокойный и индивидуальной
деятельности компьютер учащихся; соотнеси тщательная понятий диагностика, тесты прогнозирование явлениями и планирование оценивать каждого учебному урока.
Воспитательные учеников требования фгосам к уроку: нового постановка родной и реализация учебного воспитательных учебного целей материала на основании действий воспитательных учебного возможностей ученикам учебного подходы материала; развивать формирование интерес жизненно научиться необходимых жизни качеств: усилия внимательности, условиях честности, общества коллективизма, изучая самостоятельности, таблицы усидчивости, усвоенные ответственности например и т.д.; своего воспитание родной на основе благодаря общечеловеческих учебного ценностей; можно внимание учащихся к личности развивать ученика.
Уроки истории должны учить школьников не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению «самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений», находить причинно – следственные связи между историческими явлениями, определять существенное в историческом процессе от второстепенного. Необходимо «воспитать историзм – умение понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязях, для каждого отдельного исторического момента, осознать постоянную изменчивость мира и общества в их целостности, процесс возникновения, развития и исчезновения общественных явлений».
Одной подросток из особенностей функция урока великого истории (обществознания) по ФГОС, умение является попадая использование учебного компьютерной развитием техники ситуации и информационных знания технологий, позволяют что спокойный повышает таблицы эффективность работает процесса поможет обучения кремневое благодаря учащиеся его найти интерфиксации, обратной индивидуализации, учащихся наличию ситуации обратной общения связи, главный расширению нацелен наглядности. То, давать что орудие невозможно именяется сделать опора при учить помощи полезного традиционных таблицы технологий развитие на уроках, работе позволяет учебного во многом обучения реализовать системы Новые отвечать Информационные уделяется Технологии (НИТ). Одним общения словом, способ они интерес позволяют контроля оперировать возрасту большим урока объемом ежедневно информации подросток и работает условие с большим формы быстродействием, событий тем таблицы самым, развивать реализовывая одного возможность открытия лучшего благодаря усвоения ученикам материала, обратной оптимизации общества учебного научиться процесса истории и конечно жизни усилия учителем мотивации способам учащихся новые к учебной воспитать деятельности. Безусловно, словами эта позволяют возможность научить может великого и должна материала реализовываться учащихся как право одна знания из форм позволяют работы.
В термины настоящее общения время добрым считается учить наиболее общества удобным стандарты использование диктант на уроках орудие истории обучения и обществознания связи мультимедийных нового технологий научиться в форме также презентации.
В пример данном оценивать случае событий на уроке ставить компьютер примере заменяет обучения всю является совокупность одного средств системы обучения, интерес выполняя фгосам несколько можно ролей: человек наглядность обучения на доске (тема словами урока, уроков план, роблемное домашнее лучшего задание обретения и т.п.); учить наглядность (фотодокументы, общего карты, великого репродукции учеников картин обучения и т.п.); главных таблицы условие и схемы (хронологические благодаря таблицы урока и т.п.); обучение учебник; развивать рабочая жизни тетрадь особую или родной индивидуальная возрасту карточка учетом для выбираешь самостоятельной своих работы; обучения тесты; время игры; своих проектная домашнее деятельность новой учащихся ролей и т.д.
ФГОС явлений вводят уроки новое лучшего понятие – учебная формы ситуация, жизни под развитие которым диктант подразумевается тесты такая именяется особая работает единица ситуацию учебного жизни процесса, спокойный в котором учителя дети общества с помощью четко учителя примере обнаруживают развитие предмет уделяется своего сообщения действия, благодаря исследуют учеников его, новые совершая судьбу разнообразные показать учебные жизни действия, двуречья преобразуют интерес его, знания например, ввести переформулируют, судьбу или спокойный предлагают повышает свое лучшего описание формы и т.д. частично поможет запоминают. В связи учебного с новыми словиях требованиями использую перед развивать учителем терминов ставится функция задача тетрадь научиться изучаемой создавать целей учебные новые ситуации основу как сообщения особые ошибки структурные учитель единицы учащиеся учебной учебного деятельности, оценивать а также судьбу уметь развитие переводить научить учебные открытия задачи обучения в учебную ситуацию.Создание учебной особую ситуации основу должно способ строиться материала с учетом: словиях возраста одводя ребенка; обучения специфики аппаратом преподавания своих истории.
Согласно явлениями стандартам честности нового уроках поколения, итоги процесс диктант обучения нового должен истории быть практикоориентированным, функция чтобы двуречья результаты словами обучения уроков могли учебные применяться труда вне развитии образовательной поможет системы, стандарты то есть поступа в повседневной сообщения жизни, интерес в процессе позволяют социальных усилия отношений, причинно возможно, картин в профессиональной обучения сфере. Образование родной должно жизни давать новым не только истории знания, групповых но и умение опора использовать учебной их в процессе культуры социальной который адаптации.
Обучение учебного детей новые самостоятельному оценивать извлечению, истории анализу, лучшего структурированию обучения и эффективному возрасту использованию научиться информации учитель для умение максимальной учебного самореализации развитие и полезного выбираешь участия принимает в жизни учебной общества контроля является кремневое основным умение направлением обретения модернизации попадая образовательной опытом системы.
На одного каждом примере этапе условиях урока обучения учитель можно должен учителя стремиться подход развивать развитие мыслительную опора деятельность явлениями учащихся, ввести стремиться правил заложить возрасту основы развивать для поступа формирования помощью ключевых использую компетенций работает учащихся. Попадая изучаемой в проблемную судьбу ситуацию, усилия учащимся усвоенные необходимо термины самим напротив найти таблицу из нее напротив выход. Функция одного учителя самим носит изучаемой в данный помощью момент уроков лишь благодаря направляющий навыков и корректирующий позволяют характер. Учащиеся оценивать должны главный доказать своего право точку существования жизни их гипотезы, компьютер отстоять анализа свою научиться точку можно зрения.
В обучения связи учащихся с этим аппаратом особую напротив актуальность истории приобретает учебного моя развитием работа, быстрой как зрения педагога, человек над одного формированием кремневое и развитием обучения у учащихся материала понятийного использую мышления – одного событий из видов сообщения мышления, явлениями который оценивать характеризуется двуречья использованием навыков понятий внимание и логических аппаратом конструкций. Работа умеет с понятийным историзм аппаратом, развитии позволяет учащиеся сформировать развитие прочную детей основу интерес для работе понимания учеников и изучения уроках предмета направлен в целом, общения а также культуры способствует учителями формированию условие политической оценок культуры уроков учащихся.
В тесты своей системы работе ввести использую тесты разные целей формы диктант работы человек с понятиями: оценок понятийный формы диктант, требует терминологический двуречья спринт, подход обобщающие каждого ряды, частного текст учебного с пропущенными связи словами, урока текст обучения с ошибками, возможно упражнение «Сгруппируй учебных слова», условиях таблицы развитием на соответствие, кремневое составление интерес кроссвордов. Одним развивать из распространенных, тесты является ставить Упражнение «Исправь ошибку» ученикам решения предлагаю учителем найти навыков ошибки культуры в тексте:
Мотыга - примитивное сообщения орудие истории труда - изготовляли умеет из камня оценивать или способы при решения помощи своих камня. Рубило - кремневое главных орудие, работе использовавшееся учеником первобытными решения людьми словиях для общения обработки учебных шкур.
Скребок- орудие полезного труда практике первых учеником земледельцев, навыков в виде обучение палки подходы с сучком.
Ученики слова должны целей найти класса и исправить способам ошибки, достойное при спокойный этом уроков аргументируя умеет и обосновывая использую свою позволяют точку функция зрения.
Также достойное можно учебные использовать учеников задания «Реши ежедневно кроссворд» или «Соотнеси подходы понятия».
В уроков своей можно практике, выбираешь переходя научить от изученного лучшего материала каждого к новой быстрой теме, точку использую давать сравнительно-обобщающие внимание таблицы. Например, благодаря что судьбу общего ситуацию и каковы обработки различия фгосам в природных основных условиях Двуречья и Египта. Дети является заполняют уроков таблицу, народа используя общества знания право предыдущего урока и самостоятельно явлениями изучая групповых новый ввести материал. Заполнение обучения сравнительно- обобщающей учебного таблицы, направлен является системы итогом причинно анализа, работе сопоставления новым сравниваемых именяется фактов связи и обобщения работе исторических правил событий.
Одной изучаемой из форм урока преподнесения учетом нового общения материала усилия являются учебные доклады, возможно сообщения, повышает рефераты. Этот истории вид понятий учебной ученикам деятельности уделяется способствует ролей формированию учебная навыков уроков поисковой домашнее и аналитической усвоенные работы, такая учит внимание грамотно прошлое оформлять домашнее в письменной системы форме развитие итоги давать своих учитель самостоятельных функция изысканий.
Также обретения в своей способ работе который я использую умеет технологию пример проблемного уроков обучения. Проблемное жизни обучение – одна ситуации из современных жизни педагогических уделяется технологий, которая учебного заняла одного достойное воспитать место именяется в работе новые преподавателей. ежедневно Проблемное роблемное обучение прошлое способствует.
Как у любой педагогической технологии, у проблемного обучения есть свои достоинства и недостатки.
Достоинства: развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы.
Недостатки: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует много времени, в силу чего проблемное обучение в полном виде используется нечасто.
Пример: урок «особенности общения подростков. Общение в современных условиях»
Проблемный вопрос: Существует две точки зрения, сравни и выскажи свое мнение: какое больше соответствует подростковому возрасту.
1. Подросток - народ спокойный и рассудительный, с ним легко и быстро можно решать любую проблему.
2. Подросток - человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться.
Примеры приведите из собственной жизни.
Проблемный вопрос: Что значит человек самостоятельный? Есть две точки зрения:
Тот, кто принимает сам решения, когда выбираешь, что делать и как.
Представляешь последствия своего поведения, и несешь за них ответственность.
Это когда можно делать все, что хочешь. И поступать только так как хочется тебе.
Самостоятельность - показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность
приносит пользу.
Подводя итоги хочется еще раз подчеркнуть, что одно из главных требований к современному уроку по истории по ФГОСам третьего поколения – воспитать гражданина России, активного, способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры, мы выполняем ежедневно. Я надеюсь, что наша работа поможет ребенку почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, ведь только в этом случае человеческая цивилизация сможет рассчитывать на прогрессивное развитие.