Современный урок математики. Техническое оснащение: личный опыт, проблемы, перспективы
Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую статью «Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы»
«Современный урок математики. Техническое оснащение: личный опыт, проблемы, перспективы».
Автор статьи: учитель математики ГБОУ РО
НШИ с ПЛП Франк М.В.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились
самостоятельно, а учитель руководил этим
самостоятельным процессом и давал для него материал»
К.Д. Ушинский
В условиях реализации ФГОС среднего общего образования в соответствии с динамично изменяющейся образовательной ситуацией в нашей стране наиболее актуальной проблемой остается создание условий для проявления и развития свойств личности каждого обучающегося, а также наиболее полного раскрытия его творческого потенциала.
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Сегодня обществу нужны творчески мыслящие люди, любознательные, креативные, мобильные, которые могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, к саморазвитию.
В настоящее время задача учителя - не преподавать свой предмет, а всестороннее развитие личности ребёнка его средствами. Учитель – это не проводник знаний, он учит учащихся учиться. Школьники, обучаясь по единой программе, должны получить возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательной подготовки.
Математика – одна из наиболее сложных школьных дисциплин. В настоящее время она вызывает трудности у многих учащихся. Каждый год в 10 класс приходят школьники, которые проявляют интерес к математике, имеют способности, и учащиеся, для которых математика - вечная проблема.
Постоянно задумываешься над вопросами:
- как сделать уроки математики интересными и доступными для всех?
- как учить без принуждения?
- как дать стимул к творчеству, к исследовательской деятельности?
- как помочь учащимся увидеть за формулами и теоремами красоту предмета, связь с жизнью?
Приходишь к выводу: чтобы каждый урок стал запоминающимся, познавательным и развивающим без использования технических средств обучения и средств ИКТ не обойтись.
Сегодня невозможно представить себе урок без использования технических средств обучения. Нельзя забывать, что современные подростки выросли на гаджетах, поэтому им необходима визуализация учебной информации. Технические средства используются как на уроках, так и при подготовке к ним.
Техническое оснащение моего кабинета математики – ноутбук, проектор, интерактивная доска, сканер и принтер.
В своей работе использую создание презентаций к урокам. Они применяются на всех этапах урока. Использование мультимедийной презентации позволяет за ограниченное рамками урока время дать больший по объёму материал, сочетать одновременно несколько вариантов работ, формировать навыки рационального запоминания материала.
Компьютерные презентации – это наглядность, информативность.
Интерактивная доска – помогает сделать урок динамичным и наглядным. С её помощью можно организовать проверку материала, вносить поправки в текст и в чертежи.
С помощью ноутбука разрабатываю дидактические материалы, например для проведения проверочных работ.
Свободный доступ в Интернет помогает учащимся в поиске информации, подготовке к ЕГЭ.
Информационные ресурсы, используемые в работе, для повышения эффективности обучения учащихся.
Основные федеральные порталы:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru);
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru;
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru;
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru;
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru;
Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru.
Представленная схема иллюстрирует систему работы по использованию открытых информационных ресурсов для повышения качества образовательного процесса:
Благодаря возможностям открытых информационных ресурсов сети Интернет в учебном процессе применяю: программы-генераторы тестовых заданий, за несколько минут создающие необходимое количество вариантов заданий различного уровня сложности; программы-тренажеры, контролирующие процесс выполнения заданий и предлагающие необходимые пояснения. Использую образовательные онлайн – платформы, например «ЯКласс», РЭШ.
Мои ученики принимают активное участие в дистанционных конкурсах по математике.
Специализированные математические сервисы обеспечивают автоматизацию специфических математических функций, таких как построение графиков, выполнение расчетов по формулам, измерение сторон фигур, расчет периметра, площади и т.д. Существуют различные математические сервисы, но в работе использую Geogebra.
Использование технических средств обучения в учебном процессе позволяет:
- эффективно организовать учебный процесс и повысить качество обучения;
- обогатить учебный процесс и решить проблему наглядности, применив математическое моделирование и конструирование;
- помогает показать разные типы информации: таблицы графики, опорные схемы, диаграммы, картинки и т.д.;
- решить задачи индивидуализации и дифференциации обучения;
- изменить роль ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя. Появляется возможность подобрать интересные задачи, которые побуждают учащихся к творчеству, к исследованию;
- осуществлять диагностику и управление учебным процессом;
- организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;
- развивать навыки анализа информации, исследовательской деятельности, стимулировать мотивацию учащихся к обучению;
- формировать у учащихся интерес к знаниям;
- организовать контроль и самоконтроль знаний;
- углублять знания по предмету и способствует развитию памяти, воображения, мышления.
- представить обучающие материалы в мультимедийной форме;
-получить доступ к глобальным Интернет-ресурсам.
Информатизация образовательного процесса – это реальность сегодняшнего дня.
Готовясь к очередному занятию, планируя цепочку уроков по той или иной теме, очень важно иметь в виду дидактические свойства и функции каждого из отбираемых средств обучения, четко представлять себе, для решения какой цели то или иное средство обучения может оказаться наиболее эффективным. Из многообразия ТСО выбрать для конкретного урока те, которые дадут наибольший образовательный эффект.
Использование технических средств в обучении открывает возможности, недостижимые для других традиционных средств, а освоение информационных технологий учителем позволит более полно реализовать свое профессиональное мастерство.
Сейчас никого не удивишь презентациями, видео уроками, электронными тестами и опросами. Приходится каждый раз искать всё больше дополнительных возможностей для активизации учебной деятельности, стимулирования интереса у учащихся.
Сегодня мы живём в период высоких компьютерных технологий и информатизации.
Они побуждают учителя к самообразованию, к освоению новых средств ИКТ.
Современному учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке со школьником.
Современный учитель мечтает о том, чтобы в его кабинете были новейшие технические средства обучения, которые бы систематически пополнялись и обновлялись. Заставляли бы учителя постоянно идти в ногу со временем, заниматься самообразованием.
Источники.
1. Сокольникова, Н. Е. Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы / Н. Е. Сокольникова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 52-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/387/16325/ (дата обращения: 04.03.2021).
2 . ФГОС [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgos.ru.
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе об-
разования. М., 2000.
https://onlinetestpad.com/ru/testview/285991-pravilnaya-piramida-10-klass
https://onlinetestpad.com/ru/crosswordview/132653-razdel-stereometrii-osnovnye-terminy-figury
https://testedu.ru/test/matematika/10-klass/pokazatelnaya-i-logarifmicheskaya-funkczii.html