12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колобова Антонида Михайловна31
Люблю историю. Мечтаю съездить на археологические раскопки.
Россия, Забайкальский край, Чита

Создание и использование цифровых образовательных ресурсов на уроках истории с помощью интерактивной доски CMART Notebook.

Интерактивная доска - это большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и мультимедийный проектор. Сейчас уже трудно представить себе современный урок без использования интерактивной доски. Она значительно расширяет возможности учителя на различных этапах урока, позволяя провести его на качественно новом уровне.

На уроке истории интерактивная доска играет очень важную роль - обеспечивает наглядность и способствует эмоциональному восприятию новой информации через её визуализацию, повышает эффективность урока, что в итоге приводит к развитию интереса к изучению истории и повышению уровня знаний учащихся. Это я узнала на своём опыте – третий год использую на уроках истории и обществознания интерактивную доску SMART Notebook. Наибольший интерес работа с интерактивной доской вызывает у учащихся 5-6 классов: они с удовольствием выполняют задания на доске, увлеченно наблюдают за действиями учителя при работе с интерактивными объектами.

Интерактивная доска, как и любое явление, имеет свои сильные и слабые стороны. Задача учителя в том, чтобы максимально использовать возможности интерактивной доски на уроке, и сводить к минимуму недостатки.

Один из недостатков интерактивной доски (как технического средства) – это зрительная нагрузка, следовательно, конспекты уроков с использованием интерактивной доски должны быть составлены в соответствии с Санитарно-эпидимиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10. Во-первых, следует строго ограничить по времени работус интерактивной доской. Во-вторых, в целях профилактики утомления глаз у учащихся, планировать проведение гимнастики для глаз. Конкретный момент для проведения гимнастики определяет учитель, учитывая индивидуальные особенности класса и структуру урока. В своих SMART-презентациях на отдельных слайдах я располагаю значки в форме глаза t1648972553aa.jpg - это рекомендация провести гимнастику для глаз на данном этапе урока. Для проведения гимнастики учащиеся используют «Памятки» с комплексом упражнений, которые они получают на первом уроке истории. «Памятки» закрепляются в рабочих тетрадях.

Ещё одним существенным недостатком в работе с интерактивной доской часто называют то, что подготовка урока занимает много времени учителя. Но причина этого кроется не в технических сложностях работы в среде SMART, а в том, что она даёт больше возможностей учителю, раскрывает его творческий потенциал.

Следует отметить, что при создании SMART– презентации, необходимо помнить, с какой цель мы преследуем, выбирая тот ли иной метод, и то, кто будет работать с данным слайдом – учитель или ученик. Сначала рассмотрим группу методов работы с интерактивной доской, которые в основном используются учителем на этапе изучения нового материала. Это методы «Ссылка», «Шторка», «Рояль в кустах», «Выделение отдельных частей экрана».

Метод «Ссылка» помогает учителю переходить на слайд с нужной информацией и возвращаться обратно путём нажатия на объект для ссылки. Достоинство метода «Ссылка» заключается в том, что он даёт возможность выборочной подачи материала учащимся.

1 вариант: переход на слайды в соответствии с пунктами плана. Для этого на основном слайде, где представлены тема и план урока, напротив каждого пункта плана размещаем объекты для ссылки. Значок «Home» на каждом последующим слайде является объектом для «ссылки» при переходе на основной слайд.

2 вариант: переход на слайд с дополнительной информацией, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. Например, при изучении темы «Борьба Руси с западными завоевателями», на таком слайде целесообразно разместить дополнительную информацию о рыцарях-крестоносцах, что обеспечит восприятие темы учащимися в контексте мировой истории.

3 вариант: переход на слайд с правильными ответами при контроле знаний учащихся с целью осуществления проверки. Например, после выполнения задания на контурной карте, учащийся может проверить правильность выполнения задания и совместно с учителем и классом сделать работу над ошибками.

Метод «Шторка» помогает учителю открывать информацию в соответствии с планом урока. В его основе - использование инструмента «Показать/скрыть затенение экрана».

1 вариант: «Шторка» закрывает правильные ответы на вопросы при организации письменного контроля знаний учащихся - открываем во время проверки. Например, задание, целью которого является проверка знания учащимися дат исторических событий. Слева на экране располагаются события, справа – даты, которые им соответствуют. Даты закрыты «Шторкой» и учитель их открывает после выполнения задания учащимися для осуществления проверки.

2 вариант: «Шторка» закрывает информацию для обсуждения (или для записи в тетради) в ходе изучения нового материала - открывается учителем по ходу его рассказа.

3 вариант: «Шторка» закрывает вопросы для обсуждения в процессе закрепления изученного материала.

Метод «Рояль в кустах» помогает учителю «доставать» информацию в ходе беседыс учащимися при изучении нового материала.

1 вариант: учитель открывает ответы на вопросы в ходе их обсуждения. Например, учащиеся называют причины раздробленности Древнерусского государства, используя текст учебника, а потом сравнивают с вариантами ответов, предложенных учителем.

2 вариант: учитель открывает дополнительные вопросы и задания для обсуждения изученного материала. Например: «В чем вы видите причины победы Александра Невского в Невской битве и Ледовом побоище?» Их можно разместить на слайде с помощью интерактивного средства «Information button».

Метод «Выделение отдельных частей экрана» поможет в работе с иллюстрациями, когда нужно акцентировать внимание на отдельных объектах. Для этого мы можем использовать инструменты «Лупа» и «Прожектор». Инструмент «Волшебное перо» поможет достичь того же результата: при выделении объекта в круглую рамку получаем эффект «прожектора», а при выделении объекта в квадратную рамку – эффект «лупы».

Другая группа методов работы с интерактивной доской – «Конструирование», «Приведи в соответствие» (или «Поставь на место») – больше используется при осуществлении контроля знаний учащихся. Использование этих методов основано на умении учащихся работать технически в среде SMART.

Метод «Конструирование» основан на использовании инструмента «Drag and drop», с помощью которого учащиеся восстанавливают (или создают новый) объект из его элементов путём перемещения. Например, это могут быть такие задания: «Восстановите схему «Внутренняя организация Древнерусского государства», «Соберите карту «Невская битва», «Составьте ысказывание известного полководца из предложенных слов», «Восстановите иллюстрации с архитектурными памятниками и назовите их авторов» и т.д.

Метод «Приведи в соответствие» (или «Поставь на место») предполагает перемещение объектов на слайде с помощью инструмента «Drag and drop». Этот метод может быть использован при выполнении следующих заданий: заполнить таблицу, вставить пропущенные слова в тексте, соотнести имена и иллюстрации, соотнести события и даты, соотнести имена и события и т.д.

Метод «Отодвинь и узнаешь» позволяет скрыть информацию за объектом, которая открывается путем его перемещения с помощью инструмента «Drag and drop» или эффекта анимации «Исчезание». Например, за иллюстрацией с изображением архитектурного памятника можно скрыть его название, за портретами исторических деятелей – их имена и т.д.

Метод «Слои»: информация скрыта с помощью свойства объекта «Порядок» или за слоем «чернил». Этот метод очень нравится учащимся, так как он вносит в урок элемент неожиданности, игры. Рассмотрим два основных варианта создания слайдов на основе метода «Слои»:

1 вариант: информация «наслаивается» с помощью свойства объекта «Порядок».

2вариант: информация скрыта под слоем «чернил», открывается с помощью инструмента «Ластик».

Отдельно можно отметить метод «Выделение объектов». Это простой, но очень эффективный метод, который можно применять на разных этапах урока: подчеркивать ключевые слова, отмечать правильные ответы, делать пометки поверх карты и многое другое. Его может использовать учитель при объяснении нового материала и ученик во время ответа у доски.

Каждый метод работы с интерактивной доской имеет множество вариантов его использования, разнообразие которых зависит лишь от воображения учителя.

Работая с интерактивной доской, я убедилась в том, что она имеет ряд преимуществ перед другими техническими средствами обучения, которые позволяют считать её самым современным и эффективным средством обучения на сегодняшний день. Вот некоторые из них:

обеспечение наглядности изучаемого материала на новом уровне: учитель имеет возможность сделать объекты интерактивными, использовать аудио- и видеовложения, осуществляя переход к ним через «ссылку», формировать навыки работы с картой, в том числе – с контурной,

активизация познавательной деятельности учащихся: работа с интерактивной доской вызывает интерес и, как следствие, более активную работу на уроке – желающих выйти к доске становится намного больше,

повышение эффективности урока: интерактивная доска помогает акцентировать внимание на ключевых моментах урока, осуществлять контроль знаний и закрепление изученного материала за небольшой период времени,

осуществление дифференцированного подхода в обучении: учитель открывает вопросы и задания с учетом индивидуальных особенностей учащихся, возможность дозированной подачи нового материала позволяет поддерживать общий темп работы класса.

Я считаю что, интерактивная доска помогает учителю сделать урок более ярким, интересным для учащихся и проявить свои творческие возможности, особенно для учащихся 5-6 классов. Задача идти в ногу со временем, чтобы развиваться самому и развивать своих учеников.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.