Статья «Создание личностно-ориентированной образовательной среды на уроке иностранного языка, через использование воспитательных возможностей предметного Содержания модуля "Школьный урок"»
Создание личностно-ориентированной образовательной среды на уроке иностранного языка, через использование воспитательных возможностей предметного
cодержания модуля «Школьный урок»
Л.В. Грязева
МБОО «Лицей села Верхний Мамон».
Иностранный язык является инструментом формирования и воспитания различных качеств обучающихся. Средствами урока «иностранный язык» мы воспитываем и формируем гармонично развитую личности ребенка . Воспитание на уроках немецкого языка осуществляется всей совокупностью элементов учебного процесса. Задачи воспитания гармонично развитой личности современного общества решаются учебным предметом «иностранный язык». Можно привести немало примеров, подтверждающих, что правильно поставленное обучение иностранному языку способствует всестороннему развитию и воспитанию обучающихся. Обучение иностранному языку дает безграничные воспитательные возможности. Он используется, как средство для приобщения учеников к духовной культуре других народов и познание действительности путём иноязычного общения, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения . Средствами иностранного языка мы воспитываем личность ,которая должна обладать высокой системой общественных ценностей ,реалистичными взглядами на современное общество. Задачи воспитания гармонично развитой личности современного общества решаются учебным предметом «иностранный язык».
Каждый интеллигентный человек должен знать хотя бы один иностранный язык. Великий Гете сказал: «Wer eine fremde Sprache kennt nicht, weiss nicht von seiner eigenen» (Кто не знает иностранного, тот не знает и своего собственного). Очень важно учитывать воспитательный и личностный аспект при обучении иностранному языку. Иностранный язык необходим для будущей профессии, знание иностранного языка развивает, так как позволяет узнать много нового, интересного.
Большие воспитательные возможности заложены в использовании различных организационных форм работы на уроках Урок является основным звеном в воспитании ребенка. Живое общение учителя и ученика- лучший пример воспитания. Воспитательные возможности урока неисчерпаемы. В современных условиях образования роль урока в воспитании, образовании и формировании личности ребенка рассматривается с новых позиций. Большие воспитательные возможности заложены в использовании различных организационных форм работы и применении новых педагогических технологий. Это личностно –ориентированные уроки, уроки проблемного обучения, уроки –практикумы, лекции, семинары.
На уроках должна создаваться атмосфера и личная заинтересованность к овладению иностранным языком как способу самоутверждения, а иногда как путь к личному благополучию. Здесь возможен довольно широкий диапазон морального плана: от гражданских мотивов до узко эгоистических. Например: ”Хочу быть переводчиком: это престижно” или “Хочу работать в представительстве какой-либо иностранной фирмы: это хорошо оплачиваемая работа”. Но может быть и отрицательная мотивация: ”Мне не нравится иностранный язык, но родные считают, что он мне пригодится; они сами сожалеют, что слабо им овладели, и не хотели бы, чтобы я повторил их ошибки”. Поэтому весь учебный процесс строится таким образом, чтобы учащиеся на каждом уровне испытывали радость от удовлетворения потребностей, специфических для предмета “иностранный язык”. Коммуникативность – это первая и естественная потребность изучающих иностранный язык , ориентирована на личность ученика. Она формирует у детей широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на общечеловеческих ценностях и новом мышлении, что вносит существенный вклад в повышение гуманитарного содержания образования. Изучение иностранного языка это мощный механизма личностного развития обучающихся. Можно привести немало примеров, подтверждающих, что правильно поставленное обучение иностранному языку способствует всестороннему личностному развитию и воспитанию обучающихся. Иностранный язык используется, как средство для приобщения учеников к духовной культуре других народов и познание действительности путём иноязычного общения, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения.
На начальном этапе изучения иностраннго языка многие воспитательные моменты прослеживаются в игре. Но игра не ради игры. Игра ради познания нового. Правильно подобранные и хорошо организованные на уроке дидактические игры способствуют всестороннему, гармоническому развитию школьников, помогают выработать необходимые в жизни и учебе навыки и качества. Игры могут способствовать развитию у учащихся памяти, внимания творческого воображения, воспитанию у них наблюдательности, привычке к самопроверке, учат подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца . Игровые моменты урока делают урок ярким, красочным. С самых первых уроков устного вводного курса в начальной школе провожу "игру-цепочку" (Kettenspiel). Эта игра помогает обучающимся лучше запоминать заучиваемые выражения. Начинаю цепочку всегда сама, например: "Jetzt spielen wir Kettenspiel! Ich fange an. Ich heiße... Und wie heißt du?" Последний в цепочке обращается не к товарищу, а к учителю, тренируя тем самым вежливую форму. А также игры «Помоги букве найти свое место, буква потерялась», « Как стать Карабасу лучше»(выбери слова из логического ряда gut-bose-tapfer-haesslich), «Какой я? (klug –schon-nett)» Игра « Приветствие» которая воспитывает дружеское отношения друг к другу.
Учащиеся становятся лицом друг к другу.
Ich gebe dir meine schöne (linke, rechte) Hand ( протягивают руку )
Und einen dicken Kuss dazu ( округляют губки )
Ich dich (кладут руку на сердце) wie ein Elefant (показываем большие уши слона)
So gross ! (тянемся вверх) Und immer zu ! (обнимаем друг друга)
В конце каждой темы я провожу неурочное учебное занятие. Эти занятия имеют различные воспитательные направления. Это и фотовыставка «Наши летние фото», виртуальная прогулка в осенний парк, школьный маскарад, пасхальный праздник, праздник именинников.
Дети очень любят различные перевоплощения ,поэтому очень интересно проходят на уроках ролевые игры. Во всех играх используются клише вежливого речевого обихода :спасибо(Danke),очень приятно(sehr angehnem), я рад (ich bin froh) .Например, игра «Знакомство»(2 класс) «Встреча после каникул»(8 класс).Ролевые игры формируют и развивают дружеские отношения между учащимися во время учебно- воспитательного процесса. В ролевых играх формируются и воспитываются определенные нравственные ценности, такие как дружба, милосердие, доброжелательность.
На уроках иностранного языка я активно используются групповые формы работы . Они помогают развивать внимание, память и волю даже учащихся с невысоким уровнем обученности. Дело в том, что, работая в микроколлективе, каждый ученик группы не может отказаться выполнять свою часть работы, дорожа мнением и отношением к себе товарищей. При затруднении он может рассчитывать на помощь более “сильного” ученика. Таким образом, каждый член группы старается быть не хуже других и, чувствуя “плечо товарища”, скорее приобщается к активной деятельности. В ходе групповой и индивидуальной работы на уроках формируется у обучающихся привычка концентрировать внимание при работе над учебными заданиями, использовать , что уже им знакомо ранее, использовать изученные лексические единицы, развивать умение работать в заданном темпе, преодолевать трудности и таким образом воспитывать у них организованность, целеустремленность, трудолюбие, старательность, ответственность за общее дело. Особо ярко это проявляется при формировании диалогической речи. Диалоги «На вокзале»8 класс, «В магазине» 8 класс.11 класс, « В незнакомом городе» 5 класс« На улице»7 класс «В гостях на день рождении»3 класс
Чтение текстов на иностранном языке предоставляет огромные воспитательные возможности, если “иностранный язык используется как средство для приобщения учащихся к духовной культуре других народов, если он выступает как способ познания действительности, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе обучения” (И.Л. Бим).
Я использую в своей работе предметную линию УМК И. Л. Бим. Учебники этой линии дает разнообразные возможности использования уроков немецкого языка для воспитания патриотизма, чувства долга, верности. любви, взаимовыручки, сострадания к братьям «нашим меньшим» На уроках чтения ,я стараюсь тщательно продумывать, какие формы и приёмы работы следует использовать при организации этих уроков , что бы привлечь учеников к активному обсуждению прочитанного, к высказыванию своего мнения по затронутому в тексте вопросу, свое отношение к прочитанному. Я предлагаю ответить на вопросы после прочтения текста ; высказать свое мнение о поступке героя рассказа, рассказывать о том, почему им понравился герой, хотели бы они ему подражать, как бы они поступили попав в подобную ситуацию. При этом формируются навыки чтения, умение ориентироваться в тексте. Вместе с тем такое задание имеет яркое выражение воспитательное значение, ученик дает оценку этическим поступкам героя, задумывается над чертами его характера, делает вывод, следует ли подражать герою.
Примеров текстов воспитательного характера много. Например в учебнике немецкого языка 4 го класса рассказ Flecki, в учебнике 8-го класса « Двойная победа», в учебнике 6го класса «Слепая лошадь Реси» и др.
Чтобы побудить учащихся к чтению, надо сам процесс чтения представить как чудо – показать в знакомом незнакомое, в обычном необычное, изумить таящимся в нем богатством возможностей. Материал должен быть интересным по содержанию, имеющий воспитательное значение, доступный по языку. Среди стимулов к чтению ведущим является тот, где деловые мотивы (учеба, к, успешная самореализация в новых жизненных условиях) трансформируется в мотив личностный, затрагивающий душу. Прекрасный пример этому текст в теме Первая любовь 10 класс уч. И.Л. Бим. Рассказ о любви Клары и Роберта Шуман. Прочитав рассказ, учащиеся высказывают свое мнение, оценивают поступки героев. Приводят аналогичные примеры верности и преданности, высокой и чистой любви. Путь воспитания при чтении - это путь опосредованный: от текстов, от полученной информации к мыслям, к выработке взглядов, убеждений формированию мировоззрения. Эффективность воспитания в процессе чтения зависит не только от правильного подбора материала, от подуманных приемов организации чтения, но и от возможности применять содержание прочитанного в практической деятельности ученика. Чтобы усвоенное и продуманное в ходе чтения стало действительным, нашло своё воплощение в повседневной жизни и работе учеников. Использование поэзии на уроках иностранного языка – это иной способ воспитания средствами иностранного языка. Поэтические тексты носят жизненный характер и .не всегда предполагают однозначные решения Часто я провожу поэтические уроки, на которых дети читают любимые стихи немецких поэтов.
.Например ,Г. Гейне «Лорелея», «Письмо», «Нашел». Чтение поэтических произведений также позволяет сравнить и идентифицировать свои поступки с поступками персонажей, что придает процессу изучения поэзии на иностранном языке чисто личностный, индивидуальный характер. Это также расширяет представления об окружающем мире и собственном месте в этом мире, оказывает воздействие на эмоциональную сферу, пробуждает чувство сопричастности и сопереживания.
Воспитательный потенциал уроков иностранного языка огромен. Применение на уроках различных форм и аспектов обучения способствует формирования всестороннее развитой личности. Иностранный язык создает благоприятные предпосылки для расширения общеобразовательного кругозора личности ребенка Прогрессирующее развитие международных контактов и связей в политике, экономике, культуре и других областях обуславливает последовательную ориентацию современной методики обучения иностранным языкам на реальные условия коммуникации. Стремление к коммуникативной компетенции, как к конечному результату обучения, предполагает не только владение соответствующей иноязычной техникой (т.е. языковую компетенцию учащихся) но и усвоение колоссальной неязыковой информации, необходимой для адекватного обучения и взаимопонимания, потому что последнее недостижимо без относительного равенства основных сведений общающихся об окружающей действительности Знакомство с культурой страны изучаемого языка было одной из главных задач еще со времен античности. Преподавание иностранного языка, не мыслится без комментирования действительности. Такой подход к обучению иностранному языку в школе во многом обеспечивает не только более эффективное решение практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач, но и содержит огромные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации учения. Изучение лингвострановедческого материала положительно влияет на формирование мотивации и способствует расширению кругозора учащихся, знакомству с географическим положением страны, с природными ресурсами, климатом и т.д. К примеру: Виртуальная экскурсия по Рейну Замки и башни Германии Легенды и сказки на карте Германии Использование страноведческой информации в учебном процессе обеспечивает повышение познавательной активности учеников, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации на уроке, дает стимул к самостоятельной работе над языком, способствует решению воспитательных задач. Содержание страноведческих текстов содействует формированию познавательного интереса у школьников. Этот материал, по своему богатому содержанию способен обеспечивать развитие положительной мотивации., Чаще всего страноведческие тексты имеют большой объём. большое количество новой лексики , поэтому используется специальная система упражнений, учитывающих специфику предлагаемого материала. Например: Поиск ключевых слов, которые помогут понять правильно текст Дать объяснение некоторым словам или перевести их. Рассказать что узнали нового. Составить аналогичный текст, описывающий сходные реалии или события своей страны. Такая методика удобна при изучении сходных тем Спорт, Музыка, Школа, Образование, Национальность и др. Метод проектов немаловажный подход в воспитании и развитии личности ребенка на уроках . Очень интересны для учащихся проекты: «Молодёжные культуры и .субкультуры», «Первая любовь», «Моя будущая профессия», «Моя будущая семья»На уроке иностранного языка формируется мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации. При обучении иностранному языку возникают безграничные воспитательные возможности, если иностранный язык используется, как средство для приобщения учеников к духовной культуре других народов и познание действительности путём иноязычного общения, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения.Воспитательный потенциал является специфической чертой любого урока иностранного языка. Воспитательные возможности заключены в содержании используемых материалов, в методической системе обучения, в личности учителя и его поведении. На уроках иностранного языка есть своя особенность – это обучать общению, которое по своей сути – личностное Личностная заостренность и является тем каналом, через который в душу и сознание обучаемого проникает воспитательное воздействие.
ЛИТЕРАТУРА
1.Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. — 2-е изд., до-раб.— М.: Просвещение, 1988.—— (Б-ка учителя иностр. яз.), стр 56.
2.Вартанов А. В. “ От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур”.\\ Иностранные языки в школе. 2003 г., № 2, стр. 22.
3.Тубельский А. Н. “ Для чего и как мы учим”.\\ Школьные технологии. 2001 г., № 5, стр. 123.