Статья «Создание условий для самореализации воспитанников в ходе реализации комплексной интегрированной образовательной программы детского объединения "Клуб ди-джеев"»
Викулова Нина Вячеславовна,
педагог-организатор, педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Центр детского творчества» г.Калачинска Омской области
Создание условий для самореализации воспитанников в ходе реализации комплексной интегрированной образовательной
программы детского объединения
«Клуб ди-джеев»
Анализ ситуации, сложившейся в детской среде в последние годы, свидетельствует об отсутствии должного внимания общества к проблемам детей и молодежи. Воспитание в современных условиях предполагает активное социальное взаимодействие взрослых и детей в сфере их совместного бытия. Культурно-образовательное событие – это система условий, которая создается для того, чтобы личная событийность могла состояться. Культурно-образовательные события рассматриваются как часть целостного образовательного процесса, являются результатом предшествующих событий и причиной последующих, - чем больше таких связей, тем событие более значимо. Представление о событии, как дидактической единицы основывается на общепедагогических идеях о том, что, создавая определенные условия взаимодействия ребенка с образовательной средой, возможно, повысить вероятность получения им тех или иных образовательных результатов, эффектов, получение которых напрямую запланировать невозможно (эмоциональный отклик, становление субъектности).
Культурно-образовательное событие нельзя понимать как случайность. Оно предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживания. Личная событийность – это когда произошло что-то важное для конкретного человека, когда он был эмоционально включен, когда у него появились новые планы. Для этого создаются специальные условия, концентрированные место и время в среде, где максимально возможно происхождение этого события, в котором удерживаются личностные цели и мотивы. И тогда обучающийся получает некоторое приращение. Таким образом, в рамках реализации программы детского объединения «Клуб ди-джеев», воспитанники становятся социально активными, получают навыки эффективного общения, учатся бесконфликтно взаимодействовать с окружающими, самостоятельно разрешать проблемы, иметь и высказывать собственное мнение, занимать активную гражданскую позицию.
Разработанная мною программа обусловлена потребностью общества в творческой, социально активной личности и потребностью детей в самосовершенствовании посредством культурной деятельности.
Программа предусматривает курсы сценического творчества, работу со СМИ, развивает умение общаться, формирует активную жизненную позицию. Программа имеет профориентационную направленность. Широкий диапазон изучаемого материала дает возможность мне, как педагогу варьировать программный материал в зависимости от учебных возможностей воспитанников.
Программа разработана основе личного опыта, а так же имеющихся методических материалов и программ. Данная программа является комплексной, интегрированной, так как предусматривает не только подготовку юного организатора культурной деятельности, но и социализацию воспитанника, его личностный рост. Клубная организация учебной деятельности помогает в комплексе решить многие воспитательные и образовательные задачи. Наличие различных образовательных курсов способствует расширению индивидуальных возможностей воспитанников. Разнообразные направления деятельности способствуют повышению интереса воспитанников к культурной деятельности. Помимо образовательных циклов по профилю деятельности, таких как:
1. Событийное образование;
2. Творческая деятельность культурно-образовательного события;
3. Проведение массовых мероприятий;
В рамках данной программы воспитанникам предлагаются следующие курсы:
1. «Ораторское искусство»
2. «Выразительное чтение»
3. «Познай себя и других» (психология общения)
4. «Имидж на сцене»
5. «Начни с себя!» (проектная деятельность)
6. «Экранная культура»
7. «Без прошлого нет будущего» (поисковая деятельность)
8. Клубная деятельность (организация рационального досуга)
9. Индивидуальные занятия (индивидуальные консультации, работа с одаренными детьми)
Содержание разделов программы изменяться и дополняться новыми материалами, исходя из свободно возникающих и растущих в процессе познания интересов обучающихся к различным сферам жизни, изменяющимся индивидуальным, социокультурным и образовательным потребностям.
Количество часов в тематическом плане является примерным. Я, как педагог могу вносить коррективы в распределение времени, содержание занятий в зависимости от коммуникативного уровня, социальной и психологической подготовки воспитанников.
Программа актуальна и перспективна для системы УДО, так как стимулирует развитие творческих способностей каждого воспитанника. Программа может использоваться в системе дополнительного образования, в работе школьных Факультативов, внеклассной работе.
Цель программы:
Способствовать формированию социально активной жизненной позиции, социальной и профессиональной ориентации воспитанников посредством обучения основам культурно-образовательной деятельности.
Задачи:
1. Сформировать коллектив детей-единомышленников
2. Обеспечить условия для самореализации воспитанников.
3. Сформировать основные навыки культурной деятельности.
4. Развить навыки ораторского мастерства и выразительного чтения.
5. Освоить основные понятия в области имиджа, психологии, культуры
поведения, общения с аудиторией и т.д.
6. Развить коммуникативные способности воспитанников, обучить
приемам эффективного общения.
7. Способствовать воспитанию социально активного, толерантного
подростка, способного к бесконфликтному взаимодействию с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
Отличительные особенности данной программы:
• комплексный подход в изучении основ проведения культурно-образовательного события
• введение в программу интегрированных образовательных курсов, способствующих развитию личностного и творческого потенциала каждого воспитанника
• программа содержит материал, касающийся психологических аспектов работы с массовой аудиторией (психологические тренинги, которые помогут подростку преодолеть трудности в общении, приобрести уверенность в себе)
• программа предусматривает проведение социологических исследований
• в рамках программы предусмотрено овладение воспитанниками методикой проектной деятельности
Результатом является духовное взаимообогащение, взаиморазвитие воспитанника и педагога посредством совместной работы.
После первого года обучения воспитанники усвоили:
Виды сбора информации
Технику оформления сценариев
Правила подготовки проведения мероприятия
Основные правила публичного выступления
Научились:
Четко определять и предлагать вид мероприятия
Собирать информацию, анализировать ее,
уметь субъективно отражать объективные факты
Проводить опросы
Самостоятельно готовить тексты, оформление
Публично выступать
Выразительно читать прозаический и стихотворный текст.
Овладеть навыками социального проектирования
Организовывать рациональный досуг
В процессе реализации программы повысилась социальной активности воспитанников: осознание ими своей социальной позиции, активизация процесса самовоспитания, ранняя профессионализация, повышение культурного и интеллектуального уровня, умение творчески мыслить, эффективно взаимодействовать в коллективе. Основные измерители повышения социальной активности: участие в подготовке и реализации мероприятий, участие в работе детского актива, подготовка сценариев и проведение конкурсов, участие в молодежных конференциях, участие в НОУ, подготовка и реализация социальных проектов и т.д.
Оценка результатов занятий детей по данной программе осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и их родителей и включает в себя следующие критерии: мотивационно - личностный, деятельностно - практический, креативный, социально-адаптивный и соответствующие показатели.
Для оценки эффективности реализации программы разработана и освоена программа мониторинговых исследований деятельности детского объединения. Используются социально-педагогические методики «Выбор»; «Мотивация к деятельности д.о»,»Анкета для родителей», «Умеете ли вы общаться», «Творческая активность» и т.д. Диагностические методики позволяют определить: степень мотивации личности к успеху, направленность личности, уровень творческих способностей и т.д
Данная программа позволила отследить изменение уровня социальной активности подростков, а так же наличие специальных компетенций, таких как: коммуникационная культура, творческая активность, умение владеть связной речью, бесконфликтно взаимодействовать с разными людьми и т.д