12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кобзарева Елена Александровна8668
Работаю в ГКОУ РО Красносулинской школе-интернате №1 для детей с умственной отсталостью. Учитель класса "Особый ребенок" (обучающиеся с ТМНР и РАС). Стаж работы 23 года.
Россия, Ростовская обл., город Красный Сулин
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
25

Специальная индивидуальная программа развития для ребенка с ТМНР

СИПР (специальная индивидуальная программа развития)

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Общие сведения о ребёнке.

ФИО ребенка: Александр

Возраст ребенка: 7 лет

Место жительства: г. Новошахтинск

Мать: Юлия

Отец: Александр

Год обучения в школе: 1

Ступень обучения:1

Группа (особые потребности): 1

Заключение ПМПК: тотальное недоразвитие высших психических функций, умеренной степени выраженности. Аффективно-неустойчивый тип. Системное недоразвитие речи тяжелой степени выраженности. Сенсомоторная алалия.

2. Характеристика обучающегося на начало учебного года.

Саша посещает ГКОУ РО Красносулинскую школу-интернат №1 первый год.

Семья полная, состоит из 4-х человек. Мама – по уходу за ребенком. Отец-инвалид – не работает. Семья проживает в 4-х комнатном частном доме. Члены семьи доброжелательно относятся к мальчику. Родители заинтересованы в успешном развитии ребенка, но дома недостаточно времени уделяют индивидуальным занятиям с ребенком.

Саша периодически болеет соматическими заболеваниями. С трудом переносит физические нагрузки, быстро утомляется. Движения замедленны, неуклюжи, наблюдается нескоординированность действий рук и ног. Согласно медицинским сведениям, состояние слуха и зрения соответствует норме.

Эмоциональное состояние мальчика неустойчивое. Периодически наблюдается кратковременный крик, плач, вокализация согласного звука «р». Отсутствуют элементарные предметные действия (захват, удержание, отпускание). Негативно реагирует (плачет) на шум, громкие звуки, на смену обстановки. Ребенок успокаивается только при виде любимой пищи (хлеб, булочки, сок) и при просмотре любимых мультфильмов. Саша склонен к проявлению самоагрессии (кусает себя за руки, и бьет себя по голове).

Основная форма работы с мальчиком – индивидуальная. Саша не всегда позволяет выполнять действия своими руками, не следит за действием своих рук, в ходе занятия взаимодействует со взрослым короткий промежуток времени (несколько минут). Удерживает взгляд на предмете в течение 3-4 минут. Все задания юноша выполняет с физической помощью взрослого: перекладывает предметы из одной ёмкости в другую, вставляет шарики в отверстие коробки, стаканчики друг в друга, нанизывает кольца на стержень, надавливает на предмет, сжимает его, катает по поверхности стола. Практически отсутствуют элементарные предметные действия (захват, удержание, отпускание). Действия с предметами на уровне неспецифических манипуляций. Ребенок захватывает предметы всей рукой. Трудность представляет захват и удержание мелких предметов.

Понимание обращённой речи ограниченное (ситуативное). Не всегда реагирует на своё имя. В конкретной ситуации выполняет знакомые речевые инструкции: «Стой!», «Нельзя!», «Встань!», «Сядь!», «Кушай!». Характерно полное отсутствие звуковых и словесных средств общения.

Саша не интересуется происходящим вокруг него. Иногда выступает инициатором контакта: берет взрослого за руку, но не обозначает конечной цели взаимодействия с ним. Иногда обращает на себя внимание взрослых пронзительным кратковременным криком.

Навыки самообслуживания не сформированы. Ест только твердую пищу (мучные изделия), столовыми приборами не пользуется даже при помощи взрослого. Вид тарелки с жидкой пищей вызывает негативную реакцию (плач, крик). В туалет не просится приходится действовать по часам. По просьбе педагогов дома и в школе проводится работа по высаживанию ребенка на унитаз в соответствии с формируемыми биологическими часами. Взрослый одевает и раздевает ребенка.

Ребенок относится к 1 группе. Нуждается в полном уходе, эпизодическом контроле.

Приоритетное содержание обучения и воспитания:

1. Альтернативная коммуникация.

2. Двигательное развитие.

3. Сенсорное развитие.

3. Индивидуальный учебный план.

Учебные предметы, коррекционные курсы

Групповые занятия

Индивидуальные занятия

учитель класса

воспита

тель

учитель-логопед

учитель

физ-ры

учитель музыки

учитель-дефектолог

Речь и альтернативная

коммуникация

             

Математические представления

             

Окружающий природный мир

             

Окружающий социальный мир

             

Человек

 

1

         

Адаптивная физкультура

             

Музыка и движение

             

Изобразительная деятельность

             

Домоводство

             

Профильный труд

             

Сенсорное развитие

 

2

3

       

Предметно-практические действия

 

3

3

       

Двигательное развитие

   

1

 

2

   

Альтернативная коммуникация

 

2

         

Коррекционно-развивающие занятия

             

Всего

 

8

7

 

2

   

Внеурочная деятельность

3

Итого________21

4.Содержание образования.

4.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.

    1. Содержание

1

полугодие

2

полугодие

Человек

Самообслуживание

   

Приём пищи

   

Еда

   

- еда ложкой:

   

захват ложки

зп

 

зачерпывание ложкой пищи из тарелки

-

 

поднесение ложки с пищей ко рту

-

 

опускание ложки в тарелку

-

 

Гигиена тела

   

Мытьё рук

   

- удержание рук под струей воды

зп

 

- потирание руки о руку под струёй воды

зп

 

Обращение с одеждой и обувью

   

Раздевание

   

- стягивание:

   

рукавов куртки

зп

 

стягивание шапки

чп

 

Одевание

   

- натягивание брюк

чп

 

Сенсорное развитие

Зрительное восприятие

-фиксация взгляда:

на лице человека

на задании

пр

пр


 

Кинестетическое восприятие

   

- адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека

пр

 

- адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре:

холодный

теплый

 

нр

пр

 

- адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре:

гладкий

шероховатый

пр

нг

 

- адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по вязкости:

жидкий

густой

сыпучий

пр

нг

пр

 

- адекватная реакция на давление на поверхность тела

пр

 

Восприятие запаха

   

- адекватная реакция на запахи пряных трав:

мята

чебрец

базилик

укроп

нг

нр

нр

нр

 

Предметно-практические действия

Действия с материалами

   

- сминание материала двумя руками:

салфетки

бумажные полотенца

калька

п

чп

чп

 

- сминание материала одной рукой:

салфетки

бумажные полотенца

калька

чп

зп

-

 

- размазывание материала по кругу:

краска

пена для бритья

жидкое тесто

мягкий пластилин

п

чп

зп

чп

 

- разминание материала двумя руками:

тесто

пластилин

пластичная масса

зп

зп

зп

 

Действия с предметами

   

- встряхивание предмета, издающего звук

п

 

- толкание предмета от себя:

игрушка на колесиках

входная дверь

сш

зп

 

- нажимание на предмет кистью руки:

юла

мяч

зп

зп

 

- сжимание предмета двумя руками:

звучащая игрушка

губка

зп

чп

 

- сжимание предмета одной рукой:

звучащая игрушка

губка

зп

зп

 

- складывание предметов в ёмкость

чп

 

- перекладывание предметов из одной ёмкости в другую

зп

 

- вставление предметов в отверстия:

шарики крупные

шарики маленькие

стаканчики

чп

зп

чп

 

- нанизывание предметов на стержень:

шары

кольца

зп

зп

 

Двигательное развитие

- выполнение движений руками:

вперед

назад

вверх

в стороны

«круговые»

зп

зп

зп

зп

зп

 

- выполнение движений пальцами рук:

сгибать фаланги пальцев

зп

 

- выполнение движений плечами:

вверх

вперед

назад

«круговые»

зп

зп

зп

зп

 

- ходьба по лестнице вверх:

с опорой

без опоры

+

п

 

- ходьба по лестнице вниз:

с опорой

без опоры

+

зп

 

- бег по прямой

сш

 

- прыжки на двух ногах

зп

 

- удары по мячу ногой

чп

 

Альтернативная коммуникация

- адекватная ответная реакция на прикосновения человека

нр

 

- адекватная ответная реакция на речь и интонацию человека

пр

 

- реагирование на свое имя

пр

 

Коррекция поведенческих проблем.

Проблемы поведения

Способы и методы коррекции

1 полугодие

2 полугодие

Самоагрессия (кусает и бьет себя)

Прерывание (крепкие объятия). Переключение на другой вид деятельности (раскрашивание картинок).

За последний месяц случаев самоагрессии не наблюдалось. Любит рассматривать книгу «Питер Пен»

 

Неадекватный крик

Прерывание ситуации, переключение на другие действия (когда Саша кричит его надо обнять и улыбнуться).

Реже наблюдаются эпизоды проблемного поведения

 

4.2. Внеурочная деятельность.

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

День знаний

присутствие на торжественной линейке, праздничном чаепитии

Саша присутствовал на линейке.

«Праздник Осени»

рисуем пальчиками деревья,

фрукты, овощи

Саша принимал участие в творческой работе с помощью взрослого.

Новогодний праздник

участие в новогоднем празднике, изготовление открыток

Саша принимал участие в творческой работе с помощью взрослого.

«Масленица»

участие в мероприятии, разукрашивание «блинов»

Саша принимал участие в творческой работе с помощью взрослого.

«День 8 Марта»

участие в мероприятии,

создание открыток

 

«Пасха»

подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений, участие в мероприятии.

 

«Веселые старты»

участие в мероприятии

 

«День Победы»

участие в мероприятии, встреча с ветераном, изготовление открыток.

 

«Последний звонок»

участие в мероприятии.

 

Организация свободного времени

Игра

игры с мячом, настольные дидактические игры «Лото», «Домино», подвижные игры в спортивном зале

 

Прогулки на улице

игры с мячом, саду, подвижные игры, экскурсия в парк

 

Название рабочей программы

Возможные предметные результаты

Возможные личностные результаты

«Волшебные краски»

- умение рисовать точки, линии;

- умение выполнять «набрызг», отпечаток, оттиск;

-умение раздувать краски (с помощью трубочки, груши и др.)

- умение использовать различные художественные материалы для работы в разных изобразительных техниках;

- развитие зрительного и тактильного восприятия;

- приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цве­та;

- приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом

- повышение интереса к собственной изобразительной деятельности

«Я познаю себя»

- адекватная реакция на прикосновения человека, соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре;

- адекватная реакция на изменение положения тела.

- обогащение опыта восприятия окружающего мира;

- развитие интереса к взаимодействию с окружающими;

- умение взаимодействовать с взрослым, выполняющим стимуляцию;

- развитие общей и мелкой моторики

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

 

7.00-7.15

7.15-8.30

8.30-10.10

10.00-10.20

10.20-12.20

12.20-12.40

12.40-13.20

13.20-14.00

14.05-14.40

14.40-14.55

пн

Раздевание

( уход)

воспитатель

Присмотр

(рабочий кабинет)

воспитатель

 

Завтрак

(уход)

воспитатель

Гигиенические процедуры

( уход)

воспитатель

 

Переодевание

( уход)

воспитатель

Обед

(уход)

воспитатель

Гигиенические процедуры

(уход)

воспитатель

   

Одевание

( уход)

воспитатель

вт

Раздевание

( уход)

воспитатель

Присмотр

(шариковый бассейн)

воспитатель

 

Завтрак

(уход)

воспитатель

Гигиенические процедуры

(уход)

воспитатель

Присмотр

(прогулка)

воспитатель

Переодевание

( уход)

воспитатель

Обед

(уход)

воспитатель

Гигиенические процедуры

(уход)

воспитатель

   

Одевание

( уход)

воспитатель

ср

Раздевание

( уход)

воспитатель

Присмотр

(сенсорная комната)

воспитатель

 

Завтрак

(уход)

воспитатель

Гигиенические процедуры

(уход)

воспитатель

 

Переодевание

( уход)

воспитатель

Обед

(уход)

воспитатель

Гигиенические процедуры

(уход)

воспитатель

   

Одевание

( уход)

воспитатель

чт

Раздевание

( уход)

воспитатель

Присмотр

(шариковый бассейн)

воспитатель

 

Завтрак

(уход)

воспитатель

Гигиенические процедуры

(уход)

воспитатель

Присмотр

(прогулка)

воспитатель

Переодевание

( уход)

воспитатель

Обед

(уход)

воспитатель

Гигиенические процедуры

(уход)

воспитатель

   

Одевание

( уход)

воспитатель

пт

Раздевание

( уход)

воспитатель

Присмотр

(сенсорная комната)

воспитатель

 

Завтрак

(уход)

воспитатель

Гигиенические процедуры

(уход)

воспитатель

Присмотр

(прогулка)

воспитатель

Переодевание

( уход)

воспитатель

Обед

(уход)

воспитатель

Гигиенические процедуры

(уход)

воспитатель

   

Одевание

( уход)

воспитатель

6. Специалисты участвующие в разработке и реализации СИПР.

Воспитатель, учитель-логопед, учитель физкультуры.

7. Возможные задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР

индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей)

заключение договора о сотрудничестве между родителями и ОО

Обсуждение специалистами совместно с родителями содержания обучения и воспитания ребенка, вносимого в СИПР

посещение родителями уроков/занятий

информирование электронными средствами

личные встречи, беседы

ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка

просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком в школе и дома

домашнее визитирование

Написана справка учителем-логопедом для предоставления в мед.учреждение.

Форма родительского собрания.

Консультации по индивидуальной работе в домашних условиях

Психологическая поддержка семьи

участие в тренингах – 4 раза в год

участие в занятиях коррекционной группы

участие в семейных встречах «Клуба выходного дня» - 1 раз в месяц

индивидуальные консультации с психологом

 

Организация участия родителей во внеурочной деятельности

привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий:

привлечение родителей к решению вопросов, связанных с управлением образовательной орган.

  • «1 сентября – День Знаний»

    «Мы защитники природы»

    «Новогодний праздник»

    «Пасха»

    «Здравствуй, лето!»

Изготовление кормушек.

Новогодняя поделка «Домик лесника»

8. Необходимые технические средства и дидактические материалы.

Материалы для пересыпания (крупа), емкости разно величины для воды и сыпучих материалов; крупные и мелкие бусины для нанизывания на нить, мелкая мозаика, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями.

Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Музыкальные инструменты».

Набор пиктограмм;

Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.

Компьютер, проектор, презентации, видеозаписи, экран для проектора.

Образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек.

Предметы для нанизывания на стержень (кольца, шары), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины, крупные и мелкие шарики, пробки).

Гимнастические мячи большого и среднего размера, детский мяч среднего размера, маты, кегли, батут, шведская стенка, шариковый бассейн.

Пена, тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал (каштаны, желуди, шишки).

Музыкальные инструменты (бубенцы, барабан), аудиозаписи, видеозаписи.

10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Условные обозначения

Уровни самостоятельности при выполнении заданий

- не выполняет задание

-

- выполняет задание со значительной помощью

зп

- выполняет задание с частичной помощью

чп

- выполняет задание по подражанию

п

- выполняет задание по образцу

о

- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки

сш

- выполняет задание самостоятельно (без ошибок)

+

Реакция на воздействия

- негативная реакция

нг

- нейтральная реакция

нр

- положительная реакция

пр

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (4)

Сидорова Зоя Григорьевна, 25.04.18 в 18:45 2Ответить Пожаловаться
Специальная индивидуальная программа развития для ребенка с ТМНР заслуживает внимания.
Представленная Вами публикация поэтапно позволяет решить поставленные задачи проектной деятельности. Подробно разработаны формы и методы для реализации задуманного. Думаю, что многим педагогам пригодится данный богатый материал.
Успехов Вам!
Голос!
Зоя.
Кобзарева Елена Александровна, 25.04.18 в 19:39 2Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам большое за положительную оценку.

, 16.05.18 в 15:10 0Ответить Пожаловаться
Такую программу за честь иметь не помешало бы и нашему учреждению, и специалистам ПМПК. От души благодарю!!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.