Специальная индивидуальная программа развития(Вариант 2)

1
0
Материал опубликован 27 February 2022

Структура СИПР.

1. Общие сведения о ребёнке


2. Психолого-педагогическая характеристика ребёнка


3 Индивидуальный учебный план


4. Базовые учебные действия


5. Содержание образования:


5.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов


5.2. Внеурочная деятельность

5.3 Нравственное воспитание


6. Специалисты.

7.Программа сотрудничества с семьей


8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов


9. Система оценки достижений.












1.Индивидуальные сведения о ребёнке


ФИО ребенка:

Возраст ребенка:

Место жительства


Мама:

Отец:

Год обучения в ГОКУ СКШ


Психолого- педагогическая характеристика на начало учебного года

У ребенка сложная структура нарушения развития – раннее органическое поражение ЦНС, инвалид по зрению, ДЦП, аутистические черты, обусловленные интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается с тотальным нарушением речи.

   Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями  точности, темпа движений. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата карандаша. Мышечный тонус понижен, мелкая и артикуляционная моторика не развита.

  Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, низкая познавательная активность, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Ребенок с выраженной умственной отсталостью имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий невозможно, внимание с трудом привлекается, не фиксирует взгляд, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Внимание на предмете не удерживает. Характерна повышенная утомляемость. Работоспособность низкая. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Удается привлечь внимание к некоторым ярким и звучащим предметам или к звуку, стуку.

Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти.

  Языковые средства не сформированы, ребенок не владеет речью. Даже не произносит отдельных звуков. Отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, т. к. у ребенка системное недоразвитие речи в тяжелой степени выраженности. Ребёнок понимает названия некоторых реальных предметов, не реагирует на свое имя, узнает мать. Привлекает внимание взрослых с помощью двигательного беспокойства, крика.  Не понимает обращенную речь.

Наблюдается не сформированность эмоционально-волевой сферы. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов. Преобладают положительные и отрицательные эмоции.

Интереса к какой-либо деятельности нет. Ребёнок не понимает задания. .

Ребенку сложно следить глазами за своими движениями, нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия. Указывает на источник звука взглядом, поворачивается к нему (иногда с помощью взрослого), находит предмет глазами (с помощью взрослого), фиксирует взгляд на предмете 1-2 сек., фиксирует взгляд на светящемся предмете 1-2 сек., фиксирует взгляд на лице взрослого 1-2 сек.

Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный. Навыки самообслуживания не сформированы. Совместно со взрослым моется, вытирается, чистит зубы. В туалет самостоятельно не ходит (памперсы). Не реагирует на свое имя, фамилию. Просьбы учителя показать части тела не понимает.

Ребенок сам  может взять кубик, брусок в руку, но действия по сбору не выполняет. Характер действий с предметами: хаотичный. Отмечаются неспецифические манипуляции: стучит игрушкой об парту, машет рукой. Манипулирует предметами неупорядоченно, не выделяя существенные признаки предмета. Доступны кратковременные (1-2 сек) элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов) с помощью взрослого.

Не использует поисковые способы ориентировки, действует без учета свойств предмета, не переносит знания и опыт на новые предметы, в новую ситуацию.

Тактильное обследование материала (крупа, вата, горох, пластилин, целлофановый пакет, бумажные салфетки, бумага, деревянные и пластмассовые кубики и бруски) не вызывает негативной реакции, прислушивается к ощущениям, улыбается, игры с материалом вызывают эмоциональную активность.

Приоритетными учебными предметами должны быть: «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир» Приоритетами в коррекционно-развивающей области являются развитие предметно–практических действий («Действия с материалами», «Действия с предметами»), сенсорное развитие.

   



















Содержание первичного психолого-педагогического обследования

Двигательное развитие

Способы передвижения:

Ходит, нуждается в физической поддержке

Мелкая моторика:

Не удерживает вложенные в руку предметы

Не захватывает предметы целой кистью

Не захватывает предметы пальцами

Действия с предметами

Характер действий с предметами:

Не использует предмет в соответствии с функциональным назначением (неспецифические манипуляции: постукивает, использует предмет для оральной стимуляции и т.п.)

Сенсорное развитие

Зрительное восприятие:

Не фиксирует взгляд на статичном объекте, расположенном напротив ребенка, на уровне его глаз, на расстоянии до 1 метра

Не прослеживает взглядом за движущимся объектом, находящимся на уровне глаз ребенка, на расстоянии до 1 метра

Слуховое восприятие:

Не локализует звук, не перемещающийся в пространстве, предъявляемый слева на расстоянии до 0,5 метра

Отсутствует эмоционально-двигательная реакция на звук

Тактильное восприятие:

Нейтральная реакция на прикосновение человека

Нейтральная реакция на соприкосновение с материалами

Речь и коммуникация


Импрессивная речь:

Не реагирует на свое имя

Понимает и выполняет простые речевые инструкции («встань», «сядь», «возьми», «дай» и др.)

Не понимает простые речевые инструкции

Не понимает сложные речевые инструкции

Экспрессивная речь:

Не произносит отдельные звуки

Коммуникативная направленность речи отсутствует

Особенности контакта со взрослыми

Установление контакта:

Не устанавливает зрительный контакт в ответ на обращенную речь взрослого

Устанавливает контакт в ответ на действия взрослого (например, в ответ на поглаживание руки – поднимает руку и др.)

Поддержание контакта:

Прерывает контакт, после этого не включается в процесс взаимодействия

Инициация контакта:

Не инициирует контакт

Избирательность контакта:

Устанавливает контакт избирательно

Особенности контакта со сверстниками

Установление контакта со сверстниками в игровой ситуации:

Не присоединяется к игре

Поддержание контакта со сверстниками:

Не поддерживает контакт в процессе взаимодействия со сверстниками

Инициация контакта:

Не инициирует контакт со сверстниками

Избирательность контакта:

Устанавливает контакт избирательно (симпатии, антипатии)

Эмоциональная сфера

Эмоциональные проявления:

Реагирует на проявления эмоций другого человека, но ответные эмоции не соответствуют ситуации

Преобладающий эмоциональный фон:

Неустойчивый

Эмоциональный контроль:

Успокаивается при переключении на другую деятельность

Успокаивается, если взять за руку или обнять

Особенности поведения

Проблемы поведения:

Невыполнение инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения

Реакции на требования и замечания:

Меняет поведения (свои действия) в соответствии с требованием, замечанием

Предпосылки учебной деятельности


Восприятие изображений:

Узнает знакомый предмет на цветной картинке с большим трудом

Принятие вида деятельности:

Включается в деятельность по предложению педагога (без использования мотивационных стимулов)

Интерес к деятельности:

Не проявляет интерес к деятельности, в которую вовлечен

Отношение к помощи:

Не обращается за помощью к взрослому

Принимает помощь педагога

Самообслуживание

Одевание:

Нуждается в полном уходе

Раздевание:

Раздевается с помощью

Еда ложкой:

Ест с помощью

Питье из кружки:

Пьет самостоятельно

Мытье рук:

Моет руки с помощью

Пользование туалетом:

Нуждается в полном уходе

Познавательное развитие

Представление о себе:

Узнает себя на фотографии

Не показывает ни одну часть тела

Представление о цвете:

Не узнает ни один цвет

Представление о форме:

Не узнает ни одно из предъявляемых геометрических тел

Не узнает ни одну из предъявляемых геометрических фигур

Представление о величине:

Не узнает величину предмета

Представление о целом и части:

Собирает матрешку (не соединяет 2 части матрешки) с помощью педагога

Собирает картинку из 2-х частей с помощью педагога

Количественные представления:

Не различает множества (один -много)

Не отвечает на вопрос «Сколько?» при соотнесении числа с количеством в пределах 5

Не показывает ни одну цифру

Представления об окружающем мире:

Не узнает ни один из предъявляемых овощей

Не узнает ни одно из предъявляемых домашних животных

Не узнает ни одно из предъявляемых диких животных

Не узнает ни один из предъявляемых предметов посуды

Не узнает ни один из предъявляемых предметов одежды

Не узнает ни один из предъявляемых предметов мебели

Задачи, которые ставит перед собой педагог, в ходе проведения занятий:

Развитие и воспитание ребенка. Соблюдение четкого режима дня: занятие проводятся регулярно по 35 минут.

Требовать от него соблюдение социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях (слушать взрослого, выполнять с помощью взрослого действия, связанные с навыками самообслуживания: проситься в туалет, мыть руки перед едой; просить убрать игрушки и одежду и др.; здороваться при встречах (пожимать руки)  с взрослым, смотреть в глаза, прощаться жестом «Пока»; во время еды – пользоваться салфеткой, пытаться удерживать ложку и т.д.; во время занятий и игр – слушать взрослого, не вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения и т.д.).

Взрослый постоянно комментирует совершаемые действия ребенку: идем заниматься, иди в туалет, возьми ..., дай (передай) …

- Социальное развитие. Закрепление представления о себе, схеме своего тела. Учить показывать себя в зеркале, учить показывать свои вещи, игрушки, давать представления о своих частях тела и лица, их назначении, уточнить представление о назначениях рта и носа. Проводить  игры по типу: «Где носик, где ротик». Формировать эмоциональные способы общения и взаимодействия со взрослыми  (смотреть в глаза, обращаться жестами).

- Развитие слухового восприятия. Учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? – колокольчик, барабан и др. Различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?». Различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто это?: - овечка, свинья,  кукушка, ворона, воробей, подобрать соответствующую игрушку (картинку).

- Развитие понимания обращенной речи. Учить выполнять действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети  глазки? Вот они! Покажи, где у тети  руки? – Вот они».

Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие одно действие (возьми куклу).

Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающую пространственные отношения между предметами: в, на, под (Например: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул.).

- Формирование активной речи. Учить подражать действиям губ – «по», «мо», «то», «ту», делать улыбку - делать трубочку (повторить по подражанию).

Учить произносить гласные  звуки по подражанию. Закреплять произношение звукоподражаний: «гав-гав», «му-му», «мяу-мяу», «пи-пи» и т.д. Уточнить предметный словарь (картинки - мяч, кукла, кубик и др.) и знакомить с названиями новых предметов, необходимых в практических жизненных ситуациях.

- Формирование игровой деятельности. Учить воспроизводить цепочку игровых действий (2-3 действия): кормление, укладывание куклы спать - доступных для понимания ребенку.  Применяем игры со строительным материалом – башенку, заборчик и т.д. Обыгрываем ситуацию «кладем кубики в машинку, везем их строить дом».




3. Индивидуальный учебный план на учебный год


Расписание уроков



4. Базовые учебные действия

Условия реализации специальной индивидуальной программы развития обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Технологии, используемые в обучении ребенка:

индивидуализация обучения

игровые технологии

создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка

«пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала

Особые образовательные потребности  ребёнка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).

В качестве средств для выполнения заданий  подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).

Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).

Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.

Конструкторы.

Используются доступные ребенку музыкальные инструменты (трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, свистульки, деревянные ложки и др.).

В качестве средств для выполнения заданий  подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, ручной массажер для расслабления мышечной мускулатуры тела, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью  и колючками для развития тактильных ощущений, ткани, меховые шарики, лоскутки и т. д.

Есть и технические средства для обучения: доска с набором креплений для картинок, телевизор, магнитная доска.

Применяется полифункциональное игровое оборудование - мячи, кубики, пирамидки,  пазлы, мозаики, и др.

Особая организация рабочего места: ребёнку требуется особая организация рабочего места (игровая зона, зона для отдыха). Обстановка, созданная , нормализует эмоциональный фон ребенка, способствует эмоциональному благополучию. В комнате достаточно места для передвижения. Во время занятия, отсутствуют посторонние раздражители, соблюдается посильная, дозированная нагрузка, смена видов деятельности в ходе занятия.

Используется методика интегрированных занятий, что способствует развитию сосредоточения, закреплению приобретенных навыков на каждом последующем занятии. Инструкции  на уроке краткие, четкие, повторяются 2-3 раза.

Используется определенная структура занятия:

Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с ребенком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, создание мотивации на занятие и проведение занятия на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для ребёнка).

 Основной этап. Создание проблемной ситуации. Например, в практических жизненных ситуациях (повторение  погоды за окном и др.).

Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.

Повторение изученного, подача нового материала.

Двигательная гимнастика.

Итог занятия.

          В ходе обучения все этапы занятия направлены на формирование базовых учебных действий.

В ходе проведения занятий регулярно проводится :

сенсомоторная зарядка (имитационная, сенсомоторная деятельность: показ, что умеют делать руки, ноги, голова, глаза, пальцы),

дыхательная гимнастика

пальчиковая гимнастика,

логоритмические упражнения.

Основой занятий являются упражнения, направленные на различные стороны сенсорного развития:

- задания для развития слухового внимания на неречевом и доступном речевом материале (речевые звуки, вокализации, звукоподражательные    слова и т.д.);

- задания на развитие зрительного восприятия и формирование представлений о доступных сенсорных эталонах (величина, цвет, форма);

-  задания на развитие тактильно - осязательного   восприятия;

- задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий.

Соблюдается охранительный режим.

Продолжительность учебных занятий не превышает 30 минут(2 занятия- 1час)



5.Содержание образования:

Специальная индивидуальная образовательная программа развития разработана на основе «Адаптированной основной общеобразовательной программы ГОКУ «СКШ№»;

В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (далее- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»)

Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1015;

Устава ГОКУ «СКШ№» и определяет общее положение, структуру адаптированной образовательной программы( далее АОП), рассмотрение и утверждение программы, права образовательного учреждения, ответственность образовательного учреждения.

Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий, которые актуальны для образования Данила в силу его психофизических способностей

5.1Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.

Образовательные области (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода).

Оценка результативности освоения СИПР

I

II

Предметные области и предметы

Речь и альтернативная коммуникация



Формирование умения устанавливать контакт с собеседником



Формирование умения приветствовать собеседника звуком.



Формирование умения прощаться с собеседником звуком, жестом.



Формирование умения использовать жест как средство коммуникации



Формирование умения понимать слова, обозначающие действия



- сидеть



- стоять



Формирование умения называть (употреблять) отдельные звуки «А»



Навыки невербального общения:



Установление визуального контакта с собеседником



Ориентация на лицо взрослого



Удерживание позы во время диалога (сидя, стоя)



Реакция на учителя, воспитателя



Умение следовать несложной словесной инструкции учителя



Математические представления



Выбрать названный предмет из двух



Принести названный предмет, выбрав из ряда объектов



Указать названную часть тела



Ориентировка в пространстве класса



Знание и реагирование на понятия «рядом», «около»



Перемещение «косточек» по проволочной рамке



Окружающий природный мир



Формирование представления о домашних животных



-  собака

 


- кошка



Умение показать себя (реакция на «я», свое имя)



Реакция на учителя, воспитателя



Умение следовать несложной словесной инструкции учителя



Умение пользоваться невербальными средствами общения



Коррекционные курсы



Сенсорное развитие



Зрительное восприятие: фиксация взгляда на лице человека



Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете



Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него



Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад)



Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом



Предметно – практические действия



Сминание бумаги



Отрывание кусочков бумаги от целого листа



Работа с бумагой (сгибание, разгибание)



Складывание изделия, состоящего из 2-х деталей



Разминание пластилина


         

Размазывание материала по плоскости



Лепка шариков



Лепка «колбасок» из пластилина разного цвета



Раскатывание между ладонями и расплющивание («печенье», «блины», «пирожки»)



Раскатывание прямыми и круговыми движениями, соединяя края «колбасок» («баранки», «сушки»)



Раскатывание пластилина или соленого теста между ладонями прямыми и круговыми движениями



Пересыпание различных круп в емкости



Встряхивание круп в пластмассовых ёмкостях



Переливание воды из одной ёмкости в другую



Захватывание, удерживание предмета



Опускание предмета в коробку



Закрывание коробок разной величины



Бросание мелких предметов в коробку



Работа с пирамидками



Встряхивание предметов (погремушки, бубны, маракасы)



Толкание предметов (мячи, коляски, машинки)



Вращение различных предметов



Нажатие на предметы (всей рукой, пальцем)



Сжатие предметов (двумя руками, одной рукой, пальчиками)





Пояснительная записка

Язык и речевая практика.

Речь и альтернативная коммуникация:

Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

тема

период

планируемый результат

1.

Диагностический период

4 часа


1) Коммуникация с использованием вербальных средств.

2.

Формирование умения устанавливать контакт с собеседником

        I четверть

установление зрительного контакта с собеседником; установление контакта с собеседником

3.

Формирование умения реагировать на собственное имя

реагирование на собственное имя

4.

Формирование умения приветствовать собеседника звуком, словом

приветствие собеседника звуком, словом

5.

Формирование умения прощаться с собеседником звуком, жестом, словом

прощание с собеседником звуком, жестом, словом

2) Коммуникация с использованием невербальных средств.

6.

Формирование умения использовать мимику как средство коммуникации

II четверть

выражение приветствия, прощания с использованием мимики

7.

Формирование умения использовать жест как средство коммуникации

выражение жестом приветствие, прощание



3)Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Импрессивная речь.

8.

Формирование умения реагировать на собственное имя

III четверть

реагирование на собственное имя

9.

Формирование умения понимать слова, обозначающие действия

понимание слов, обозначающих действия (сидеть, стоять)

Экспрессивная речь.

10.

Формирование умения называть (употреблять) отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы

IV четверть

называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов



Математика.

Математические представления:

Цель: формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни

тема

период

планируемый результат

1.

Диагностический период

4 часа


1)Количественные представления.

2.

Формирование умения находить предметы без учета их признаков (из 2-х)

I четверть

нахождение предмета из нескольких

2)Представления о форме.

3.

Формирование представления о геометрических телах: шар, куб

II четверть

узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «кубик»

3)Пространственные представления.

4.

Формирование умения ориентироваться в пространственном расположении частей тела

III четверть

ориентация в пространственном расположении частей тела на себе

5.

«верх» (вверху)

отрабатываются на упражнениях с движениями поднять руки вверх

6.

«низ» (внизу)

опустить руки вниз

4)Временные представления

7.

Формирование представления о режиме дня

IV четверть

Завтрак, полдник, обед


8.

Знание последовательности времени суток

знание последовательности утро, день, вечер, ночь

9.

Формирование представления о временных представлениях

различение времен года (весна, лето, осень, зима)



Окружающий мир

Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

В рамках изучения курса «Окружающий мир» развиваются следующие регулятивные учебные действия:

Входить и выходить из комнаты по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);

Самостоятельно ориентироваться в пространстве двора, учебного помещения);

Использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;

Самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

Корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);

Предметные результаты изучения курса «Окружающий мир» могут быть минимальными и достаточными.

Основное содержание учебного предмета

Первый год обучения должен заложить основу для формирования у обучающихся базовых представлений о природе.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме.

Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).

Неживая природа

Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки.

Деятельность человека в течение суток.

Солнце – источник тепла и света.

Сезонные изменения в природе

Сезонные изменения в неживой природе

Знакомство с временами года и их названиями.

Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.

Погода. Наблюдения за изменениями погоды.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха.

Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.

Животные зимой. Медведь, заяц.

Одежда людей, игры детей в разное время года

Живая природа

Растения

Выявление представлений о мире растений, их разнообразии

Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.

Животные

Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы(различия групп не разбираются).

Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных).

Человек. Безопасное поведение

Пол, возраст, имя, фамилия.

Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.

Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.

Первая помощь при порезах, ожогах кожи.

Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.

Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека





Музыка и движение.

Цель: Эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального опыта в жизни.

Описание возможных результатов обучения:

- умение различать и показывать доступные ребенку простые детские музыкальные инструменты;

- умение воспринимать музыку, эмоционально реагировать на нее;

-начало (окончание) движения под музыку;

- движение под музыку разного характера: ходьба, бег, прыгание, кружение, приседание;

- ритмичная ходьба под маршевую музыку;

- движение под танцевальную музыку ;

- выполнение под музыку действий с предметами (кукла, обруч, флажок, платок, мяч, лента);

- музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками для развития аудиального восприятия;

- обучение учащихся сопровождению игры на муз. инструментах (исполняет учитель) движениями, подпеванием и подыгрывание на барабане, дудочке, треугольнике, шумовых муз. инструментах;

- вовлечение учащихся в доступные народные игры с муз. Сопровождением



Изобразительное искусство

Цель: развитие самостоятельности, заинтересованности к предлагаемым заданиям, создание положительного эмоционального состояния, обеспечение игровой мотивации детской деятельности.

Формирование прослеживающей функции глаза, развитие кожно-мышечного анализатора, тактильных ощущений, слухового, зрительного восприятия, развитие специфических манипуляций, формирование сенсорных эталонов цвета, величины, формы. Развитие способности фиксировать взгляд на ярких изображениях, различиях предметов по величине, цвету, форме.

Описание возможных результатов обучения:

- формировать интерес к доступным видам изобразительной деятельности;

- умение использовать инструменты с прямой помощью взрослого и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности;

- получение положительных эмоций от изобразительной деятельности;

- формирование доступных сенсорных эталонов.

Рисование

Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для

рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды;

Оставление графического следа;

Освоение приемов рисования карандашом;

Соблюдение последовательности действий при работе с красками (опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание

ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д.);

Рисование точек;

Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону).

Лепка

Знакомство с пластилином;

Разминание пластилина;

Отрывание кусочка материала от целого куска;

Отрезание кусочка материала стекой ;

Катание колбаски на доске (в руках);

Катание шарика на доске (в руках);

Лепка предмета из одной (нескольких) частей.

Аппликация

Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др.;

Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы,

Сминание бумаги;

Сгибание листа бумаги пополам.

Адаптивная физкультура.

Цель: Повышение двигательной активности обучающегося и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

Описание возможных результатов обучения:

- произвольный вдох (выдох) через рот (нос);

- произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос);

- одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев ;

- сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке;

- круговые движения кистью;

- сгибание фаланг пальцев;

- движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения;

- наклоны туловища вперед (в стороны, назад)

- повороты туловища вправо (влево);

- стояние на коленях;

- приседание;

- ползание на четвереньках сохраняя целенаправленность движений;

- ходьба ровным шагом;

- ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе.

- формирование умения выполнять общеразвивающие упражнения по подражанию, совместно со взрослым;

- формирование действий с мячом доступными способами с помощью взрослого

вдох и выдох через рот

вдох и выдох через нос

сжимание и разжимание кистей рук

одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгибание на другой

круговые движения кистью

движения руками в разных направлениях в положении «стоя»

круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»

наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения.

наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук и в положении «руки на затылок», вверх, в стороны.

наклоны туловища вперед, назад, в стороны

ходьба с высоким подниманием колен вверх

приседание

поднимание на носках в положении «стоя»

прыжки на двух ногах: на месте, с продвижением вперед, стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке

Спортивные и подвижные игры

соблюдение правил игры «Выше ноги от земли» ,соблюдение правила игры «Жмурки», «Лиса и зайцы»: убегание от водящего

Коррекционно- развивающие занятия

Основной задачей образовательного процесса коррекционных занятий является преодоление психофизических недостатков обучающегося, препятствующих успешному освоению учебных навыков.  

Цель: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы

Сенсорное развитие.

тема

период

планируемый результат

1.

Диагностический период

4 часа


1) Зрительное восприятие.

2.

Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете.

I четверть

фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки)

2) Слуховое восприятие.

3.

Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука

II четверть

локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха

3) Кинестетическое восприятие.

4.

Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека

III четверть

адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека

4) Восприятие запаха.

5.

Формирование адекватной реакции на запахи

III четверть

адекватная реакция на запахи

5) Восприятие вкуса.

6.

Формирование адекватной реакции на продукты:

IV четверть

адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам





5.2Внеурочная деятельность

Планируемая деятельность ребенка и посещение ребенком мероприятий.

Мероприятия

Отчет , наблюдения

1 сентября – День Знаний»-присутствие на торжественной линейке, классном часе.

«Новый год»- участие в новогоднем празднике вождение хоровода вокруг ёлки.

Спортивный праздник, посвященный Дню защитника Отечества-присутствие на мероприятии

Торжественная линейка по окончанию учебного года-присутствие на мероприятии

Прогулки на улице (экскурсия в лес, парк)


«День здоровья» -присутствие на мероприятии.


Принимать участие на субботнике в школе с помощью взрослого.





5.3 Нравственное воспитание.

Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и культурного развития обучающегося в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества.

В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Направления нравственного развития обучающегося:

Осмысление ценности жизни (своей и окружающих).

Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Содержание

Наблюдения

Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;

осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.


Доброжелательное отношение к окружающим;

умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;

доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).


Умение выражать свои желания, делая выбор;



Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Соблюдение правил поведения в природе (не ломать ветки деревьев и кустарника, не обижать животных, птиц и др.).

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, режима дня.

Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.


6.Специалисты, участвующие в составлении СИПР

Учитель надомного обучения ,учитель – логопед, учитель- психолог, законный представитель (мать)


7. Программа сотрудничества с семьей


Задачи

Мероприятия


Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в четверть и по запросу родителей)

участие в тематических семинарах:

«Реализация СИПР в домашних условиях»

«Формирование социально – бытовых навыков»

«Формирование навыков самообслуживания»

«Организация свободного времени дома»



Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР

заключение договора о сотрудничестве между родителями и ОО

Обсуждение специалистами совместно с родителями содержания обучения и воспитания ребенка, вносимого в СИПР

информирование электронными средствами

личные встречи, беседы

просмотр и записи в тетради учёта занятий ребенка


Психологическая поддержка семьи


индивидуальные консультации с психологом



Организация участия родителей во внеурочной деятельности

привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий:

привлечение родителей к взаимодействию с другими организациями,

привлечение родителей к оказанию помощи в решении хозяйственных вопросов

Посещать консультационный клуб для родителей




8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).

Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).

Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.

Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.

В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью и колючками для развития тактильных ощущений, ткани, меховые шарики, лоскутки и т. д.

Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные технологии.

Применяется полифункциональное игровое оборудование - мячи, кубики, пирамидки, пазлы, мозаики,

геометрические фигуры, доступные для изучения в соответст­вии с возрастными возможностями;

карточки с рельефными рисунками линий, геометрических плоских предметов (бархат, пластмасса, наждачная бумага);

магнитные доски;

строительный материал:крупный деревянный строительный материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных предметов различной геометрической формы, пластмассовые конструкторы ;

наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров;

сборно-разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные;

наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы;

наборы палочек;

сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок,

пуговицы разного размера и различных цветов;

муляжи овощей и фруктов;

материал для лепки: пластилин;

наборы кистей, карандашей, фломастеров, мелков;

9.Система оценки достижений

Учитель оценивает уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в СИПР, динамику обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т. е. 2 раза в год):

Показатели самостоятельности учащегося (ПС)

Условные обозначения

Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен)

!

Действие выполняется ребенком:


          - со значительной помощью взрослого

пп

          - с частичной помощью взрослого

п

          - по последовательной инструкции (по изображению или вербально)

и

          - подражая или по образцу

о

          - самостоятельно

с

- узнает объект

у

- не всегда узнает объект

нву

- не узнает объект

н

Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в СИПР, самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции


Учитель_________________________


Родители (Мама) ______________________

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.