Конспект урока химии в 9 классе на тему «Спирты»
Учитель: Пеплова Е.П.
Класс: 9
Предмет: Химия
Учебник: химия 9 класс г.е. рудзитис, ф.г. фельдман (2016 год)
Тема: «Спирты»
Тип урока: освоение нового материала, с элементами первичного контроля
Цель урока: создать условия для изучения строения, номенклатуры, физиологического воздействия на организм, физических и химических свойств одноатомных спиртов.
Задачи:
Образовательные: формирование знаний о составе, строении, номенклатуре, физиологическом воздействии на организм, физических и химических свойствах одноатомных спиртов. Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию знаний о свойствах одноатомных спиртов;
Развивающие: создать условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности; продолжить развитие логического мышления, внимания, памяти, способности анализировать, переносить уже имеющиеся знания на новые вещества.
Воспитательные: воспитывать аккуратность и внимательность при выполнении лабораторных работ; провести пропаганду здорового образа жизни как нормы существования организма.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: уметь давать определение «спиртам», отличать спирты от других веществ, уметь составлять формулы спиртов и называть их, понимать классификацию, знать их физические и химические свойства.
Метапредметные:
регулятивные: уметь планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно ставить цели и планировать пути их достижения, владеть основами самоконтроля;
коммуникативные: быть готовыми к получению необходимой информации, уметь отстаивать свою точку зрения в диалогах и выступлениях, уметь выдвигать гипотезы, приводить доказательства, грамотно излагать свои мысли и результативно работать с партнёрами.
Личностные: принятие обучающимися своей социальной роли, развитие мотивации учебной деятельности, формирование личностного смысла обучения, развитие социальных взаимоотношений.
Форма работы учащихся: парная, фронтальная, индивидуальная
Технологии обучения: информационно - коммуникационная, элементы игровых технологий, проблемного обучения.
Необходимое техническое оборудование: шаро-стрежневые модели, химическое оборудование и вещества, телевизор (проектор).
Ход урока
№ звена | Этапы работы | Содержание этапа | |||||||||||
1. 1.1 1.2. 1.3. | Организационный момент (1-2 минуты) Цель перед учащимися: Цель для учителя: Метод организации: | Дорогие ребята! Здравствуйте! Присаживайтесь. Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда продолжим путешествие в удивительный мир химии! организация рабочего места учащихся (наличие учебных принадлежностей). проверить учащихся в подготовке к уроку, выявить отсутствующих с целью устранения пробелов в знании, создание психологического настроя. вводная беседа с целью организации учебной деятельности. | |||||||||||
2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. | Актуализация знаний для изучения нового учебного материала. Цель перед учащимися: Цель для учителя: Метод организации: фронтальная беседа. Критерии достижения цели данного этапа урока: дети говорят тему и цель урока. Действия учителя в случае не реализации поставленной цели: дополнительные (наводящие) вопросы. Метод организации совместной деятельности учащихся: самооценка. Методы мотивирования (стимулирования) активности учащихся: создание ситуации успеха. Метод и критерии оценивания ответов учащихся: пятибалльная шкала оценок с учетом индивидуальных особенностей учащихся. СЛАЙД (5- 7 минут) | Вспомнить ранее изученный материал. Назвать тему и цель урока. выявить готовность учащихся к восприятию нового материала Сегодняшний урок начнем с игры «Что в черном ящике ?». 1. Реагирует с оксидом меди. (может кислота) 2. В переводе с лат. «дух». 3. Это вещество получают из сахарной свёклы, картофеля, винограда. 4. Неприятно пахнет, но при этом используется в парфюмерии. 5. По данным ВОЗ причина каждой 3 смерти на земле — это вещество. Какая тема урока? Догадались ? (Спирты). эпиграф: «Люди впускают врага в уста свои и он похищает их мозг» (Шекспир). | |||||||||||
3. 3.1 3.2 3.3. 3.4. 3.5. 3.6 3.7. | Изучение нового учебного материала. Цель перед учащимися: Включение в деятельность по изучению нового материла. Внимательно слушать задания. Быть готовыми дать решение проблемных ситуаций. Выяснять вопросы, возникшие по ходу урока. СЛАЙД Цель для учителя: создать условия для изучения строения, номенклатуры, физиологического воздействия на организм, физических и химических свойств одноатомных спиртов Основные положения нового учебного материала: Слайд Слайд ОПЫТ. (30 минут) Форма и методы изложения нового учебного материала: объяснительно-иллюстрированный, частично-поисковый метод с использование ИКТ Слайд Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: словесный, наглядный. Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся. создание проблемной ситуации в ходе изучения нового материала и при выполнении ОПЫТ Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся: оценочный метод (накопительная оценка). ОПЫТ ОПЫТ СЛАЙД | Совместное составление плана урока (фронтальный опрос) Я за детьми пишу на левой стороне доски (висит весь урок) Определение Номенклатура Физ. свойства Хим. свойства Получение Применение структурная формула спирта. С2Н5ОН и + шаро-стержневая модель (готовая на столе) Попробуйте самостоятельно сформулировать определение класса спиртов. (Спирты – органические вещества, в которых углеводородный радикал соединён с одной или несколькими гидроксогруппами (ОН).) Гр. ОН является функциональной. Как вы это понимаете? (определяет химические свойства) Какое другое название спиртов вы знаете? (алкоголи) “аль коголь”, означает “одурманивающий” Слово спирт произошло от латинского spīritus - «дыхание, дух, душа». Номенклатура.
Обсуждение : Что общего в систематическом названии ? Как будет называться 3 представитель ? Опрос: почему назвали древесный спирт? () какое может быть тривиальное название у этанола? () Первый представитель гомологического ряда спиртов - метиловый спирт. Жидкость без цвета, с характерным резким запахом. Но точно так же пахнет и этиловый спирт. Метиловый спирт - сильный яд, при употреблении в малых дозах вызывает слепоту, а в больших смерть. 20 мл –смертельная доза для взрослого человека. С водой смешивается во всех отношениях. Горит бесцветным пламенем. Получение: раньше сухой перегонкой дерева (Бойль в 1661 г), сейчас CO + 2H2 →CH3OH. Применение: растворитель органических веществ, для получения формальдегида, некоторых красителей, фотореактивов. Дальше мы с вами будем изучать класс спиртов на примере этилового спирта. Физ. свойства ТБ! (вспомнить) 1) 2 пробирки. 1- вода 2 – спирт. (специфический запах, бесцветный) О чем говорит факт: этанол используют в медицине для быстрого снижения высокой температуры тела - обтирание спиртом приводит к снижению жара. При ожогах сразу же обработайте кожу спиртом, он охладит поверхность, уменьшит боль, а главное - предотвратит образование пузырей. Объясните факт (хорошая испаряемость) Проверим: С помощью пипетки возьмите несколько капель этилового спирта из пробирки 1 и 2 пробирки воду и капните на фильтровальную бумагу. Однако применять спирт для обтираний на большой площади тела для детей нельзя – можно получить отравление. Факт: спирт – хороший растворитель. Как растворитель он повсеместно применяется в промышленности при изготовлении лаков, для синтеза красок, искусственного (синтетического) каучука и др. Спирт способен растворить жиры, и краски… Давайте обратимся к предмету биологии, а именно вспомним про строение клеток. Из чего состоят мембраны? (жиры + белки) А теперь подумайте, как ведёт себя спирт попав в кровь? (спирт ведёт себя как растворитель!) Быстро проникая в кровь, спирт растворяется в межклеточной жидкости, и начинает пагубно воздействовать на все клетки организма. Учёными установлено, что при употреблении алкоголя он нарушает функции клеток и даже вызывает их гибель: При употреблении: Пива в количестве 100 гр. (6 -12 гр чистого этанола) умирает примерно 3 тысячи нейронов (клеток мозга) Если вместо пива рассмотреть водку, то 100 гр. (40 гр.) убивает около 7,5 тысяч нейронов Вывод: спирт хорошо растворяется в жирах, поэтому скорость прохождения молекул спирта выше скорости прохождения воды. Отсюда следует, что этиловый спирт быстро всасывается в кровь. Химические свойства Окисление (Горение). Кто приведёт пример где это применяется? (в спиртовках) 2С2Н5ОН+7О2=4СО2+6Н2О (учащийся пишет уравнение на доске) Реакция с белком. (Демонстрация) (ОПЫТ) Что произошло? (При воздействии спирта белок денатурирует (сворачивается).) В результате чего нарушается структура и свойства белка, и он более не может выполнять свои функции. Вывод: взаимодействие эритроцитов с молекулами спирта приводит к свёртыванию и слипанию кровяных клеток. Такие сгустки эритроцитов могут вызвать инсульт. Давайте рассмотрим строение спирта, как вы думаете, где может разорваться связь? (между О и Н и С и О) (демонстрация шаро-стержневой модели) Если связь разорвётся между О и Н, то высвобождается водород и какими свойства будет обладать спирт в таком случае? (кислотные). А с чем реагирую кислоты? Взаимодействие с щелочными металлами. Дем. опыт реакция спирта с натрием. С2Н5ОН +Na = С2Н5ОNa+ Н2 (учащийся у доски) Подумайте спирт это сильная или слабая кислота? (слабая) Как проверить? (индикатор не действует и не реагирует с щелочами и не реагирует с щелочами, основными оксидами) Теперь рассмотрим случай разрыва связи между С и О. 5. Взаимодействие с галогенводородными кислотами. С2Н5ОН + НСl = С2Н5Сl + H2O (учащийся у доски) 6. Окисление. Качественная реакция! (таким способом можно отличить метанол от этанола) Возьмите медную проволоку и нагрейте до красна на пламени спиртовки. Теперь очень быстро, не касаясь стенок, опустите её в пробирку со спиртом. Что вы наблюдаете? Что чувствуете ? (по одному предложению 5 человек) сегодня я узнал… было интересно было трудно… я понял, что… урок дал мне для жизни… - Какие выводы Вы сделали сегодня? | |||||||||||
4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. | Закрепление учебного материала. Цель перед учащимися: Выполнение тестов и проведение взаимопроверки Цель для учителя: устранить выявленные у учащихся пробелы в понимании нового материала Форма и методы достижения поставленной цели. Словесная. Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися. Рефлексия Пути и методы реагирования на ситуации, когда учащиеся не освоили новый учебный материал: обращение к таблицам, словесная, обращение к учебнику | Ср. на карточках по вариантам. | |||||||||||
5. 5.1. 5.2. 5.3. | Задание на дом. СЛАЙД (1 – 2 минуты) Цель перед учащимися: отработать полученные знания при выполнении упражнений по изученному материалу Цель для учителя: разъяснить домашнее задание Технология успешного выполнения домашнего задания: оценочный метод | Открываем дневники, записываем задание на дом. Параграф 55. Про получение спиртов и многоатомные спирты изучите самостоятельно по учебнику, запишите уравнения реакции в тетради. Сообщения в тетради. 1. Применение этилового спирта 2. Вред этилового спирта на организм человека. |
Самостоятельная работа 1 вариант
1 вариант |
1. Выберите формулу, относящуюся к классу спиртов. а) С6Н13СООН б) С2Н6 в) С4Н9ОН г) СН3 – О – СН3 |
2. Спирт в роли кислоты реагирует, с каким веществом? а) с щелочами б) с щелочными металлами в) с оксидами металлов г) с основаниями |
3. отметьте уравнение горения пропилового спирта. а) С3Н7ОН = СО + Н2О б) С2Н5ОН = СО + Н2 в) С5Н11ОН = СО + Н2 г) С3Н7ОН = СО2 + Н2О |
Какой реактив используется для качественного определения этилового спирта а) медь б) СuО в) щелочной металл г) белок |
5. Какой суффикс нужно подставить к предельному углеводороду, чтобы назвать класс спирты. а) -аль б) -ан в) -ол г) -ил |
Фамилия: |
*6. Выведите формулу спирта, обладающего характерным сивушным запахом, при вдыхании паров вызывающий сильный кашель. Известно - массовая доля в веществе углерода 64,9%, водорода 13,5%, а кислорода 21,6%. |
Самостоятельная работа 2 вариант
2 вариант |
1. Выберите формулу, относящуюся к классу спиртов. а) С6Н13ОН б) С3Н8 в) С5Н11СООН г) С2Н5 – О – СН3 |
2.Спирт в роли основания реагирует, с каким веществом? а) с оксидами металлов б) с неметаллами в) с кислотами г) с оксидами неметаллов |
3. Выберите уравнение горения бутилового спирта. а) С2Н5ОН = СО + Н2О б) С4Н9ОН = СО2 + Н2О в) С3Н7ОН = СО2 + Н2 г) С5Н11ОН = СО + Н2О |
4. Выберите реакцию взаимодействия гексанола и натрия а) С6Н13ОН + Na = С6Н13ОNa + Н2 б) С6Н13ОН + Na = С6Н12ОNaH в) С6Н13ОН + Na = С6Н13ОNa + Н2O г) С6Н13ОН + Na = С6Н13Na + Н2O |
Выберите тривиальное название метанола а) медицинский спирт б) масляный спирт в) древесный спирт г) муравьиный спирт |
Фамилия: |
*6. Определите формулу спирта, который так же известен в качестве пищевой добавки E1510 Известно, что массовая доля углерода 52,18%, водорода 13,04%, а кислорода 34,78%. |