Списывание как один из способов формирование орфографического навыка в начальной школе: методы и приёмы работы
Списывание как один из способов формирование орфографического навыка в начальной школе: методы и приёмы работы
Каменко Людмила Николаевна
Учитель начальных классов, учитель-логопед
ЧУ ОО «СОШ «Виктория» г. Москвы
Задача формирования орфографического навыка определяется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и рассматривается как один из основных планируемых результатов освоения учащимися курса «Русский язык». От того, «насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать русский язык». [6] Методисты и педагоги продолжают искать новые эффективные методы формирования орфографического навыка. В качестве одного из таких методов может рассматриваться списывание. Трудно представить процесс обучения правописанию без использования списыванию.
Многие учёные признавали списывание важным упражнением формирования грамотного письма. Д. Н. Ушаков называл списывание первым и важнейшим упражнением, так как искусство правописания, по его мнению, заключается в первую очередь "в глазу и руке". [9] Известный российский нейропсихолог А.Лурия установил, что письмо регулируется не зрительной памятью и не «механической памятью руки», а работой речедвигательного аппарата: записывая текст, человек как бы продиктовывает его себе, обычно не осознавая того. И если письмо опирается не на графический, а на звуковой образ слова, то для того, чтобы письмо было грамотным, звуковой образ слова должен быть построен не по произносительным, а по орфографическим нормам, что достигается особым орфографическим его прочтением. Именно в этой форме он фиксируется речедвигательным аппаратом, сохраняется в памяти, а затем воспроизводится в процессе письма. [5] О том, какое место должно занимать списывание и какова его роль при формировании правописных навыков, писал в своих работах Н.С. Рождественский. Он рекомендовал применять данное упражнение на первых этапах обучения письму. Но «чтобы списывание было полезным видом орфографической работы, нужна правильная его организация» - писал Н.С. Рождественский. [7] Трудность такой правильной организации списывания заключается в том, что дети, только начинающие обучение, не знают, как списывать. Снабдить ребёнка приёмами и способами (так называемыми универсальными учебными действиями), способствующими формированию навыка орфографически правильного списывания – одна из важнейших задач начальной школы. Этот навык формируется путём многочисленных упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Нейропсихолог А.Е. Соболева указывала, что обучать списыванию следует опираясь на один из важнейших принципов педагогики – системность. [3] В применении к списыванию это значит, что нужно воспользоваться алгоритмом, который будет применяться всегда, для любых предложений и текстов, в любом возрасте, то есть превратится в универсальное учебное действие. Снабдить ребёнка этим алгоритмом – задача учителя. Его же задача сделать так, чтобы ребёнок усвоил этот алгоритм, принял его, смог использовать в любой ситуации. Для того, чтобы дети «приняли» алгоритм, им необходимо перенести его на свой простой, понятный им язык. Практика показывает, что орфографическое чтение и проговаривание очень важно при работе со списываемым текстом. П.С. Тоцкий в своей книге «Орфография без правил» высказывает мысль, что «необходимо вырабатывать привычку орфографического чтения, и детей обучать ему стоит с первого класса». [8] Таким образом, основная цель предусмотренного программой обучения списыванию состоит не в овладении данным видом письма, а в формировании особого способа орфографического чтения, включающего в себя активную ориентировку в орфографической форме текста и обеспечивающего тем самым интенсивное накопление в памяти орфографических образов единиц языка (слов, словоформ, словосочетаний) .[1] Орфографически проговаривая, ученик запоминает написание. Между тем, чтобы "образы слов" у ребенка стали действительно "прочными" и чтобы запас этих слов был как можно больше, "необходимо возможно больше упражнений в правильном письме". [9] В.В. Репкин считал, что орфографическое прочтение обеспечивает построение звукового образа слова, отражающие особенности его написания. [2]
Обучение списыванию начинается сразу же после букварного периода, когда дети уже овладели первичным навыком письма. На одном из первых уроков русского языка дети осознают, что списывать не так просто, но этому можно научиться, если работать по правилам. Новому виду работы посвящается целый урок, на котором вместе дети знакомятся с алгоритмом списывания. Чаще всего учителя используют в своей работе памятки, которые помещены в учебнике, или составляют алгоритм сами, иногда привлекают к совместной работе по созданию алгоритма детей. Работа по списыванию строится с каждым предложением и в отдельности, если речь идёт о тексте. Но на начальных этапах дети работают только с одиночными предложениями. Я использую следующий алгоритм работы по списыванию предложения.
Прочитай предложение от начала до конца. Постарайся его запомнить.
Прочитай первое слово орфографически.
Продиктуй себе слово орфографически и пропиши то, что диктуешь.
Проверь написанное слово, сначала прочитав его орфографически в своей работе, а потом в учебнике или на доске.
Так же напиши все слова в предложении.
В конце предложения поставь точку и озвучь своё действие: «Точка».
Данный алгоритм в виде Памятки раздаётся каждому ученику. К этой Памятке ученики обращаются каждый раз перед началом списывания. Естественно при такой организации работы, на списывание даже коротких предложений уходит много времени. Но, во-первых, это окупается качеством списывания, а во-вторых, по мере автоматизации навыка, алгоритм постепенно сворачивается. Через некоторое время, когда дети хорошо усвоили алгоритм списывания, мы переходим на краткую его форму, которую мы называем «Правило трёх П» и записываем так П – П – П. В этой краткой форме алгоритм легче запоминается и эффективнее используется детьми. Всегда, когда мы занимаемся списыванием, на доске появляется запись П – П – П. Дети легко вспоминают правила списывания и используют его в работе, добиваясь практически безошибочного списывания. В чём же заключается «Правило трёх П»?
П – П – П
1. Первое «П»: Прочитай слово орфографически, то есть так, как оно написано. Это просто необходимо. Дети помогают себе, проговаривая слова при письме именно так, как они пишутся, поэтому при списывании ребята произносят их только орфографически. Спустя некоторое время они так к этому привыкают, что даже не требуется напоминание этого важного правила.
2. Второе «П»: Продиктуй себе орфографически и Пропиши. Два действия осуществляются одновременно, поэтому объединены в одну букву «П». Шумок, возникающий при этом в классе, естественное свидетельство, что запись происходит при проговаривании. Постепенно, по мере изучения, дети переходят от проговаривания вслух к проговариванию «про себя», обязательно оставляя беззвучное движение губ. У некоторых детей это беззвучное проговаривание остаётся надолго (иногда я сама напоминаю им про проговаривание только губами с целью предотвращения ошибок), у других - быстрее переходит во внутренний план. По мнению А.Е. Соболевой и А.Н. Емельяновой, так мы одновременно реализуем звуковую и визуальную природу слова… и работаем сразу на два типа детей: визуалов и аудиалов. [3]
3. Третье «П»: Проверь себя. Следует отметить, что у учащихся начальной школы операции самоконтроля ещё не сформированы и им надо специально обучать. По наблюдениям Л.С. Цветковой проговаривание при письме уже играет роль важного текущего контроля. [8]. Когда слово уже написано. Необходимо осуществить результирующий контроль. Существуют разные способы контроля данного вида. Для детей с хорошей визуальной памятью достаточно «сфотографировать» слово и узнать, что оно написано верно. Для других – сравнить с образцом. Когда ребёнок всё же испытывает трудности в поиске ошибок в написанном слове, я рекомендую детям использовать приём «Закрой слово ладошкой». Дети закрывают слово рукой, а потом постепенно открывают по одной букве, проговаривая вслух. Так легче отыскать неточность написания, так как осуществляется «принудительный» побуквенный анализ уже написанного слова. Это техническая сторона нашего алгоритма. (Это же правило – «Правило трёх «П»» - я применяю при изучении первоклассниками словарных слов).
Следует сказать, что прием списывания, организованный особым образом, используя орфографическое чтение, а затем орфографическое проговаривание, имеет большую практическую ценность. Рассматриваемый вид списывания — наиболее продуктивный и дает наилучший результат в процессе формирования орфографической грамотности, которая является составляющей частью функциональной грамотности учащихся.
Список использованной литературы:
1. Взгляды методистов на роль и место списывания в работе по орфографии [Электронный ресурс] -https://studwood.net/1662697/pedagogika/vzglyady_metodistov_rol_mesto_spisyvaniya_rabote_orfografii
2. Деятельностный подход в обучении русскому языку. В.В. Репкин, Т.В. Некрасова, 2018.
3. Емельянова Е.Н., Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. – СПб.:Питер, 2008. 96с.: ил. – (Серия «Детскому психологу»).
4. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах.: методическое пособие/ М.Р. Львов// Начальная школа. – 1984. - №12 с. 74.
5. Лурия А.Р. Очерки по психофизиологии письма. – М., 1950.
6. Путилина Н.П., учитель начальных классов - Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка: списывание как один из способов формирование орфографического навыка в начальной школе.
7. Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. – Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960.
8. Тоцкий П.С. Орфография без правил. Издательство «Просвещение», 1991г.
9. Ушаков Д.Н. Русское правописание. – М., 1911.
10. Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление: Учеб. Пособие/ Цветкова. - М.: Издат МПСИ; Воронеж: Издат. НПО «МОДЭК», 2005. – 360с. – (Серия «Библиотека психолога»).