Сплайновые объекты и методы их модификации средствами Зds Мах. Связывание сплайнов
Методическая разработка занятия по дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «Основы трехмерного моделирования» по теме: «Сплайновые объекты и методы их модификации средствами Зds Мах. Связывание сплайнов»
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная программа «Основы трехмерной графики» реализуется в МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги четвертый год, в 2019-2020 году в рамках сетевого проекта «Школа общетехнических компетенций» на базе МБОУ «Гимназия № 19» г. Калуги. Занятия направлены на вовлечение обучающихся в научно-техническое творчество, стимулирование интереса к сфере высоких технологий за счет погружения их в процесс самостоятельного создания компьютерного 3D-продукта и приобретения навыков практического решения актуальных инженерно-технических задач и работы с техникой. Методическая разработка может быть интересна и полезна педагогам дополнительного образования, реализующим программы технической направленности, учителям информатики, родителям, заинтересованным в формировании информационной культуры своих детей.
Пояснительная записка.
Представленное занятие «Сплайновые объекты и методы их модификации средствами Зds Мах. Связывание сплайнов» является комбинированным: основное содержание занятия выстраивается в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Основы трехмерного моделирования» (для детей 12-18 лет, 1 год обучения). Данное занятие погружает в трехмерный мир сплайновых объектов, в ходе него обучающиеся научатся оперировать основными понятиями трехмерной графики, изучат и закрепят знания основных элементов каждой из панелей программы, создадут свой трехмерный объект. Материал рассчитан на изучение и практическое закрепление темы.
Актуальность методической разработки основывается реализации задачи по формированию у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, поставленной в основных нормативных документах стратегического планирования.
Новизна выражается в практической ориентированности занятия: ребята научатся не только создавать свои трехмерные объекты, но и формулировать цель занятия, оценивать результат, снимать напряжение глаз и тела простыми, но доступными упражнениями.
Информационная карта
Фамилия, имя, отчество педагога дополнительного образования:
Матросова Надежда Александровна
Название объединения: Студия информационных технологий BIT, Школа общетехнических компетенций.
Тип занятия: комбинированное бинарное занятие.
Время занятия: два академических часа, перерыв – 10 минут.
Количество и возраст обучающихся: 12-15 человек 12-18 лет.
Цель занятия: формирование начальных знаний по сплайновым объектам при изучении программного продукта Зds Мах.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с основными понятиями: моделирование, трехмерная графика, примитивы, модификаторы, сплайны;
обучать детей и подростков целеполаганию, умению оценить результат.
Воспитательные:
формировать информационную культуру учащихся,
воспитывать дисциплинированность;
формировать стремление достигать цель, доводить начатое дело до конца;
Развивающие:
развивать познавательный интерес,
развивать пространственное мышление.
Материально-технической оснащение:
рабочие места, оборудованные компьютерами по количеству обучающихся;
проектор;
интерактивная доска;
маркерная доска;
ноутбук педагога;
магниты;
маркеры для белой доски.
Наглядные пособия:
слайд-шоу с изображением трехмерных объектов и интерьеров;
промо-ролик Зds Мах;
раздаточный материал с изображением основных кнопок для работы в программе;
раздаточный материал с перечнем основного понятийного аппарата и терминологией, применяемой в работе;
раздаточный материал с изображением и расшифровкой основных элементов каждой из панелей программы;
раздаточный материал с инструментами, применяемыми в ходе работы.
Структура занятия
Основные этапы занятия | Задача, решаемая на данном этапе | Методы и формы работы с обучающимися |
Организационный этап | Познакомиться с учащимися, организовать взаимосвязь, дать установку на изучение нового материала. | Беседа. |
Этап подготовки к усвоению нового материала | Дать представление об основных понятиях, используемых при работе с программой Зds Мах | Презентация, обсуждение, рассказ, проблемная ситуация, применение наглядных материалов. |
Этап усвоения новых знаний | Представить учащимся материал по работе со сплайновыми объектами. Обозначить приемы, методы и способы работы со сплайнами. | Эвристическая беседа, видеометод, использование наглядного раздаточного материала. |
Этап закрепления новых знаний, повторения пройденного материала | Организовать и проконтролировать творческую работу учащихся, тем самым закрепить полученные ими знания. | Проблемная ситуация, диалог, самостоятельная продуктивная деятельность. |
Этап обобщения и систематизации новых знаний | Организовать обратную связь с учащимися. | Диалог, рефлексия. |
Педагог (П): Добрый день, ребята. Меня зовут Надежда Александровна. Сегодня нас ждет знакомство с очень интересным и ёмким программным продуктом.
Для начала, давайте узнаем друг о друге поподробнее. Для этого я буду задавать вопросы, а вы поднимайте руки, если вы хотите ответить или что-то рассказать о себе. Работать мы должны в достаточно быстром темпе, поэтому ответы нужно выстраивать четко на поставленные вопросы. Хорошо? Всем понятно задание? Итак, вопросы:
Как ты считаешь, ты с компьютером на «ты» или на «вы»?
Что тебе больше нравится: играть в компьютерные игры или создавать на компьютере что-то новое?
Нравится ли тебе узнавать что-то новое? Откуда ты черпаешь информацию?
Интересуешься ли ты информационно-компьютерными технологиями помимо школьной программы?
Как ты думаешь, трехмерное моделирование необходимо только на производстве, или в повседневной жизни оно тоже необходимо?
П: Хорошо, что большинство из вас имеют начальные информационно-компьютерные знания, мы можем приступать к освоению материала нашего занятия.
На доске подборка из Зd-объектов, интерьеров. (Слайд-шоу)
П: Ребята, глядя на доску, можете ли вы предположить, о чем пойдет сегодня у нас с вами речь? Педагог слушает варианты ответов, корректирует. Называет тему урока (вывести на экран).
П: Сейчас, в ходе ваших ответов, неоднократно прозвучало слово ГРАФИКА. А кто может попытаться сформулировать, что такое графика? (педагог выслушивает ответы, корректирует)
Графика (греч. yparp zк: or; - письменный, от греч. yparpw - пишу) − вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (слайд)
А теперь усложняем задачу. Кто может сказать, что такое компьютерная графика?
Компьютерная графика − раздел информатики, предметом которого является создание и обработка на компьютере с графических изображений (рисунков, чертежей, фотографий и пр.) (слайд)
П: Есть ли среди вас кто-то, кто так или иначе сталкивался с компьютерной графикой, работал в ней? (Выслушивает ответы)
- А в каких программах компьютерной графики вы работали? Может, про какие-то просто слышали?
П: Попробуйте своими словами сформулировать, кукую цель мы с вами должны достигнуть по итогам занятия? (Ответы детей)
- Молодцы! Действительно, мы с вами постараемся освоить азы компьютерной графики, а именно сформируем начальные знания и умения по работе со сплайновыми объектами при изучении программного продукта Зds Мах. Как вы думаете, чтобы получить и закрепить новые знания и умения, что нужно узнать и делать? (ответы детей)
- Конечно, вы правы, нужно узнать основные термины, понятия, зачем они нужны и как применяются на практике.
Этап 3. Этап усвоения новых знаний
П: Как видите сами, программных продуктов очень много. Но каждый из них выполняет свою роль и функцию. Так как компьютерную графику принято разделять на растровую, векторную, фрактальную. Отдельным, особым видом графики считается трехмерная графика.
Трёхмерная графика − раздел компьютерной графики, посвящённый методам создания изображений или видео путём моделирования объёмных объектов в трёхмерном пространстве.
ЗD-моделирование — это процесс создания трёхмерной модели объекта. Задача ЗD-моделирования −разработать визуальный объёмный образ желаемого объекта.
Промо-ролик Зds Мах.
Педагог отвечает на вопросы, если они возникли
П: Сейчас на ваших компьютерах запущена программа Зds Мах. Давайте посмотрим основные составляющие окна программы, панели, инструментарий. Обращаю ваше внимание, что основные инструменты, которые нам сегодня могут понадобиться, представлены на доске, а на ваших рабочих местах лежит раздаточный материал с перечнем основных терминов, применяемых в программе, изображением панелей и инструментарием.
Педагог рассказывает про программу, особенности работы с ней, фигуры и приемы, применяемые для создания сцены.
Основные понятия этого этапа урока: Строка меню, командная панель, основная панель, панель Create, разделение рабочего окна на виды - Тор, Left, Froпt, Perspective. Примитивы - основные, расширенные. Демонстрирует, как это делается. Показывает принцип работы инструментов.
П: Основная наша сегодня с вами задача − научиться работать с такой формой, как Spline.
Spline − это двухмерный объект; линия (кривая, ломанная), какая угодно.
Виды сплайнов − линия, прямоугольник, окружность, звезда, текст. Сплайны нужны для создания полноценных трехмерных объектов.
П: Ребята, сейчас подходит к окончанию первая часть занятия. Мы с вами разобрались с такими понятиями, как компьютерная графика, ее виды, основной инструментарий и понятия программы Зds max. Есть ли у вас вопросы по первому этапу? Все ли пока понятно?
Так как мы с вами достаточно продолжительный период времени провели в статичном положении, предлагаю сейчас сделать небольшую зарядку на расслабление мышц плечевого пояса (зарядка, сидя на стульях).
Сейчас мы с вами идем на десятиминутный перерыв, сразу после него мы приступаем к работе.
Вторая часть занятия.
П: Вся наша жизнь сейчас связана с компьютером. И вовсе не важно − работаем мы или отдыхаем. Но нашей первостепенной задачей при всем этом является и остается забота о своем здоровье. Одним из замечательных способов сохранения своего здоровья является зарядка для глаз. Так как следующим этапом у нас будет этап достаточно напряженной работы с компьютером, сейчас мы с вами сделаем зарядку для глаз, чтобы помочь себе наиболее комфортно этот этап пройти.
(демонстрируется плакат), выполняются упражнения для глаз)
Этап 3. Этап усвоения новых знаний.
П: Сплайны — это замечательный способ создания новых форм в сцене. Но для этого необходимо владеть знаниями о том, что мы можем с ними, сплайнами, сделать. Сейчас мы переходим с вами к активной части занятия. Форма работы у нас будет такая. Я показываю, проговариваю. Затем мы делаем все вместе. Смотрим модификаторы Extrude, Lathe. Педагог показывает, проговаривая. Затем делает вместе с детьми, проговаривая.
П: Помимо того, что сплайны могут быть готовыми, мы всегда можем попробовать сделать что-то свое, ни на что не похожее, отвечающее запросам и требованиям созидающего.
Задание на связывание сплайна − педагог показывает, проговаривая.
Затем делает вместе с детьми, проговаривая.
Этап 4. Этап закрепления новых знаний, повторения пройденного материала.
П: вот мы и познакомились с некоторыми возможностями работы со сплайнами. Какие вопросы у кого возникли?
Сейчас я предлагаю попробовать свои силы каждому из вас. Используя знания, полученные сегодня, попробуем с вами заставить наш цветок зацвести. (задание на 10 минут, если позволяет время, раскрашиваем вместе с обучающимися)
П: Итак, ребята, давайте вспомним, начало нашего занятия, что мы хотели добиться в результате обучения, о чем узнать? (Ответы детей)
- Давайте оценим, как вы достигли поставленной цели, какой результат мы получили. Кто помнит, о каких понятиях и терминах сегодня шла речь, что они означают? (ответы детей).
П: Оцените себя, свое состояние на занятии, понравилось ли вам заниматься трехмерной графикой. Для этого можно нарисовать свой символ (эмоджи) и показать эго всем. Если вам понравилось, хотелось бы узнать новое и продолжать заниматься, то нарисуйте свой символ красным фломастером или карандашом, если нет, то черным. (Обучающиеся рисуют, демонстрируют эмоджи)
П: Спасибо за плодотворную работу, до свидания!
Методические рекомендации на период подготовки
Стоит заранее подготовить наглядные и раздаточные материалы, так как это ускоряет работу, особенно в условии разновозрастного состава группы. Необходимо продумать обязательное затемнение в аудитории, чтобы видео материал смотрелся хорошо, ясно и четко.
Методические рекомендации на период проведения занятия
Важно в ходе занятия использовать способы побуждения к активности и создания благоприятной атмосферы на занятии:
смена видов деятельности;
использование различных педагогических приемов (демонстрация, иллюстрация, диалог, похвала);
создание условий для личностной самореализации учащихся посредством предоставления возможности высказать свое мнение, продемонстрировать и прокомментировать творческое задание.
Методические рекомендации на период подведения итогов занятия
Очень важно заострить внимание на вопросе о достижении цели, ведь именно так дети учатся оценивать свои действия, соотносить результат с планируемой целью и поставленными задачами.
Немаловажно провести рефлексию, оценить самочувствие каждого в процессе выполнения заданий: сложно, не очень, хочется попробовать более сложное задание.
Некоторым детям трудно оценить свое настроение, нарисовать свой оригинальный эмоджи. В этом случае лучше заранее подготовить слайд с различными эмоджи.