Способы и методы, помогающие повысить мотивацию студентов в преподавании физики

3
0
Материал опубликован 11 November 2020

Гришина Наталья Алексеевна

преподаватель высшей категории Тихорецкий техникум отраслевых технологий, Россия, город Тихорецк


Способы и методы, помогающие повысить мотивацию студентов в преподавании физики

Аннотация. Данная статья рассматривает приемы, помогающие повысить мотивацию студентов в изучении базовых понятий физики при освоении профессий СПО.

Известный советский физик В.А. Фабрикант советовал педагогу: «Физика может и должна быть интересным, увлекательным для учащихся предметом. Однако такой её может сделать только преподаватель, верящий в привлекательность своей дисциплины и умеющий убедить в этом своего ученика. Для этого надо уметь каждый раз свежими глазами посмотреть на материал вашего очередного урока и найти в нем прелесть новизны…»

Ключевые слова: наука, физика, метод, теория, технология обучения, урок.


С.Соловейчик писал: «Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет». Однако, для большинства обучающихся учебный труд – не более чем тягостная повинность, и с каждым годом растет кривая равнодушия к учебе. Поэтому вполне понятны причины разработки способов и методов, помогающих повысить мотивацию студентов к учёбе на уроках физики.

Главной фигурой процесса обучения является преподаватель. Его знания, профессиональный талант и увлеченность, доброта и уважение к людям – составляющие успеха обучения студентов. Не секрет, что любая изучаемая дисциплина, что в школе, что в техникуме ассоциируется у студента на всю жизнь с лицом, обучавшим его этой дисциплине.

Известный советский физик В.А. Фабрикант советовал педагогу: «Физика может и должна быть интересным, увлекательным для учащихся предметом. Однако такой её может сделать только преподаватель, верящий в привлекательность своей дисциплины и умеющий убедить в этом своего ученика. Для этого надо уметь каждый раз свежими глазами посмотреть на материал вашего очередного урока и найти в нем прелесть новизны…»

Взаимоотношения преподавателя и студента в процессе обучения должны быть подчинены девизу: «Чем больше доверия мы будем питать к способностям обучающегося, тем больше сумеем от него получить».

Такое личностно – ориентированное обучение требует от педагога значительных усилий: мало знания своей дисциплины, необходимо уметь сделать её интереснее для обучающих. Готовых рецептов для успешной работы в этом направлении, к сожалению, предложить невозможно. Разработка новых педагогических технологий связана с критическим анализом традиционных методов обучения, обобщением передового педагогического опыта, реформой содержания образования в той или иной области.

Успешность управления познанием обучающихся требует от педагога знаний о том, на каком этапе находится студент, какие противоречия могут возникнуть или возникают на этом этапе, каковы оптимальные пути их разрешения.

Своеобразные соотношения абстрактного и конкретного, образного и логического мышления, которые возникают на разных ступенях познания, требуют гибких технологий обучения и познавательной деятельности, предлагающие разумные сочетания всех находящихся в педагогическом арсенале педагога методов и приёмов. По целям, структурам и используемым методикам уроки не могут быть одинаковыми даже при изучении одного раздела физики. Поэтому, проектируя урок, нацеливаясь на его конечный результат, необходимо помнить, что эффективность любого урока определяется не столько тем, что педагог пытается передать студентам, а тем, что именно из всего предложенного было ими «взято» в процессе обучения.

Конечная цель урока, определенная педагогом заранее, только тогда будет успешно достигнута, если студент будет считать её своей. Важным средством осознания цели является мотивация, т.е. показ того, почему обучающему нужно добиться поставленной цели, какой результат связан с её достижением. Понимание цели и мотивации изучения учебного материала имеет исключительно большое значение для эффективности учебного процесса. В частности, этого можно достичь проблемным проведением этапа изучения нового материала, когда выявляются противоречия между знаниями, уже имеющимися у студентов, и новыми представлениями, что вызывает высокую познавательную активность. При этом рассматриваемые противоречия могут быть разного вида. Например, при изучении различных понятий механики, таких как, сила, работа, мощность, студенты нередко теряют интерес к предмету из-за чрезмерной абстрактности учебного материала. Разбор на уроке близких, из повседневной практики примеров, может значительно оживить изложение материала и облегчить понимание. Так, я предлагаю определить силу, работу и мощность, которые развивает спортсмен при выполнении различных упражнений. Результаты вычислений, как правило, бывают для студентов весьма удивительными: оказывается неожиданным, что человек может в течении короткого времени развивать мощность, большую чем 1кВт, а сила тяги двигателя, необходимая для движения автомобиля с постоянной скоростью по ровной грунтовой дороге, меньше, чем они обычно предполагают (примерно 500 Н). В связи с последним примером у студентов возникает вопрос о том, зачем же в таком случае на автомобиле ставится двигатель мощностью, например, 100 л.с., если необходимое для движения усилие может развить один человек. Обсуждение этого вопроса на уроке дает возможность студентам с глубоким пониманием овладеть формулой мощности как произведением силы на скорость. Подобным образом педагог может найти исходные моменты для активизации познавательной деятельности студентов во всех темах программы.

Очень часто постановка проблемы и попытка её решения на уроке существенно облегчаются, если имеется возможность привлечь самих обучающих к проведению экспериментальных исследований по обнаружению тех или иных закономерностей. Преимущество физики состоит в том, что это явления, которые нас окружают, и что, физика – это наука экспериментальная. Основным инструментом повышения познавательного интереса студентов является эксперимент, исследование и связь материала с жизнью.

Физический практикум является неотъемлемой частью изучения курса физики, поскольку позволяет на практике применить полученные теоретические знания. Каждая лабораторная работа должна восприниматься студентом как небольшое самостоятельное научное исследование, направленной на проверку теоретических выводов. С этой целью мною разработана рабочая тетрадь для проведения лабораторных работ по дисциплине «Физика», предназначенная для студентов СПО. Рабочая тетрадь содержит краткие теоретические сведения, тестовые задания для самоконтроля, словарь основных понятий, основные схемы и таблицы. Главное внимание в ней уделено важнейшим физическим явлениям и физическим законам.

Пособие дает возможность в наиболее наглядной и удобной для восприятия форме побуждать студентов к активной деятельности при выполнении лабораторных работ. Эта активность проявляется в том, что студент, анализируя, сравнивая, обобщая и конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию, что соответствует требованиям реализации компетентностного подхода в обучении; а именно: умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; умение анализировать и представлять информацию в различных видах; умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы. Применение рабочей тетради при выполнении лабораторных работ по дисциплине «Физика» позволяет студентам овладеть основными методами научного познания в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; сформировать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

Важное образовательное значение имеет и внеклассная работа по предмету, которая содействует формированию у обучающихся устойчивого интереса к определенным проблемам физики. Практике известны разнообразные эффективные формы организации внеклассной работы, которые побуждают ребят к самостоятельному поиску, выявляют их склонности, развивают инициативу, воспитывают чувство ответственности перед коллективом, такие как, физические вечера, КВН, различные деловые игры и викторины. Способность студентов к самостоятельному исследованию педагог должен пытаться всесторонне развивать. Поэтому, в своей деятельности, я применяю такие методы, как участие студентов в инновационной деятельности (защита индивидуальных проектов); организую участие студентов в олимпиадах, конкурсах, научно – практических конференциях; организую и провожу экскурсии на предприятия.

Конечный результат каждого урока складывается из двух составляющих: качества работы педагога и основных показателей знаний, умений и навыков студентов, полученных в ходе проведения урока. Рассматривать эти составляющие в отрыве друг от друга нельзя, так как важен не только конечный результат сам по себе, но и пути его достижения, прежде всего характер отношений между педагогом и студентом, ведь учебная информация может передаваться как на основе авторитарных отношений, так и на основе отношений сотрудничества, когда обе стороны одинаково заинтересованы в достижении успеха.

В заключении отмечу, как известно, преподавание есть наука и искусство одновременно, поэтому, несмотря на подчиненность определенным закономерностям, оно всегда допускает различные точки зрения на решение многих практических задач.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.