Материал к уроку русского языка во 2 классе «Способы проверки безударного гласного звука в корне слова»
Технологическая карта урока русского языка.
Класс: 2
Тип урока : закрепление изученного материала
Тема: Способы проверки безударного гласного звука в корне слова
Цель урока: способствовать развитию умения различать в корне слова безударный гласный звук, требующий проверки
Задачи:
образовательные
- закреплять умения «видеть» орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;
- уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне, основываясь на алгоритм.
развивающие
- развивать орфографическую зоркость.
воспитательные
- воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять; подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова; обосновывать правильность написания слов с безударным гласным звуком.
Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные УУД:
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
устанавливать алгоритм проверки обозначения буквой безударного гласного звука;
Коммуникативные УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
работать в группе и в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Формирование личностных результатов:
понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||||||||
I.Организационный этап. | - Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было светло и спокойно? Надо улыбнуться. Пожелайте друг другу удачной работы в команде, пожмите друг другу руки. | Отвечают на вопросы | ||||||||
II. Актуализация знаний | - Откройте тетради, запишите число… - Какое сейчас время года? (поздняя осень) -Какие изменения происходят поздней осенью? - Какие явления природы поздней осени вы знаете? (снегопад, ветер, и др). - Несколько снежинок к нам прилетели на урок. Но это необычные снежинки. - Что вы заметили? Какие буквы? Что вы можете о них сказать? - Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой и как Мороз на окне в тетрадях составим узор из букв и соединений. А, О, Е, И, Я. Мин. чистописания аоеия // оеияа // еияао // ..... -Определите закономерность и запишите в тетрадь. - Ребята ,смотрите сколько снега немело, а давайте сделаем снеговика!? Гимнастика для пальцев Мы слепили снежный ком, Шляпу сделали на нём, Нос приделали, и вмиг Получился снеговик! - Он приглашает нас в путешествие в лёс.. Но путь этот будет нелёгким. Словарная работа Вет...р, сн...гирь, м...роз, н...ябрь, за...ц. - Снеговик приготовил для вас задание. Как называются слова, которые записаны на доске? Почему эти слова называются словарными? - Запишите слова и вставьте пропущенные буквы в словарные слова. Поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить. - Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие. | Отвечают на вопросы Определяют закономерность, записывают в тетрадь Выполняют гимнастику для пальцев Записывают слова, выполняют задание. Олин ученик выполняет на доске. | ||||||||
III. Самоопределение к деятельности | - Снеговик рассказал мне историю, она произошла с его другом – Костей. Послушайте её. - Костя написал предложение Дед Егор в густом ЛИСУ Встретил рыжую ЛИСУ.
и сказал: «Выделенные слова родственные, так как лиса живет в лесу.» -Прав ли мальчик? Докажите. (В ЛЕСУ и ЛИСУ) - Как надо написать эти слова и почему? - Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Правописание безударной гласной в корне. Способы проверки) - Какую цель мы поставим перед собой? (учиться писать правильно слова с безударной гласной в корне) | Отвечают на вопросы Определяют тему урока и ставят цель | ||||||||
IV. Работа по теме урока | - Вспомним то, что мы уже знаем по этой теме. Давайте поделимся своими знаниями со Снеговиком. - Ответим на первый вопрос: Что надо проверять? Гласные А, О, И, Е, Я - Ответим на второй вопрос: Где надо проверять? В корне слова - Ответим на третий вопрос: -Как надо проверять? Надо подобрать проверочное слово с ударным звуком в корне, изменив форму слова или подобрать однокоренное слово.
- Ответим на четвёртый вопрос: Чем надо проверять? Проверяем ударением - А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем. Работа в группах Алгоритм 1. Прочитай слово 2. Поставь ударение 3. Выдели корень 4. Определи безударную гласную 5. Подбери проверочное слово или однокоренное 6. Запиши слово. - Чтобы выполнить задание, которое приготовил нам Снеговик, нужно быть внимательным, уметь сосредотачиваться. Внимательно прочитайте записанные на доске пары слов, постарайтесь их запомнить. Через несколько минут я закрою слова в правом столбике
-Молодцы, мы справились с первым заданием Работа в группах. - Используя алгоритм, выполните задание. Вставьте пропущенную гласную и подберите проверочное слово, обратите внимание на образец. Страна - страны Зелёный - зелень с..ва -… ст...рик - ... д..ска -... б...льшой - ... гр..чи -… кр...чать - ... Безударную гласную подчеркните. | Отвечают на вопросы Составляют алгоритм в группах Работают в группах | ||||||||
V. Физкультминутка | https://yandex.ru/video/preview/?text=%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9%206-7%20%D0%BB%D0%B5%D1%82&path=wizard&parent-reqid=1637161220223009-13571451653075462552-sas2-0988-3b9-sas-l7-balancer-8080-BAL-7083&wiz_type=v4thumbs&filmId=7232492171648469176 | Выполняют движения по видео. | ||||||||
VI. Закрепление изученного материала | Работа с учебником, с.107, упр.170 Спишите, вставляя пропущенные буквы. - Покажите определённым жестом, когда ваша пара справится с этим заданием. - Проверим. -Молодцы. Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь. | Работают в парах | ||||||||
VII. Подведение итогов урока | - Ну что ж, мы со всеми заданиями снеговика справились, а теперь давайте подведём итоги вспомним, чем же мы занимались на уроке. -Вернёмся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока. - Кто хочет задать первый вопрос? Второй? Третий? Четвёртый? - Кто хочет ответить? | Отвечают на вопросы | ||||||||
VIII. Рефлексия | - Оцените свои ощущения от урока. Нарисуйте свою снежинку, на Снеговике. Нижний ком - Я все понял, но у меня остались вопросы Средний ком - Я все понял, могу работать по алгоритму Голова - Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому | Оценивают свою работу на уроке при помощи снежинки. | ||||||||
Домашнее задание | Раскраска - Помогите Незнайке вставить безударную гласную в корне слова.
Раскрась: "О" - жёлтым; "Е" - синим; "А" - коричневым; "И" - зелёным. | Записывают д.з |