Справка о результатах тематической проверки «Использование в образовательном процессе современных технологий и методов развития речи детей»

2
0
Материал опубликован 1 October 2021


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №25 «СОЛНЫШКО»


Справка о результатах тематической проверки


Тема: «Использование в образовательном процессе современных технологий и методов развития речи детей»

Цель: Выполнение годовой задачи

Задачи:

Определить эффективность использования в образовательном процессе современных технологий и методов развития речи детей;

С помощью всестороннего обследования образовательного процесса и последующего педагогического анализа, выяснить причины и факторы, определяющие качество, педагогической работы по развитию речи у детей.


Возрастные группы:  все возрастные группы.

Основные формы и методы контроля

1. Оценка профессионального мастерства воспитателя

2. Выявление уровня речевого развития детей

3. Оценка создания условий в группе

4. Просмотр НОД.

5. Оценка планирования работы

6. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной теме.

Оценочный инструментарий

Карта изучения профессионального мастерства воспитателя и развития речи детей во время НОД.

Карта изучения планирования образовательной деятельности по развитию речи.

Карта анализа взаимодействия с родителями.

Карта оценки создания условий в группе (наличие дидактических пособий к современным технологиям по развитию речи).

Вопросы, подлежащие проверке:

1. Оценка эффективности занятий по развитию речи.

2. Проверка документации педагогических работников.

3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах

4. .Взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития.

Сроки контроля: 18.11. - 27.11.2019 г


На основании годового плана МБДОУ д/с №25 на 2019-2020 учебный год и приказа №55 от 08.11.2019г. с 18.11.2019г. по 27.11.2019 г. комиссией в составе заведующего Мурыгиной С.А., старшего воспитателя Шайхулиной Г.Ф., учителя –логопеда Семячкиной Г.Е., педагога – психолога Каминской О.В., воспитателя Гордеевой Л.Л. во всех возрастных группах был проведен тематический контроль «Использование в образовательном процессе современных технологий и методов развития речи детей».

Тематическая проверка была проведена в форме посещения и анализа непосредственно образовательной деятельности, анализа календарных планов, взаимодействия с родителями по вопросам речевого развития, обследования ППРС в группе.

Тематическая проверка по использованию в образовательном процессе современных технологий и методов развития речи у детей дошкольного возраста стала необходима, т.к. ежегодно проводимая диагностика детей показала невысокий уровень развития их речи.


п/п

группы

Речевое развитие

1

группа № 2(2 младшая)

2,1

2

группа № 8 (2 младшая)

2,0

3

группа № 3(средняя)

2,3

4

группа № 4(старшая)

3,0

5

группа № 1 (подготовительная)

2,5

6

группа № 5 (подготовительная)

3,1

7

группа № 9 (подготовительная)

2,2

8

группа № 10 (подготовительная)

2,1

Итоговый показатель по группам

(среднее значение)

2,4


По результатам диагностики, проводимой по 5-ти бальной системе в сентябре 2019 года, можно сделать следующий вывод: во 2 младших группах показатель низкий; в средней группе показатель ниже среднего, в старшей группе средний уровень, среди подготовительных к школе групп, средний уровень в группе № 5, в группе №1 ниже среднего, №9 и №10 уровень низкий. Итоговый показатель по группам (среднее значение) - 2,4 ниже среднего уровня.

Рекомендую на основе педагогической диагностики, которая была проведена в начале учебного года планировать индивидуальную работу с детьми по тем критериям, которые указаны в образовательных областях.

Компетентность педагогов по речевому развитию детей.

Т.к. одной из годовых задач –речевое развитие детей, педагогам необходимо повышать свою профессиональную компетенцию в данном направлении, актуализировать свои знания методики развития речи. Именно, поэтому в рамках решения этой годовой задачи были запланированы и проведены следующие мероприятия в этом учебном году:

Консультации:

- «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников» (Шайхулина Г.Ф., старший воспитатель);

- «Развитие речевых коммуникаций педагога, как фактор эффективности развития речи детей дошкольного возраста» (Семячкина Г.Е., учитель-логопед)

-«Роль развития речи в формировании психических процессов ребёнка» (Каминская О.В., педагог-психолог);

Мастер-классы:

«Использование метода ТРИЗ «Системный оператор» для развития речевых навыков дошкольников» (Шайхулина Г.Ф., старший воспитатель);

«Пальчиковые игры в системе работы по развитию речи» (Воспитатель Г.В. Осипова)

«Проведение дыхательной гимнастики по Стрельниковой» (Инструктор по ФК Е.В. Коровко)

«Биоэнергопластика» (Шайхулина Г.Ф., старший воспитатель)

Коллективный просмотр НОД

во второй младшей группе № 8 «В гостях у курочки Рябы» с использованием игровых технологий, у воспитателя Савлюбаевой И.В.,

в подготовительной группе № 10, «В стране игрушек» с использованием инновационных технологий у воспитателя Масленниковой Я.В.,

в подготовительной группе № 9 «Наши новые сказки». Цель: составление  творческих рассказов с использованием мнемотаблиц, у воспитателя Шараповой И.С.

Воспитатели всех возрастных групп принимали участие в городских метод. объединениях по речевому развитию по темам

Развитие речи детей раннего возраста

Развитие речи посредством дидактических игр

Развитие речи при помощи театров различного вида

Ознакомление с художественной литературой уральских авторов

Использование мнемотехники в развитии речи детей

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Методика ознакомления со звуком и буквой

Звуковой анализ слова

Данные мероприятия проводятся для того, чтобы вы, уважаемые педагоги, могли получить знания, умения, познакомиться с опытом педагогов в области развития речи у детей дошкольного возраста, а также повысить свой профессионализм в данном направлении и применять эти приёмы и методы в своей педагогической деятельности, а не ради того, чтобы просто прийти, посмотреть и забыть.

Важно помнить, что главным источником знаний для детей является речь взрослого: насколько грамотной, выразительной, богатой будет речь воспитателя, педагога, настолько ребёнок будет подражать речи взрослого.

Это мы увидели во время проведения конкурса чтецов. Многие участники конкурса при чтении стихов протягивали слова, фразы. Так их учили родители или воспитатели. Поэтому, рекомендую, педагогам работать над выразительностью и эмоциональностью своей речи и речи воспитанников. (О новогодних репетициях, и о музыкальных занятиях)

По результатам внедрения современных технологий, методов и приемов по развитию речи выяснилось следующее:

Воспитатели используют современные технологии, методы и приемы по развитию речи:

- артикуляционную гимнастику;

- пальчиковые игры;

- дыхательную гимнастику;

- настольно-печатные игры, мозаику, шнуровку, пазлы;

- метод проектов,

-мнемотехнику: мнемодорожки, мнемотаблицы, схемы к стихотворениям, моделирующие таблицы для заучивания стихов, схемы для составления описательных и сравнительных рассказов, карточки-символы для составления схем-слов;

-ТРИЗ (салат из сказок)

- запрограммированные ошибки

Предлагаю педагогам ДОУ продолжить более активно использовать современные технологии и методы развития речи как в специально организованной, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей;

Конкретно, по возрастным группам:

Группам раннего возраста:

игровые технологии, мнемоквадраты, трёхэкранный системный оператор.

Вторым младшим группам:

мнемодорожки, трёхэкранный системный оператор, мини-драматизации.

Средней группе: биоэнергопластику, игры-инсценировки, мнемотаблицы, схемы для составления описательных рассказов, 5ти экранный системный оператор, игры –инсценировки.

Старшей и подготовительным группам-

- технологии обучения составлению загадок,

- театрализованную деятельность,

-сказкотерапию,

-технологию проблемного обучения,

- элементы ТРИЗ (системный оператор, методы противоречий, эмпатии, каталога, фокальных объектов и т.д.)

- запрограммированные ошибки,

- синквейн,

- биоэнергопластику.

Проверка документации педагогических работников.

Анализ календарного планирования работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги в основном всегда готовы к занятиям, регулярно их проводят. В утренний промежуток времени педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей, планируется индивидуальная работа. Для проявления детьми словесного творчества систематически планируются сюжетно-ролевые игры. Но в планах не отражена театрализованная деятельность и игры-драматизации.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах:

В группах, за исключением группы № 9, создана достаточно богатая предметно - развивающая среда для речевого развития детей. Имеются книжные уголки для детей, театрализованные зоны, разнообразный дидактический материал: наборы сюжетных и предметных картинок по развитию речи (в группах№№ 8,10,1,5,4),

наглядность по ознакомлению с окружающим миром, пособия по мнемотехнике (очень разнообразный материал в группах №№ 8,10,5,1,4),

картотеки:

речевых игр (на развитие связной речи, по звуковой культуре речи, по лексическим темам в группах №№ 8, 10, 1, 5,4),

артикуляционных и пальчиковых гимнастик (во всех группах),

загадок, считалок, скороговорок, чистоговорок, потешек по режимным моментам (в группах №№ 8, 10, 1, 5, 6,7),

сюжетно- ролевых игр (в группе № 8),

подвижных игр со словесным сопровождением (в группе № 6),

настольно- печатные игры;

буквы, игры по логическому речевому развитию (в группе № 4)

есть пособия для развития мелкой моторики рук: прописи, шнуровки, застёжки пальчиковые игры, пособие «манкография» ( в группе № 3),

игры с прищепками;

карточки-символы для составления схем слов.

Наиболее оснащённые, книжные, театрализованные, речевые уголки в группах №1, 5, 6, 7, 8, 10. Созданная предметно – развивающая среда используется педагогами для коллективной и индивидуальной работы с детьми по развитию связной речи.

Предложения:

1.Тщательно подойти к подбору художественной литературы для книжного уголка. Не выставлять кипы книг на столе или полке, а периодически организовывать выставки книг (одного писателя, тематические и т.д.)

2. Давать возможность детям использовать в самостоятельной деятельности материал современных образовательных технологий для развития связной речи дошкольников (пиктограммы, мнемотаблицы, мнемодорожки и др.) в соответствии с тематическими неделями.

3. В группе № 9 необходимо оформить книжный и речевой уголки в соответствии ФГОС.

4. В группе № 10 необходимо сконцентрировать все оборудование (очень богатый материал) в одном месте.

Оценка эффективности занятий по развитию речи.

Главная цель посещения занятий заключалась в изучении эффективности использования в работе современных технологий, методов и приемов по развитию речи в группах старшего дошкольного возраста.

Анализ НОД свидетельствует об активном использовании воспитателями современных технологий по развитию речи. Коллективный просмотр НОД во второй младшей группе № 8 «В гостях у курочки Рябы» с использованием игровых технологий, у воспитателя Савлюбаевой И.В., в подготовительной группе № 10, «В стране игрушек» с

использованием инновационных технологий у воспитателя Масленниковой Я.В., в подготовительной группе № 9 «Наши новые сказки», целью которого было составление  творческих рассказов с использованием мнемотаблиц, у воспитателя Шараповой И.С. являются яркими примерами использования современных технологий по развитию речи и соответственно, полученных высоких результатов.

Выводы.

Воспитатели в разной степени владеют методикой развития речи детей дошкольного возраста, не всегда владеют точностью и ясностью выражения мыслей.

Содержание и структура занятия не во всех группах соответствует уровню развития детей и их возрасту, не все педагоги учитывают зону ближайшего развития. Довольствуются предлагаемым конспектом занятия, не используют возникающие в ходе занятия проблемные ситуации для активизации мыслительных операций у детей, не обращают внимание на ошибки в речи детей, педагоги не нацелены на достижение результата, порой формально подходят к проведению занятий.

Мало кто из воспитателей проводит предварительную работу с детьми. Объяснение новых слов и понятий происходит в лучшем случае на занятии, или вообще не происходит никаких пояснений. (Словарная работа: егерь, рукавичка). Демонстрационный материал не всегда отвечает дидактическим целям, размещен не на уровне глаз, не учитывается размер демонстративного материала, непродуманно размещается на доске, часто бывает наслоение картинок. При подготовке к открытым мероприятиям педагоги проявляют умение организовать детей на занятие, вызвать эмоциональное отношение к нему. В повседневной деятельности начало занятия обычное, без сюрпризных моментов.

Повысилась речевая культура воспитателей: умение выражать свои мысли точно, ясно, лаконично, доступно по содержанию и форме. Воспитатели стараются использовать разнообразные современные технологии, эффективные методы и приёмы обучения развития речи детей, но не всегда правильно используют их, даются нечёткие инструкции по применению этих таблиц, опорных схем. Правильное использование новых технологий позволяет сложный процесс пересказа, рассказа, заучивания стихотворений сделать более интересным, увлекательным, поддерживает интерес к занятиям по развитию речи, повышает самооценку и уверенность в себе при успешном выполнении заданий.

Анализ взаимодействия с родителями по тематике контроля.

Во всех группах в информационных уголках для родителей на время проверки была представлена информация по теме контроля: это и папки –передвижки, буклеты, консультации, журналы для родителей.

В планах работы с родителями воспитанников в каждой возрастной группе отражены рекомендации по чтению детям художественной литературы, спланированы родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации и беседы. В протоколах родительских собраний отражены темы сообщений по данной годовой задаче ДОУ. Собрания проводились только в начале учебного года. В декабре тоже проводим собрания.

Предложения: подготовить и провести в нетрадиционной форме родительское собрание, посвященное данной теме во всех возрастных группах.

Вывод по тематическому контролю

Таким образом, проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи и коммуникации дошкольников актуальна, и она в ДОУ решается: через НОД, специальные коррекционные занятия учителя-логопеда, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок.

Использование современных технологий и методов развития речи положительно влияет на качество речевой деятельности детей. Дети стали легко запоминать стихотворения, расширился активный словарный запас, пополнился пассивный словарь детей, при составлении рассказов с опорой на наглядность, появилась логика изложения, но детские рассказы пока ещё не окрашены эпитетами, сравнениями, метафорами и т.д. Для этого необходимо вести более активную работу по обогащению словаря, активизировать в речи слова, обозначающие действия, признаки, качества, свойства предметов. Поэтому внедрение современных технологий и методов продолжает оставаться важной и неотъемлемой частью работы, как одно из условий улучшения речевых способностей дошкольников.

В группах созданы условия для речевой деятельности детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал и дидактический материал.

Предложения и рекомендации:

-педагогам ДОУ продолжить активно использовать современные технологии и методы развития речи как в специально организованной, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей;

- ввести в практику показ инсценировок, кукольных театров детям детского сада, использовать разнообразие видов театра,

- подготовить и провести в нетрадиционной форме родительское собрание, посвященное данной теме во всех возрастных группах.


Заведующий С.А. Мурыгина

Старший воспитатель Г.Ф. Шайхулина

Учитель-логопед Г.Е. Семячкина

Педагог – психолог О.В. Каминская

воспитатель Л.Л. Гордеева

03.12.2019 г.


Справку составила: Шайхулина Г.Ф. старший воспитатель.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации