Урок математики с использованием ЛЕГО-технологий «Сравнение долей» (4 класс)

2
0
Материал опубликован 30 November 2021 в группе

Урок с использованием ЛЕГО-технологий.

Авторы: Ковалевская Инга Владимировна, Юппиева Елена Геннадьевна

Урок: математика

Класс: 4

Учебник: Л.Г. Петерсон «Математика, 4 класс»

Тип урока: освоение нового знания

Тема: «Сравнение долей»

Это второй урок в теме «Изучение дробей». На прошлом уроке учащиеся познакомились с понятием «доля» и научились находить долю числа.

Основные цели:

1) сформировать способность к изображению долей деталями ЛЕГО и сравнению долей;

2) формировать способность выражать с помощью долей более мелких единиц измерения величин через более крупные;

3) тренировать навыки устных вычислений и действий с многозначными числами, к решению текстовых задач.

Планируемые метапредметные результаты освоения курса.

Познавательные учебные универсальные действия:

- формируется умение конструировать модель по условию, по заданной теме;

- формируется умение ориентироваться в системе знаний, отличают новое от изученного;

- формируется умение перерабатывать полученную информацию, сравнивать модели, делать выводы в результате совместной работы;

Регулятивные учебные универсальные действия:

- формируется умение определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- формируется умение ставить перед собой учебную задачу;

- формируется умение планировать построение модели для решения поставленной задачи;

- у учащихся формируются действия контроля и коррекции.

- формируется умение самостоятельно сличать модель с заданным эталоном, оценивать свою работу и работу одноклассников. – умение критично относиться к результатам своей деятельности и деятельности одноклассников, понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

- развиваются способности к оценке уровня выполнения своей работы.

- формируется волевая саморегуляция, терпение в процессе сборки модели и волевое усилие для успешного устранения недочетов;

- формируется умение излагать свои мысли в чёткой логической последовательности;

Коммуникативные учебные универсальные действия:

- повышается коммуникативная активность;

- формируется умение работать в паре и договариваться о способах взаимодействия, находить общее решение;

- формируется умение решать конфликты, умение аргументировать, убеждать, уступать;

- формируется способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу;

- формируется умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь;

- формируется умение слушать собеседника и вести диалог;

- формируется умение умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

- формируется умение выражать свои мысли, составлять рассказ в устной или письменной форме на заданную тему;

- развиваются творческие способности учащихся и повышается мотивация к обучению;

Технологии: метод учебного проекта, Лего-технология, технология деятельностного подхода.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, детали конструктора ЛЕГО, демонстрационный и раздаточный материал, учебник «Математика, 4 класс» Л. Г. Петерсон

Демонстрационный материал:

1. Двусторонние карточки с названиями тем уроков:

t1638296268aa.png

2. Шаги учебной деятельности

t1638296268ab.jpg t1638296268ac.jpg

3. Правило сравнения долей.


t1638296268ad.png

Раздаточный материал:

1. Карточка с задачей для пробного действия

t1638296268ae.png

2. Эталон для самопроверки самостоятельной работы:

t1638296268af.png

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Задачи этапа:

1) включение учащихся в учебную деятельность – тренировать в понимании значения уметь учиться;

2) определить содержательные рамки урока: сравнение долей;

3) мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания ситуации успеха.

- Посмотрите на темы уроков и расположите карточки в такой последовательности, как вы изучали эти темы (демонстрационный материал № 1).

Один ученик выполняет задание у доски.

- Переверните и прочитайте получившуюся запись.

- Как вы понимаете это утверждение?

- Что вам поможет преодолеть все тропинки? (Хором читают «В математику тропинки одолеем без запинки». Наши знания, умения и дружная работа).

- Какие этапы учебной деятельности вы проходите? (Демонстрационный материал № 2)

(Сначала определяем, чего мы не знаем, потом сами находим способ).

- С чего вы всегда начинаете работу на уроке? (С повторения).

- Что вам надо повторить? (Доли).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Задачи этапа:

1) актуализировать знания о долях с помощью деталей ЛЕГО

2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) предъявить индивидуальное задание для пробного действия (сравнение долей);

5) организовать фиксирование цели и темы урока;

6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднение в учебной деятельности (невозможность сравнения долей);

7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

1) Повторение.

Для того, чтобы вспомнить все, что мы узнали о долях на прошлом уроке, предлагаю вам поиграть в нашу любимую игру «Да – нет» с помощью конструктора ЛЕГО. Объясните правила. (Вы будете произносить утверждения, а мы должны ответить. Если утверждение правильное, то «да», если неправильное, то «нет» с помощью ЛЕГО).

- Давайте вспомним какие детали по цвету нам нужно приготовить? (Красная деталь – ответ «нет», зеленая деталь – ответ «да»).

- Готовы? Начнем.

Если апельсин разделить на 2 равные части для двоих, то каждый получит по ½ (одной второй) доле. (да)

Запись 1/n (одна энная) означает, что единицу разделили на n равных частей и взяли n частей. (нет)

¼ (одну четвертую) долю называют половиной. (нет)

Если отрезок разделить на 6 равных долей и взять одну долю, то получится 1/6. (да)

1 см составляет 1/100 метра. (да)

1 грамм составляет 1/100 килограмма. (нет)

1 центнер составляет 1/10 тонны. (да)

Если арбуз весит 6 кг, то половина его весит 2 кг. (нет)

Масса дыни 10 кг. Масса 1/5 (одной пятой) 2 кг. (да)

t1638296268ag.gif

По окончании игры ответы проговариваются, ошибки корректируются.

Какие знания вы использовали при ответе на вопросы? (Взаимосвязь между единицами массы, длины, алгоритм нахождения 1/n доли единицы).

2) Решение задач на нахождение доли.

- На доске вы видите задачи. Вам нужно решить их самостоятельно и записать решение в тетрадь. Время на выполнение задания 3 минуты.

1. Автомобиль проехал 120 км. 1/3 часть пути проходила через горы. Сколько километров ехал автомобиль через горы? (120: 3 = 40 (км))
2. От ленты длиной 16 метров отрезали четверть. Сколько метров ленты отрезали? (16: 4 = 4 (м))
3. Мама купила в магазине торт массой 560 граммов и разрезала его на 8 равных долей. Сколько граммов в каждой доле? (560: 8 = 70 (г))

- Справились ли вы с решением задач? Чем пользовались при решении? (Правилом нахождения доли от числа).

- Что вы сейчас повторили? (Принципы нахождения n доли целого).

- Какое следующее задание я вам предложу? (Пробное задание).

- С какой целью вам будет предложено задание? (Чтобы понять, что нового будет сегодня на уроке).

3. Здание для пробного действия.

- Прочитайте задачу на карточке (раздаточный материал № 1)

«Каждому ребенку папа подарил по шоколадке, состоящей из 12 долек. Дети решили угостить шоколадкой маму. Сын угостил маму 1/6 шоколадки, а дочь 1/3 шоколадки. Чья доля больше?»

- Чем эта задача не похожа на предыдущие? (Здесь другой вопрос).

- Что нужно сделать, чтобы решить эту задачу? (Сравнить доли).

- Как вы можете сформулировать свою цель? (Научиться сравнивать доли.)

Сформулируйте тему урока. (Сравнение долей).

- Это задание я предлагаю вам выполнить за 1 минуту, результат запишите на карточках.

- У кого нет ответа?

- Какие результаты получили?

Учитель фиксирует на доске количество учащихся, справившихся и не справившихся с заданием.

Проанализируйте результаты выполнения пробного задания?

- Что произошло? В чём возникло затруднение? (У нас возникло затруднение.

Кто-то не смог выполнить задание, а те, кто выполнил задание, не может обосновать, что ответ верный).

3. Выявление места и причины затруднения.

Задачи этапа:

1) организовать восстановление выполненных операций и фиксацию (вербальную и знаковую) места – шага, операции, где возникло затруднение;

2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи такого класса или типа.

- Какое задание вы выполняли? (Мы сравнивали доли).

Что вы использовали при выполнении задания? (Знания о сравнении чисел).

- Где возникло затруднение? (Непонятно, как сравнивать доли?)

- Почему задание вызвало затруднение? (Мы еще никогда не сравнивали доли и не знаем способа сравнения).

Физминутка

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Задачи этапа:

В коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:

1. уточнение цели проекта (найти способ сравнения долей);

2. определение средств (детали ЛЕГО);

3. построение плана достижения цели.

Уточните цель вашей деятельности. (Построить правило сравнения долей, научиться сравнивать доли, используя правило).

- Что поможет нам наглядно решить эту задачу и сделать вывод? (Детали конструктора ЛЕГО).

- По какому плану вы будете действовать? (Построим из деталей ЛЕГО модель шоколадки, найдем доли, которые дали дочь и сын, сравним их, построим правило сравнения долей).

5. Реализация проекта выхода из затруднения.

Задачи этапа:

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: правило сравнения долей;

2) создать условия для построения учащимися правила сравнения долей и зафиксировать его в речи, графической и знаковой форме (с помощью эталона), сформировать способность к его практическому использованию;

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

Дальше работу можно организовать в парах.

Каждая пара работает по плану, который проговорили раньше. Он был зафиксирован на доске.

1. Построить из деталей ЛЕГО модель шоколадки.
2. Найти на модели долю сына.
3. Найти на модели долю сына.
4. Сравнить 1/6 и 1/3.
5. Построить правило сравнения долей.

На работу парам отводится 5 минут.

По окончании времени двум парам предложить показать результат своей работы. Остальные пары работают на дополнение.

По итогам работы на доске фиксируется правило и опорный сигнал (демонстрационный материал № 3).

t1638296268ai.gift1638296268aj.gift1638296268ak.gif

           1/3   1/6

1/3> 1/6

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Задачи этапа:

зафиксировать новое понятие во внешней речи, тренироваться в применении, построенного алгоритма при выполнении задания.

- Какая цель вами достигнута? (Построили правило сравнения долей).

- Что необходимо теперь сделать? (Потренироваться в применении правила, чтобы научиться сравнивать доли).

1) 2, стр. 68.

По одному ученику работают у доски, проговаривая правило, остальные в тетрадях.

t1638296268al.gif, т.к. 7 > 5;                            t1638296268am.gif, т.к. 15 < 20;

t1638296268an.gif, т.к. 480 > 408;            t1638296268ao.gif, т.к. 601 < 610.

2) 4 (а), стр. 68.

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

Начинаем наименьшей доли, значит, с самого большого количества долей (15):

t1638296268ap.gif

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задачи этапа:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действий;

2) организовать самооценку учащимися правильность выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок).

Что теперь надо сделать, чтобы вы могли ответить на вопрос: вы всех целей достигли?

(Выполнить самостоятельную работу).

4 (б), стр. 68.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу, по окончании которой проверяют себя по эталону для самопроверки (раздаточный материал № 2).

Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?».

Кто допустил ошибки при выполнении задания? В чем причина?

Поднимите руки, у кого все верно.

Вы молодцы! Поставьте себе «+».

8. Включение в систему знаний и повторение.

Задачи этапа:

подготовить учащихся к изучению темы «Нахождение части числа» с опорой на модель;

8 (а), стр. 69.

Выполните задание № 8 (а) на странице

69. Прочитайте задачу.

Проанализируйте задачу.

(Известно, что всего было 16 открыток, это количество разделили на четыре равные части, подареноt1638296268aq.gif часть открыток, надо узнать, сколько подарили открыток, для ответа на вопрос задачи нужно общее количество открыток разделить на 4.

Один учащийся работает у доски, а остальные – в тетради.

Запись решения: 16 : 4 = 4 (шт.)

Ответ: подарили 4 открытки).

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Задачи этапа:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3) оценить собственную деятельность на уроке.

- Чему вы сегодня научились?

- Что вам помогло справиться с затруднением?

У кого остались вопросы на конец урока?

Кто хорошо разобрался в теме?

- Используя любые детали ЛЕГО постройте смайлик своего настроения после урока.








































урок математики в 4 классе "Сравнение долей"
PPTX / 609.2 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.