Урок математики в 6 классе «Сравнение дробей. Идем по пути великого Леонардо Пизанского»
Пояснительная записка к презентации
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«Сравнение дробей. Идем по пути великого Леонардо Пизанского»
Тема урока: «Сравнение дробей. Идем по пути великого Леонардо Пизанского»
ФИО: Данилова Наталья Петровна
Место работы: ОКОУ «Курская школа-интернат»
Должность: учитель математики и физики
Предмет: Математика
Класс: 6А
Тема урока: «Сравнение дробей. Идем по пути великого Леонардо Пизанского»
Длительность урока: 40 минут
Тема урока |
« Сравнение дробей. Идем по пути великого Леонардо Пизанского » |
Тип урока |
урок открытие новых знаний |
Целевая установка урока |
познакомить с правилом сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, одинаковыми числителями. |
Решаемые учебные задачи |
образовательные: познакомить с правилами сравнения дробей с одинаковыми знаменателями; сформировать умение сравнивать дроби с равными знаменателями, равными числителями; развивающие: развитие логического мышления, математической речи, приёмов сравнения, сознательного восприятия материала; формирование у обучающихся адекватной самооценки. воспитательные: воспитание активности, самостоятельности, аккуратности, культуры общения, интереса к предмету и ответственность за общий результат содействовать формированию коммуникативного опыта; доброжелательности, взаимопомощи, сотрудничества; |
Формы работы на уроке: |
самостоятельная, индивидуальная, фронтальная работа. |
Методы: |
проблемно-поисковый, словесный (беседа), наглядно-иллюстративный, практический, репродуктивный; методы самостоятельной работы, методы стимулирования, методы контроля и самоконтроля, методы проектной деятельности. |
Планируемые результаты обучения |
Планируемые результаты: личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности. метапредметные: умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; развитие умений применять теоретические знания на практике; развитие памяти, внимания, наблюдательности; развитие мотивации учения через эмоциональное удовлетворение от открытий. предметные: Знать: сущность понятия «равные дроби»; правило сравнения обыкновенных дробей с равными знаменателями; правило сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми числителями. Уметь: сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, сравнивать дроби с одинаковыми числителями, обосновывать равенство двух дробей. |
Формирование УУД |
Регулятивные: осознание возникшей задачи, работа по алгоритму, умение применять изученные свойства и дифференцировать их; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного; Познавательные: моделирование ситуации из жизни, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. использование математических символов; Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
Основные понятия |
дробь (числитель дроби, знаменатель дроби, черта дроби, сравнение дробей, доли) |
Используемые ИКТ |
персональный компьютер (ПК) учителя. |
Межпредметные связи |
|
Ресурсы |
авторская презентация к уроку. |
ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Время (в мин.) |
1.Организационный момент. Актуализация знаний. Речевая зарядка. |
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучать обыкновенные дроби, а для этого отправимся в математическую экспедицию под девизом “Добывай знания сам”. Сначала проверим, готовы ли мы к путешествию? Ведь, чтобы новых знаний набраться, нужно на старые опираться! Итак, на доске зашифровано первое испытание: (Э) 1.Слушаем внимательно (повтори, что я сказала?): 1/8, 5/9, 4/7, 5/6 (Э) 2. Дробь 5/10 . Назовите числитель и знаменатель дроби. Что показывает числитель? Что показывает знаменатель? 3. Какая часть фигуры закрашена? (картинка) Послушайте внимательно: И академики в своё время сидели за партами… Где есть желание – найдется путь! А кто такие академики? А что значит: Где есть желание – найдется путь! Послушайте внимательно, сейчас я прочитаю с учетом логических ударений и пауз, а потом прочитаем вмести. |
Обучающиеся, отвечая на вопросы, открывают зашифрованные предложения: И академики в свое время сидели за партам… Где есть желание - найдется путь! Читают вмести |
Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
7 |
2. Проверка домашнего задания и актуализация знаний |
Посмотрим, ребята, какой багаж знаний возьмет в дорогу каждый из вас? У вас на столах лежат путевые листы с заданиями. Нужно определить, какая часть каждой фигуры закрашена красным, какая зеленым, какая часть красным и зеленым вместе, а какая желтым. Заполнить таблицу. Вопросы: Где в жизни мы встречаемся сразу с тремя названными цветами? Что означает каждый цвет? 2 варианта. См. приложение 1 И так, проверим, что каждый из вас возьмет в путь? Взаимопроверка теста (ответы на слайде). Сколько ответов верно, такая оценка и ставится в оценочный лист (таблица, которая лежит у каждого ученика на парте) (Э): ? |
Класс выполняет самостоятельную работу на листочках. В светофоре. Обмениваются листами и проверяют друг у друга
|
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). |
8 |
3. Постановка проблемы. Сообщение темы урока, цели и плана урока |
- Какие приобрели умения, навыки при изучении дробей? Разбейте дроби на две группы. Ребята, могли бы вы назвать из записанных дробей самую маленькую, самую большую; расставить дроби в порядке возрастания? Сомневаетесь? Значит, вам не всё ещё известно о дробях. Назовите возникшую проблему. Назовите тему урока - Какая цель урока? Ребята, а вы знаете, кто первым придумал дробь? Поэтому тема нашего урока: «Сравнение дробей. По пути великого Леонардо Пизанского» Сегодня на уроке мы познакомимся: с правилами сравнения дробей; научимся сравнивать дроби с одинаковыми числителями и знаменателями (Э): Назови тему уроку, Аня Что ввел Леонардо Пизанский? Итак, записываем тему урока. |
Как сравнивают дроби? "Сравнение дробей" - учиться сравнивать обыкновенные дроби Черту дроби |
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование |
5 |
4. Открытие обучающимися новых знания. |
Начертить два прямоугольника со сторонами 1 и 8 см. Найти часть первого прямоугольника, заштриховать, подписать. Найти, заштриховать второго прямоугольника, подписать. Заштрихованные части сравнить. Сделать вывод. или - Сравните свой вывод с выводом учебника на стр. 146 Повторение правила и первичное закрепление. - Сравните дроби: Друзья разделили две шоколадки так: одну на 6 частей, другую на 12 частей. Что больше? - Какими дробями выражаются части шоколадки? - Что особенного в этих дробях? - Какая из дробей больше? - Сделайте вывод. - Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковыми числителями. Первичное закрепление. – Сравните дроби (Э): Какая дробь больше, если знаменатель дробей одинаковый? Какая дробь больше, если числитель дробей одинаковый? |
Практическая работа (по парам) - Следовательно, из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше. Работа с учебником обучающиеся используют правило для сравнения дробей. 1/6 и 1/12 У них одинаковый числитель 1/61/12 Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та дробь, у которой знаменатель меньше. Формулируют правило Сравнивают дроби Работают самостоятельно. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
7 |
5.Физкульминутка |
2 |
|||
6.Закрепление изученного материала. |
Выполнить № 947(устно) - Каким правилом пользовались? Выполнить № 945 ( 1 вариант – в порядке возрастания, 2 вариант – в порядке убывания) 1. Наша математическая экспедиция подходит к концу. Мы стоим у подножия высокой горы, название которой “Дроби”. Нам предстоит трудное восхождение. Для того чтобы проверить, как мы научились сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями и дроби с одинаковыми числителями, проведем мини-тестирование. Тесты на столах (приложение 2). «В средние века, как и в древности, учение о дробях считалось самым трудным разделом арифметики. У немцев сохранилась поговорка «попасть в дроби», что означает – попасть в трудное положение. Вот и мы с вами попали в дроби. Но мы выйдем из трудного положения, если будем добросовестно заниматься на следующем уроке». (Э): – А что сегодня вы нового узнали на уроке? – Какую цель мы ставили в начале урока? – Наша цель достигнута? – Что нам помогло справиться с затруднением? |
Выполняют работу в тетрадях Работа с учебником Выполнение тестов Как сравнивать дроби Научиться сравнивать дроби Да. Наша цель достигнута. Правила сравнения дробей |
10 |
|
7.Рефлексия учебной деятельности, оценка деятельности обучающихся |
Л.Н. Толстой сравнивал человека с дробью. Перефразируя его слова можно сказать, что человек подобен дроби, числитель – это хорошее, что о нём говорят и думают люди, а знаменатель – это то, что думает он о себе сам. Известное правило – чем больше числитель, тем больше дробь, верно не только в математике, но и в жизни. Оценка деятельности обучающихся Теперь оцените свою работу на уроке: на партах листочки со словами, ребята ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока. 1.Урок полезен, всё понятно. 2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3.Ещё придётся потрудиться. 4.Да, трудно всё-таки учиться! |
Дети оценивают свою работу на уроке |
Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
3-4 |
6.Домашнее задание. |
Записать п.24 правила, №946, 965, 968, 969. |
Записывают домашнее задание в дневник |
1-2 |
/data/files/k1524733192.pptx (Делимость чисел)
Список литературы и ЭОР.
Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2008. – 280 с.
Савченко Е.М. Доли. Обыкновенные дроби. Презентация из «Сети творческих учителей». http://www.it-n.ru/
Попова Л.П. Поурочные разработки по математике. 5 класс: К учебному комплекту Н.Я. Виленкина В помощь школьному учителю.-ВАКО, 2009.
school26.tgl.ru/…/D_5_kl_drobi_Ispolzovanie_IKT_na_urokah_matematiki.doc
ЭОР «Математика 5 класс» автор Н.Я.Виленкин и другие http://www.matematika-na.ru/5 class/index.php.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/03a47a5f-14e3-4a2b-87ac-42cdc3a10a29/?from=608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22& - математический диктант.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2da32654-1a73-483b-a862-9e545b4f3c67/?from=608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22& - дробь как одна или несколько равных долей.
https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0fdd/00052c74-cd1caf9f/7/img5.jpg мини тест