Урок математики в 6 классе «Сравнение дробей. Идем по пути великого Леонардо Пизанского»

5
0
Материал опубликован 26 April 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

«Сравнение дробей. Идем по пути великого Леонардо Пизанского»

Тема урока: «Сравнение дробей. Идем по пути великого Леонардо Пизанского»

ФИО: Данилова Наталья Петровна

Место работы: ОКОУ «Курская школа-интернат»

Должность: учитель математики и физики

Предмет: Математика

Класс:

Тема урока: «Сравнение дробей. Идем по пути великого Леонардо Пизанского»

Длительность урока: 40 минут

Тема урока

« Сравнение дробей. Идем по пути великого Леонардо Пизанского »

Тип урока

урок открытие новых знаний

Целевая установка урока

познакомить с правилом сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, одинаковыми числителями.

Решаемые учебные задачи

образовательные: познакомить с правилами сравнения дробей с одинаковыми знаменателями;

сформировать умение сравнивать дроби с равными знаменателями, равными числителями;

развивающие: развитие логического мышления, математической речи, приёмов сравнения, сознательного восприятия материала; формирование у обучающихся адекватной самооценки.

воспитательные: воспитание активности, самостоятельности, аккуратности, культуры общения, интереса к предмету и ответственность за общий результат содействовать формированию коммуникативного опыта; доброжелательности, взаимопомощи, сотрудничества;

Формы работы на уроке:

самостоятельная, индивидуальная, фронтальная работа.

Методы:

проблемно-поисковый,  словесный (беседа), наглядно-иллюстративный, практический, репродуктивный;  методы самостоятельной работы, методы стимулирования, методы контроля и самоконтроля, методы проектной деятельности.

Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты:

личностные:

формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

метапредметные:

умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

развитие умений применять теоретические знания на практике;

развитие памяти, внимания, наблюдательности;

развитие мотивации учения через эмоциональное удовлетворение от открытий.

предметные:

Знать:

сущность понятия «равные дроби»;

правило сравнения обыкновенных дробей с равными знаменателями;

правило сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми числителями.

Уметь:

сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями,

сравнивать дроби с одинаковыми числителями,

обосновывать равенство двух дробей.

Формирование УУД

Регулятивные:

осознание возникшей задачи,

работа по алгоритму,

умение применять изученные свойства и дифференцировать их;

овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;

Познавательные:

моделирование ситуации из жизни,

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий,

рефлексия способов и условий действия,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

использование математических символов;

Коммуникативные:

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Основные понятия

дробь (числитель дроби, знаменатель дроби, черта дроби, сравнение дробей, доли)

Используемые ИКТ

персональный компьютер (ПК) учителя.

Межпредметные связи

математика, литература, история.

Ресурсы

авторская презентация к уроку.


 

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Время (в мин.)

1.Организационный момент. Актуализация знаний.

Речевая зарядка.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучать обыкновенные дроби, а для этого отправимся в математическую экспедицию под девизом “Добывай знания сам”. Сначала проверим, готовы ли мы к путешествию? Ведь, чтобы новых знаний набраться, нужно на старые опираться!

Итак, на доске зашифровано первое испытание:

(Э) 1.Слушаем внимательно (повтори, что я сказала?):

1/8, 5/9, 4/7, 5/6

(Э) 2. Дробь 5/10 . Назовите числитель и знаменатель дроби. Что показывает числитель? Что показывает знаменатель?

3. Какая часть фигуры закрашена? (картинка)

Послушайте внимательно: И академики в своё время сидели за партами… Где есть желание – найдется путь!

А кто такие академики?

А что значит: Где есть желание – найдется путь!

Послушайте внимательно, сейчас я прочитаю с учетом логических ударений и пауз, а потом прочитаем вмести.

Обучающиеся, отвечая на вопросы, открывают зашифрованные предложения:

И академики

в свое время

сидели за партам…

Где есть желание - найдется

путь!

Читают вмести

Регулятивные:  волевая саморегуляция

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

7

2. Проверка домашнего задания и актуализация знаний

Посмотрим, ребята, какой багаж знаний возьмет в дорогу каждый из вас?

У вас на столах лежат путевые листы с заданиями. Нужно определить, какая часть каждой фигуры закрашена красным, какая зеленым, какая часть красным и зеленым вместе, а какая желтым. Заполнить таблицу.

Вопросы: Где в жизни мы встречаемся сразу с тремя названными цветами? Что означает каждый цвет?

2 варианта. См. приложение 1

И так, проверим, что каждый из вас возьмет в путь? Взаимопроверка теста (ответы на слайде).

Сколько ответов верно, такая оценка и ставится в оценочный лист (таблица, которая лежит у каждого ученика на парте)

(Э): ?

Класс выполняет самостоятельную работу на листочках.

В светофоре.

Обмениваются листами и проверяют друг у друга

 

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

8

3. Постановка проблемы.

Сообщение темы урока, цели и плана урока

- Какие приобрели умения, навыки при изучении дробей?

Разбейте дроби на две группы.

Ребята, могли бы вы назвать из записанных дробей самую маленькую, самую большую; расставить дроби в порядке возрастания?

Сомневаетесь? Значит, вам не всё ещё известно о дробях. Назовите возникшую проблему.

Назовите тему урока

- Какая цель урока?

Ребята, а вы знаете, кто первым придумал дробь?

Поэтому тема нашего урока: «Сравнение дробей. По пути великого Леонардо Пизанского»

Сегодня на уроке мы познакомимся:

с правилами сравнения дробей;

научимся сравнивать дроби с одинаковыми числителями и знаменателями

(Э): Назови тему уроку, Аня

Что ввел Леонардо Пизанский?

Итак, записываем тему урока.

Как сравнивают дроби?

"Сравнение дробей"

- учиться сравнивать обыкновенные дроби

Черту дроби

Регулятивные:  целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование

 

5

4. Открытие обучающимися новых знания.

Начертить два прямоугольника со сторонами 1 и 8 см. Найти  часть первого прямоугольника, заштриховать, подписать. Найти, заштриховать второго прямоугольника, подписать.

Заштрихованные части сравнить. Сделать вывод.

  или 

- Сравните свой вывод с выводом учебника на стр. 146

Повторение правила и первичное закрепление.

- Сравните дроби:

Друзья разделили две шоколадки так: одну на 6 частей, другую на 12 частей. Что больше?

- Какими дробями выражаются части шоколадки?

- Что особенного в этих дробях?

- Какая из дробей больше?

- Сделайте вывод.

- Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковыми числителями.

Первичное закрепление.

Сравните дроби

(Э): Какая дробь больше, если знаменатель дробей одинаковый?

Какая дробь больше, если числитель дробей одинаковый?

Практическая работа (по парам)

- Следовательно, из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше.

Работа с учебником

обучающиеся используют правило для сравнения дробей.

1/6 и 1/12

У них одинаковый числитель

1/61/12

Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та дробь, у которой знаменатель меньше.

Формулируют правило

Сравнивают дроби

Работают самостоятельно.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

 

7

5.Физкульминутка

   

2

6.Закрепление изученного материала.

Выполнить № 947(устно)

- Каким правилом пользовались?

Выполнить № 945 ( 1 вариант – в порядке возрастания, 2 вариант – в порядке убывания)

1. Наша математическая экспедиция подходит к концу. Мы стоим у подножия высокой горы, название которой “Дроби”. Нам предстоит трудное восхождение. Для того чтобы проверить, как мы научились сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями и дроби с одинаковыми числителями, проведем мини-тестирование. Тесты на столах (приложение 2).

«В средние века, как и в древности, учение о дробях считалось самым трудным разделом арифметики. У немцев сохранилась поговорка «попасть в дроби», что означает – попасть в трудное положение. Вот и мы с вами попали в дроби. Но мы выйдем из трудного положения, если будем добросовестно заниматься на следующем уроке».

(Э): – А что сегодня вы нового узнали на уроке?

Какую цель мы ставили в начале урока?

Наша цель достигнута?

Что нам помогло справиться с затруднением?

Выполняют работу в тетрадях

Работа с учебником

Выполнение тестов

Как сравнивать дроби

Научиться сравнивать дроби

Да. Наша цель достигнута.

Правила сравнения дробей

 

10

7.Рефлексия учебной деятельности, оценка деятельности обучающихся

Л.Н. Толстой сравнивал человека с дробью. Перефразируя его слова можно сказать, что человек подобен дроби, числитель – это хорошее, что о нём говорят и думают люди, а знаменатель – это то, что думает он о себе сам. Известное правило – чем больше числитель, тем больше дробь, верно не только в математике, но и в жизни.

Оценка деятельности обучающихся

Теперь оцените свою работу на уроке:

на партах листочки со словами, ребята ставят знак

у тех слов, которые им больше подходят к

окончанию урока.

1.Урок полезен, всё понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё-таки учиться!

Дети оценивают свою работу на уроке

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

3-4

6.Домашнее задание.

Записать п.24 правила, №946, 965, 968, 969.

Записывают домашнее задание в дневник

 

1-2


/data/files/k1524733192.pptx (Делимость чисел)


 

Список литературы и ЭОР.


 

Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2008. – 280 с.

Савченко Е.М. Доли. Обыкновенные дроби. Презентация из «Сети творческих учителей». http://www.it-n.ru/

Попова Л.П. Поурочные разработки по математике. 5 класс: К учебному комплекту Н.Я. Виленкина В помощь школьному учителю.-ВАКО, 2009.

school26.tgl.ru/…/D_5_kl_drobi_Ispolzovanie_IKT_na_urokah_matematiki.doc

ЭОР «Математика 5 класс» автор Н.Я.Виленкин и другие http://www.matematika-na.ru/5 class/index.php.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/03a47a5f-14e3-4a2b-87ac-42cdc3a10a29/?from=608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22& - математический диктант.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2da32654-1a73-483b-a862-9e545b4f3c67/?from=608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22& - дробь как одна или несколько равных долей.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0fdd/00052c74-cd1caf9f/7/img5.jpg мини тест


 

Предварительный просмотр презентации

Интегрированный урок «Важнейшее украшение человека – знание»

Арабы в VII-IX веках

Мухаммед–основатель ислама Первый начал публично проповедовать новую религию – ислам.

Коран – священная книга мусульман

Арабский халифат

План новой темы урока I) Образование II) Развитие науки 1) математика 2) астрономия 3) история 4) география 5) медицина 6) литература III) Значение культуры халифата.

Арабские поэты прославляют халифа Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана.

Мечеть. Сунна. Мечеть – мусульманский храм. Сунна - собрание рассказов об изречениях и поступках Мухаммеда.

Медресе При наиболее известных мечетях в больших городах были открыты высшие мусульманские школы — медресе.

Арабские математики Использовали труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков Создали алгебру Создали арабские цифры

Арабские цифры

1. Натуральное число, которое имеет два делителя: единицу и само себя, называется простым. … Закончи определения: 1 2. Натуральное число, которое имеет более двух делителей, называется составным. …

Простые Составные Распредели числа по группам: 2 147 8 150 13 151 97

кратны только 3 кратны только 5 кратны только 2 2253 6891 7820 3895 3854 5552 7820 Заполни таблицу: 3 2253 3854 5552 6891 3895

81 3 81 60 60 2 27 3 9 3 3 3 1 30 15 3 2 5 3 1 81 = 3х3х3х3 60 = 2х2х5х3 Разложи на простые множители: 4 ! !

90 345 270 321 Выбери простые числа: 5 101 211 162 73 29 61 !

5721 6895 3454 8047 Какое из чисел делится на 2: 6

Наука В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе.

Аль-Бируни Он высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него.

Наука Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сина. Ему принадлежит более ста научных трудов.

Наука Письменная история родилась у арабов вместе с исламом.

Наука В большом почете у арабов была география. Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая».

Литература Купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада.

«Тысяча и одна ночь» Простой люд передавал смешные истории. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь»

В гостях у халифа

Значение культуры стран Арабского халифата Европейцы заимствовали у арабов научные знания в области: математики (получили цифры) астрономии (переняли название многих звёзд) географии (научились чертить карты, пользоваться компасом и глобусом) медицины (использовали книгу Ибн-Сины о болезнях и способах их лечения)

Информационные источники:

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.