Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
Никто не будет спорить с тем, что активное познание окружающего нас мира на уроках невозможно без исследовательской работы учащихся. Узнавать новое и открывать неведомое – это делать шаг в неизведанное и непознанное, навстречу своему «Я», обогащению своего внутреннего мира, развитию своих способностей, раскрытию своего потенциала. Есть ли метод, способный решить эти сложные задачи? Да. Это метод проектов - форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления.
Я хочу рассказать о том, как использую проектную деятельность на учебных занятиях в Кадетском корпусе, поделиться опытом. Так как я работаю не в обычной школе, это, безусловно, накладывает свой отпечаток: ребята ограничены во времени и в технических средствах. Но даже при загруженной второй половине дня можно активно заниматься на уроках проектной деятельностью. В работе с обучающимися из всех типов проектов я выделяю два: информационные и творческие.
Остановлюсь подробнее на информационных проектах. Они направлены на сбор, анализ, обобщение информации о каком-либо объекте или явлении, её переработку и дальнейшее представление широкой аудитории. Для создания таких проектов класс делится на пары, которые работают над выбранной темой. Авторы исследований распределяют части работы между собой, читали дополнительную литературу, отбирают необходимый для создания проекта материал, создают презентацию, готовятся к выступлению. Созданные информационные проекты представляются авторами на отдельном уроке, по окончании которого обязательно подводятся итоги.
Приведу несколько примеров таких работ.
“Мир купечества в пьесе А.Н. Островского “Гроза” (10 класс). Целью такой работы является изучение особенностей быта купеческого сословия, что очень важно для понимания идейного содержания произведения. Авторы проектов изучали семейные отношения, досуг, пищу, одежду, занятия купцов и т.д.
“Слово о полку Игореве” как “энциклопедия жизни древнерусского человека” (9-е классы). Обучающиеся работали над такими темами, как: “Исторические события в “Слове”, “Исторические лица в “Слове”, “Реки и города Древней Руси”, “Христианство и язычество”, “Живая и неживая природа в “Слове” и т.д. В результате получилась целая энциклопедия.
Вторую энциклопедию мы создали в декабре 2019 года на материале романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 10 декабря я провела открытый урок литературы в 9 «Г» классе по теме «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни». Целью данного учебного занятия стало обобщение и систематизация изученного материала по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Темы проектов были самые разнообразные: «Кулинарное меню романа», «Её величество Дуэль», «Круг чтения героев романа», “Мода начала 19 века”, “Светский раут” и др. На память об этом интересном уроке всем участникам были вручены буклеты с краткой информацией о прошедшем мероприятии.
Метод проектов может быть успешно реализован и на уроках русского языка. “Изобразительно-выразительные средства в современной песне”. Это тема открытого урока в 10-м классе. Ребята выбирают песню и анализируют те художественные средства, которые присутствуют в её тексте. В результате получаются литературно-музыкальные мини-проекты, которые помогают на интересном и понятном для обучающихся материале повторить сведения о выразительных возможностях русского языка.
Таким образом, становится очевидно, насколько проектная деятельность важна именно сегодня: аккумулируя все знания, умения и навыки учащихся, она выводит их на новый уровень, заставляя развиваться и совершенствоваться. Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Так давайте почаще предоставлять ему эту возможность!