12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Оксана Владимировна2183
Живу и работаю в городе Орле, окончила педагогическое училище, Орловский государственный университет. Работаю музыкальным руководителем в детском саду. замужем, воспитываю сына.
Россия, Орловская обл., Орел

Эффективные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Использование новых технологий в работе музыкального руководителя ДОУ.


«Учитель – это тот, кто способен спуститься

с высот своих знаний до незнания ученика

и совершить с ним восхождение»

(народная мудрость)

Начать статью о практическом применении в своей работе эффективных образовательных технологий хочу со слов об уникальности выбранной мною профессии – музыкального руководителя в дошкольном учреждении.

У музыкального руководителя огромные обязанности и возможности в работе. И на современном этапе просто невозможно обойтись без использования инноваций в работе.

Анализируя некоторые технологии, конечно, приходишь к выводу, что и раньше использовались эти методы, только на современном этапе им даны новые названия или ранее использованные методы усовершенствовались, стало использоваться интерактивное оборудование.

Статья не имеет цели раскрывать и сопоставлять «новое» и «старое», инновационное – это современное, увлекательное, интерактивное направление. Выделяют технологию деятельностного подхода, которая предполагает партнёрские взаимоотношения между детьми и взрослыми, их взаимное обучение и развитие. Обучая детей, педагог сам делает для себя новые открытия, развивает собственное сознание. Эту технологию я не выделяю отдельным компонентом в своей работе, скорее всего, другие инновационные технологии подчиняются этой. Очень важно при использовании каждого современного метода не забывать о том, что ребёнок – тоже деятель.

Итак, какие же задачи по художественно-эстетическому развитию детей стоят перед музыкальным руководителем.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы

Становление эстетического отношения к окружающему миру

Формирование элементарных представлений о видах искусства

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)


Перечислю эффективные образовательные технологии, которые использую в своей работе:

Игровая технология.

Проектная технология

Использование ИКТ и интерактивного оборудования

Приём драмогерменевтики

Технология элементарного музицирования

Музейная педагогика

Технология «Лепбокс» и « Лепбук»


Перейду к описанию каждой технологии.

Игровая технология. Очевидно, что без игровых методов немыслимо развитие детей дошкольного возраста. Моей инновацией является методическая разработка «Использование музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях». В методической разработке даётся описание разнообразия музыкально-дидактических игр, описание особенностей планирования игр на занятии, возможности использования игры, учитывая структуру занятия и вид музыкального занятия. Раскрывается вопрос использования традиционных музыкально-дидактических игр и пособий и игр, основанных на синестезии музыки и изобразительного образа (например, игра «Подбери картину к музыке», «Громкие и тихие звуки картин»). Уникальность методической разработки состоит в использовании авторских игр и планировании проведения музыкально-дидактических игр на занятии на год для каждой возрастной группы.

Проектная технология. Составление творческих и познавательно-игровых проектов – увлекательная деятельность! Какое разнообразие материала, содержания и приёмов в работе! Данная технология позволяет вовлечь в педагогический процесс и родителей. Я составила и воплотила в работе следующие проекты «Корзины Осени», «Цирк и музыка», «Звонкий барабан», «Весёлый Петрушка», «Стихи Е. Благининой» и др.

Подробнее остановлюсь на проекте «Цирк и музыка». Считаю, что вовлечение родителей в проектную деятельность часто проходит искусственно (причины этого освещать не буду), постаралась, чтобы действия родителей в этом проекте были естественными, а именно изготовление костюмов к новогоднему празднику «Цирковое представление» (костюмы же готовят родители, почему бы это не присоединить к проектной деятельности). В содержание работы с родителями так же входило пополнение коллекции открыток и старых календарей по теме «Цирк», творческой работой можно считать совместное оформление «циркового» чемодана, в котором поместилась коллекция клоунов, календари и открытки по теме «Цирк», различные шарики, кольца, ленты (Приложение 1).

Итогом проекта стал новогодний праздник «Цирковое представление», на котором выступали дети в костюмах клоунов, гимнасток, дрессировщицы с мишками. При использовании проектной технологии расширяется кругозор детей, обогащается словарный запас, развивается мотивация на дальнейшее изучение темы.


Использование ИКТ и интерактивного оборудования

В процессе художественно-эстетического развития ребёнка формируется способность к образному, панорамному, мультисенсорному восприятию мира, которая играет существенную роль в системном мышлении и принятии творческих решений. Положительная сторона данной технологии в том, что позволяет увеличить количество иллюстрационного материала, обеспечивает наглядность, позволяет быстро и лучше запоминать материал.

Интерактивный материал: плакаты, тесты, игры и упражнения (карточки, пазлы, триггеры, флеш-игра), видео, вертуальные экскурсии.

Интерактивное оборудование (панель, пол, доска, песочница)

Хочу поделиться описанием такой формы, как виртуальная экскурсия: экскурсия в специально созданную картинную галерею «Музыкальные инструменты в живописи», виртуальная экскурсия в «Музей гармони деда Филимона», находящегося в Туле. Каждая презентация снабжена видеороликами, таким образом, обогащение зрительного восприятия соединяется с естественным звучанием музыкальных инструментов.

Интерактивные игры, например, «Звучащие картины», целью игры является соединение зрительного образа со звучанием, которое соответствует этому изображению. Если дети правильно «подобрали звучание» картину, то она исчезнет при прикосновении к ней на интерактивной панели (Приложение 2).

Использование интерактивной песочницы. Я решила использовать это уникальное оборудование при развитии песенного творчества детей. Например, игровое занятие с подгруппой детей «Плывёт, плывёт кораблик». В содержании занятия включены задачи по сочинительству песенок о кораблике и игра в песочнице «Ручеёк», задачей которой является «прокапывание» русла ручейка и удаление препятствий – песочных мостов (Приложение 2).

Использование приёма драмогерменевтики. Драмогерменевтику возможно рассматривать не как приём, а целое направление в педагогической науке. Этот приём синтезировал в себе театральный (смена ролей), педагогический и деятельностный аспект. В переводе с греческого «драмогерменевтика» значит «действие», «толкование», «разъяснение». Получается, что драмогерменевтика – это разъяснение через действие, поэтому этот приём лучше всего использовать на занятиях, на которых объясняется новые действия или понятия, при этом желательно, чтобы группа детей была разделена на подгруппы.

«Драмогерменевтический подход к обучению, по мнению его создателя В.М. Булатова, является «вариантом обучающего и воспитывающего совместного проживания урока (занятия) всеми его участниками, включая учителя». Этот подход позволяет строить развивающее вариативное образование так, чтобы оно было ориентировано на зону ближайшего развития каждого воспитанника, учитывало его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности, позволяет самостоятельно освоить предлагаемый педагогом материал без принуждения со стороны взрослого, в игровой форме и с более углубленной степенью понимания материала». ( Г.В. Кузнецова «ФГОС ДО: новые подходы в работе музыкального руководителя» журнал «Музыкальный руководитель» № 8 2014 с.2 - 5)

Приведу пример из практики. Детей учила озвучивать сказки, за основу взяла сказку «Красный бант». На первом занятии детей познакомила со сказкой, используя музыкальные иллюстрации. На втором занятии детей распределила на три подгруппы, учитывая дружеские отношения, каждая группа детей объединилась вокруг столика с различными музыкальными инструментами, в центре которого лежали картинки, изображающие героев сказки. Задача детей состояла в подборе музыкальных инструментов для озвучивания героев сказки и некоторых действий (шаги, качание на качелях, прилёт сороки), задача музыкального руководителя состояла в руководстве процессом выбора инструментов, соблюдении правил поведения и относительной тишины. Дети методом экспериментирования выбирали соответствующие музыкальные инструменты. При таком методе задействован каждый ребёнок, пусть на первом этапе соответствие музыкального инструмента не будет точным, главное – действие, сравнение, анализ. На последующих занятиях у детей было единодушное мнение, что сороку возможно озвучивать с помощью трещотки, а шаги тихим звуком ксилофона.

При описании технологии драмогерменевтики раскрыта и технология элементарного музицирования. Элементарно для кого? Для педагогов с образованием и стажем работы – да, а для детей – это и учение, и игра. Помимо сказок учу озвучивать стихотворные строки. Очень мне и детям нравится озвучивать стихотворение «Гроза», автор В. Ладыжец.


Грянул в бубен гром гремучий, удар в бубен

Тронул гладь реки. глиссандо на металлофоне

И забегали вдоль тучи звучание музыкальных треугольников

Молнии-смычки.

Звонки дождевые струны, звучание арфы

Флейты-ручейки. звучание дудочки

Пляшут, зелены и юны, игра на деревянных ложках

Под горой дубки.

На начальных этапах инструменты могут и не совпадать с действиями или звуками, которые надо озвучить. В моей практике дети предлагали своё звучание дождя (с помощью ритмических палочек, музыкального треугольника, по плёнке, натянутой на круг).

При работе важно научить детей самостоятельно выбирать музыкальные инструменты и предметы для озвучивания.

Музейная педагогика

Впервые идея возникла в Англии. Объединив музей и школу с целью максимального воздействия на все слои общества, первый его директор Г.Коль видел предназначение музея не только в сохранении произведений искусств: «Пока музеи и галереи не поставят перед собой образовательные цели, они представляют собой скучные и бесполезные учреждения».

Важно отметить рождение термина «музейная педагогика» - 1934г. 

В России на становление музейной педагогики оказал влияние известный философ Н.Фёдоров, который считал музеи не столько образовательными, сколько нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл человеческой деятельности.

Использование в ДОУ музейной педагогики, как эффективной образовательной технологии художественного развития дошкольников, способствует более эффективной организации процесса развития детского творчества, соединяя его с овладением детьми общечеловеческими культурными ценностями.

Организация мини-музеев – увлекательнейшая форма работы! На первых этапах – это создание коллекции, но вот наступает период, когда можно оформить и мини-музей. В моей практике это мини-музей музыкальных инструментов и игрушек, мини-музей театра Петрушки, мини-музей кукол в национальной одежде, мини-музей, посвящённый Е. Благининой. Отдельной проблемой считается выбор места для мини-музея. Я решила вопрос при создании мини-музея русских народных деревянных музыкальных инструментов следующим образом – оформила музей в чемодане. В Приложении 4 представлены фотоматериалы мини-музеев.


Технология «Лепбук» и «Лепбокс»

Это интерактивная папка, коробка с большим количеством разнообразного материала. Различают игровые, энциклопедические, автобиографические, тематические, сюжетные лепбуки.

Использую подобные образовательные технологии при индивидуальной работе с детьми или с подгруппой детей (не более 3-х детей). Главной целью является формирование умения сочинять песенки (лепбук «Рояль»), выразительно рассказывать сказки, озвучивать персонажей сказки, исполняя их песенки. Например, сказка «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Три поросёнка» (Приложение 4).

Итак, новые ФГОС ставят перед образованием новые цели и ориентиры и квалифицированный специалист, осознавая свою уникальность, должен быть инициативным, готовым к самосовершенствованию, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения, стремясь, чтобы используемые новые технологии действительно были эффективными.

Приложение 1

Фото "Цирковой чемоданчик"


n1614880671.jpg

Приложение 2

Фото "Использование интерактивного оборудования"


s1614880760.jpg

Видео "Использование интерактивной панели"


Приложение 3

Фото мини-музеев


Мини-музей музыкальных инструментов
t1614883173.jpg


u1614881082.jpg
мини-музей деревянных музыкальных инструментов в чемодане


h1614881156.jpg
Мини-музей театра Петрушки

j1614881223.jpg
мини-музей кукол в национальной одежде

Приложение 4

Фото "Лепбук" и "Лепбокс"


i1614881359.jpg
Лепбук "Рояль"
u1614881434.jpg
Лепбокс "Сказки с песенками"








Опубликовано в группе «Музыкальный руководитель в дошкольного учреждения.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.