Статья «Игровые технологии в развитии нравственной сферы дошкольников посредством сказок»
Статья «Игровые технологии в развитии нравственной сферы дошкольников посредством сказок»
Игровые технологии - это особая форма взаимодействия педагога и дошкольников, которая предполагает создание определенного сюжета,
при этом образовательные и воспитательные задачи включены в содержание каждой игры.
Квест-технология, отличная возможность для педагога увлекательно организовать жизнь в детском саду.
Квест игра - это цепочка заданий, связанная между собой какой-либо тематикой, общей целью, четкими правилами, обязательно имеет руководителя, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений, развития нравственных качеств характера. Квесты проводятся в игровой форме, что делает процесс обучения более увлекательным и интересным для дошкольников. В квесте, ребята героям помогают в решении с различных проблем. Дети учатся взаимодействовать с ровесниками, совместно находят способы решения проблемы и в конце игры приходят к определенному результату. Связь нравственного сознания и поведения устанавливается в игре, у детей формируются нравственные качества характера. Проводить квест-игры можно в группе, в помещении детского сада, перемещаясь из групповой комнаты в спортзал, на кухню, в медицинский кабинет, в музыкальный зал, так и во время прогулки.
Применение квест-технологии по возрастам
Младшим дошкольникам свойственна повышенная возбудимость, что приводит к быстрой утомляемости (быстро переходят от активности к замкнутости). Необходимо подобрать игру с простым сюжетом, где вводится сказочный персонаж без грима и масок. Длительность квест-игры для данного возраста составляет 20-25 минут.
В среднем возрасте, ребенок достаточно уверенно ориентируется в предметах и событиях окружающего мира, умеет обобщать, может выстраивать ассоциативный ряд по картинкам. Длительность квеста составляет 25-30 минут до активностей с несколькими простыми действиями.
У старших дошкольников имеются большой запас знаний о сказках. Поэтому тематика квеста достаточно разнообразна, можно включать задания в виде ребусов, кроссвордов, шифровок. Время проведения 35-40 минут. Чем больше маршрутных пунктов, тем интереснее игра.
Особенно полезны квесты, проводимые на свежем воздухе.
Виды квестов:
Линейные (игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут);
Штурмовые (игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач);
Кольцевые (представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными).
Тематические квесты:
Поиск сокровищ (путешествие на необитаемый остров, в поисках приключений);
Помощь героям или герою сказки. Например, «Помогите Красной шапочке дойти до бабушки», «Верните предметы в музей сказок», «Поможем Аленушке»;
Познавательные (по временам года, изучаем и закрепляем животных, растения, птиц, рыб). Например, «Отправляемся в путешествие к Лесовичку», «Ищем клад в подводном царстве», «В гостях у морского царя»;
Экспериментальные («Фокусы от Бабы Яги», по временам года);
Сказочные: «В гостях у сказки», «Добрые животные в сказках», «Добро и зло в народных сказках»;
Для составления маршрута игры можно использовать разные варианты:
«Маршрутный лист» (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать).
«Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции).
Карта (схематическое изображение маршрута).
«Волшебный экран» (планшет, экран, где последовательно расположены фотографии сказок, в какие должны последовать участники игры).
Квест игра состоит из нескольких этапов, на каждом из которых, дети выполняют различные задания, сталкиваются с моральными ситуациями, где нужно проявлять доброту, честность, взаимопомощь. За каждое выполненное задание дети могут получать определенное количество очков, которые суммируются в конце игры. Таким образом, дети будут мотивированы на достижение лучших результатов и развитие своих навыков.
В конце всех испытаний, участников должна ждать заслуженная награда, приз должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не было обидно.
Важно придерживаться принципа чередования активной деятельности детей с фазами отдыха (пальчиковая и дыхательная гимнастика, музыкальная пауза или упражнение на релаксацию).
Квесты нацеленные на развитие индивидуальности ребенка, могут проводиться и в форме ролевой игры, где ребенок играет определенную роль. Задания побуждают делать добро, превращать отрицательных героев в положительные персонажи. Таким образом, позволяет дошкольнику лучше понять и запомнить нравственные уроки.
Для того, чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:
Игры и задания квеста должны быть безопасными;
Дети должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся. Задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников;
Задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;
Игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;
Роль педагога в игре – направлять детей, наталкивать на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
Представлю фрагмент Квест-игры «Сказочный лес» - это линейный квест для старших дошкольников, где команда выполняет задания по карте - маршруту.
Перед началом квеста детям предлагается мини-экскурсия в лес, где дети знакомятся со сказочными персонажами.
И вот квест начинается.
В лесу находятся цветные зоны - это деревья украшены сказочными предметами. В каждой цветной зоне нужно выполнить задание, которое написано на свитках.
Задания:
«Назови предмет из сказки» (описание: дети находят сказочные картинки и называют сказку).
«Пройди - не задень паутину» (описание: дети поочередно пролезают через препятствие любым способом).
«Собери сказку» (описание: дети всей командой собирают сказки из отдельных фрагментов)
«Назови героев русских народных сказок» (описание: дети, отгадывая загадки называют героев сказок и названия сказки).
«Назови чей след» (описание: дети называют картинку со следами и имитируют движения и находят сказочного животного в роще).
«Принеси воды на коромысле» (описание: дети пробуют удержать ведра на коромысле, сначала по одному, а затем соревнуясь).
«Волшебный клубок». Разматывая клубок, выполняют задание сказочных героев. Например, померить лису и зайца из сказки «Заюшкина избушка»; «Помоги Волку стать добрым» в сказке «Три поросенка» и т. д.
Пройдя весь путь, команда должна найти короб с сюрпризом (это могут быть сувениры, раскраска, сладости и др.).
Использование Квест- игры в нравственном воспитании дошкольников - это не только увлекательное развлечение, но и важный инструмент формирования моральных ценностей и навыков, которые будут полезны ребенку на протяжении всей его жизни.