Статья «Рабочий лист как способ организации учебного процесса в начальной школе»
Рабочий лист как способ организации учебного процесса
в начальной школе
В настоящее время одной из основных образовательных задач, решаемых школой, является обучение учащихся работе с различными источниками информации. Современный урок должен быть привлекательным и содержательным для обучающихся с разными образовательными способностями. Одной из продуктивных форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке является использование рабочих листов, которые учитель может предложить учащимся на различных этапах урока.
Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи.
Рабочий лист – это специально разработанный учителем лист с заданиями, которые необходимо выполнить по ходу объяснения материала или после изучения темы.
Наиболее часто создаю рабочие листы с использованием текстов, рисунков, таблиц.
Детям начальных классов нравятся задания с картинками, так
им понятнее и легче работать. Создавая рабочий лист с картинкой,
можно использовать следующие задания:
- найди соответствие;
- раскрась;
- подпиши;
- соедини;
Любой рабочий лист кроме содержания задания содержит:
- название;
- автора.
Предлагаю примеры рабочих листов, созданных мною в разное время:
на уроке литературного чтения в структуру рабочего листа может входить биография писателя или поэта.
При изучении стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» Н.Некрасова в 3 классе учащимся на основе биографического факта из жизни поэта необходимо было самостоятельно догадаться, с каким произведением им предстоит познакомиться на уроке. Затем перед прочтением провели словарную работу, с помощью словарика попробовали дать значение «непонятным» словам. После прочтения учащиеся раскрашивали карточки с качествами, которые относились к дедушке Мазаю. Задание «Найди и исправь ошибки» направлено на внимательность и знание текста. «Составь план к стихотворению» и расставь цифры по порядку, как происходили события в тексте – эти задания подготавливают детей к пересказу текста.
Итак, задания по прочитанному произведению могут быть сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на вопрос, ученик был вынужден многократно перечитывать текст, возвращаться к информации, с которой необходимо произвести различные операции: анализ, синтез, выявление причинно-следственных связей.
Рабочие листы по русскому языку можно использовать для контроля знаний и повышения познавательного интереса. С помощью разнообразных форм рабочего листа, интерес учащихся повышается.
Комплект рабочих листов помогает систематизировать знания, полученные на уроках математики в начальной школе. Предложенные задания помогут оценить уровень подготовки школьников и выявить пробелы в знаниях.
Увлекательные задания формируют мотивацию к обучению, повышают интерес и внимательность учеников.
Достоинства авторских рабочих листов:
При составлении рабочих листов есть возможность включать задания разного уровня и вида;
Учитель может, комбинируя или заменяя задания на листах, использовать материал на уроках повторения;
вовлеченность каждого ученика в активную деятельность;
повышение концентрации внимания обучающихся на изучаемом материале;
облегчение запоминания материала за счет активизации всех видов памяти;
возможность проработать материал дома (в т.ч. в процессе дистанционного обучения).
Недостатки:
Большое количество бумаги и краски.
Таким образом, каждый рабочий лист – это модель урока, которую можно корректировать, дополнять, а затем использовать как опорный материал для закрепления или повторения материала. Кроме того, рабочий лист можно дополнить информационным листом, где каждый найдёт для себя новую интересную информацию, что в конечном итоге повышает интерес к предмету, то есть мотивирует на успешное обучение.
Ведь, по словам Конфуция, “самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь”.
Приложение
Рабочий лист по математике – 3 класс
Тема: Доли
Дата ________________________________________________
Фамилия, имя ________________________________________
Р аскрась целую фигуру – синим цветом;
одну вторую – красным;
одну четвёртую – зелёным.
С оедини.
Раскрась.
З апиши дроби.
Вычисли:
Доля числа | ЧИСЛО | Доля числа | ЧИСЛО |
Половина числа 16 | | Четверть числа 20 | |
Треть числа 12 | | Одна шестая числа 54 | |
Одна восьмая числа 48 | | Одна пятая числа 40 | |
Реши задачи.
Задача № 1.
Длина верёвки 12 метров. Чему равна половина верёвки?
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
Задача № 2.
В киоск привезли 18 газет. За день продали третью часть газет. Сколько газет продали за день?
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
Задача № 3.
В классе 24 ученика. Одна восьмая часть занимается спортом. Сколько человек занимается спортом?
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
Задача № 4.
От ленты длиной 28 м отрезали одну четвёртую часть. Сколько м ленты отрезали?
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
Рефлексия.
Рабочий лист по литературе – 3 класс
Дата _____________________________________________
Фамилия, имя _____________________________________
ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА
Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 году в семье военного. С раннего детства ему пришлось много странствовать, побывать в разных местах России! Грамоте научился он на пятом году и принялся за чтение всех книг, какие ему попадались под руки.
Словарная работа
паяц- _____________________________________________
благополучно - _____________________________________
коряга-____________________________________________
наслаждалась-______________________________________
достоинство-_______________________________________
восторг- __________________________________________
стиснула - _________________________________________
восхитительный - ___________________________________
П лан:
1. _________________________________________
2. _________________________________________
3. _________________________________________
4. _________________________________________
5. _________________________________________
6. _________________________________________
Характеристика лягушки.
К
осторожная
болтливая
акой была лягушка? Какие черты характера проявляет героиня? Раскрась.
любопытная
мечтательная
общительная
трудолюбивая
изобретательная
хвастливая
застенчивая
Какие пословицы подходят к сказке? Раскрась.
Кто хвалится, тот с горы свалится.
Где родился, там и пригодился.
Всякая сорока от своего языка погибает.
В путь выйдешь – спутники найдутся.
ДА – НЕТ ( если «да» ставь +, если «нет» - )
1. Происшествие с лягушкой произошло зимой?
2. Утки летели на север?
3. После рассказа утки о юге, лягушке захотелось там побывать?
4. Приспособление для путешествия придумала лягушка?
5. Гордилась ли она этим?
6. Хотела ли лягушка показать себя и послушать как ее хвалят?
7 . Смогла ли она сдержаться и не ответить людям, кто придумал такую хитрую штуку?
8. Лягушка упала в озеро?
9. Сбылась ли ее мечта побывать на юге?
10. Можно ли лягушку назвать хвастуньей?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| | | | | | | | | |
Расставь цифры по порядку так, как происходили события в сказке.
Главная мысль сказки: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ( ПО ВЫБОРУ)
Перечитать сказку, разделить на части и озаглавить каждую часть.
Краткий пересказ сказки.
Придумать другую концовку сказки.
Составить рассказ о лягушке и выразить своё отношение к ней.
Нарисовать иллюстрацию к сказке.
Панкова Татьяна Владимировна
Голдина Лилия Вильевна
Панкова Татьяна Владимировна