12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гвоздков Виктор Борисович5771
Россия, Московская обл., Ногинск


 


 


 


 


 


 


 


 

Статья по профориентации учащихся:


 

«История и сегодняшний день резного искусства»


 


 


 


 

Учитель: Гвоздков Виктор Борисович


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Издавна русский человек, «справив» избу и закончив полевые работы, принимался в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества – вырезание из дерева.

Народные мастера, используя специфические свойства материала, умели выявлять его неброскую красоту, придать своим вещам удобные и художественно-завершенные формы. Причем декор крестьянских изделий был органически слит с практическим бытовым назначением.

Существует несколько видов резьбы по дереву: домовая(глухая, прорезная, накладная), объемная (скульптура, игрушки, долбленая посуда), контурная, геометрическая, плоскорельефная(заоваленная с подушечками и подобранным фоном), рельефная и резьба на пряничных досках-штампах.

При раскопках древних русских городищ и курганов археологи обнаружили нехитрые приспособления, которые использовали деревянных дел мастера: топор, тесло, ложкарь, струг и долото.

Топором обрабатывали внешние формы. Теслом на протяжении многих веков пользовались мастера деревянной посуды для выборки внутренних объемов. И сейчас используют этот инструмент мастера, напоминающий мотыгу.

Ложкарь представляет собой металлический стержень с кольцевидным ножом на конце. Он выравнивает внутреннюю поверхность деревянных ложек, ковшей и т.д. В арсенале резчика были долото, пила, бурав.

Самыми первыми декоративными образами в народном искусстве были уточки и кони. В Государственном Эрмитаже хранится ковш с изящной ручкой в виде птичьей головы. Данная вещь датирована 3 веком до нашей эры.

Среди мелкой деревянной пластики созданной безвестными мастерами выделяются шахматные фигуры. Они относятся приблизительно к 1290-1340 годам.

15 век известен роскошными резными иконостасами. Они представляют собой высокое, в несколько ярусов оригинальное плетение, перевитых стеблей растений. Резьба в иконостасах дополнялась золочением. Сохранилось имя Амвросия – церковного резчика и скульптора Троице – Сергиева монастыря. Его резные кресты и иконы отличались сложными многофигурными композициями, выполненных с ювелирной тщательностью из плотной твердой древесины грецкого ореха, ценного палисандра , кипариса и самшита.

В 16 веке начинает свою деятельность Кремлевская оружейная палата, имеющая мастерскую резных и столярных дел. Здесь в 1551 году было создано одно из замечательных произведений русского декоративно-прикладного искусства – царская молельня Ивана Грозного для Успенского Собора Московского Кремля.

Одним наиболее ярких памятников в истории резного искусства был Коломенский деревянный дворец под Москвой. Его спроектировали архитекторы С. Петров и И. Михайлов для царя Алексея Михайловича, дворец называли очевидцы восьмым чудом света.

Во всей силе проявилась самобытность резчиков в период грандиозного строительства Петербурга и его окрестностей, когда народные мастера-резчики украшали резьбой новые дворцы, усадьбы, церкви и соборы. И сейчас вызывает восхищение деревянный иконостас Петропавловского собора, созданный по проекту И. Зарудного резчиками И. Телегой и Т. Ивановым с сотоварищами.

Великолепным резчиком по дереву был Андрей Константинович Нартов, ведавший дворцовой токарной мастерской при Петре Первом.

Особое место в искусстве резьбы занимают доски-штампы для пряников. Они представляют собой углубленную форму. В 18 веке на одной доске резали несколько замысловатых форм и выпекали сразу целую партию нарядных пряников. В 19 веке на пряничных досках изображали птиц, рыб, животных, а порой и фигуры людей. П совей художественной выразительности эти доски являются подлинными произведениями искусства.

Желая сохранить в народе это самобытное, подлинно русское искусство, передовые люди во второй половине 19 века создали в подмосковной усадьбе Абрамцево центр резьбы по дереву. Была создана художественно-столярная мастерская, которой заведовала художница Елена Дмитриевна Поленова. По деревням и селам она собирала все лучшее, что было создано народными мастерами. На этих образцах учились дети окрестных кустарей.

В числе учеников Абрамцевской сельской школы (столярной мастерской) оказался сын плотника из деревни Кудрино Василий Ворносков, который стал впоследствии основоположником нового стиля кудринской резьбы.

Одним из старейших центров резьбы по дереву является подмосковное село Богородское. Традиционные сюжеты тамошних резчиков - образы животных и птиц, сценки из жизни села, эпизоды из народных сказок и басен.

В городе Хотьково создают деревянные изделия в своеобразной технике, которая представляет собой сочетание изображения растительных побегов и гирлянд из листьев, цветов, ветвей, а среди них всадники, птицы, животные, рыбы, ягоды и т.д.

Под хохломскую роспись точат посуду, изготовляют резные полированные вазы, сахарницы, режут ложки и знаменитых матрешек в го-роде Семенове Нижегородской области. В поселке Лопатовском Кировской области действует промысел, где создают всемирно известные художественные изделия из березового капо-корня.

 Долго можно рассказывать о студиях и мастерских резного искусства в нашей стране. Изучая столярное дело в школе важно, чтоб ученики навсегда сохранили то доброе чувство, которое приобрели на уроках. Чтоб работа с деревом эстетически обогатила их, привила любовь к труду, зажгла в душе огонь к творчеству.

Ссылка: А.С.Хворостов. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. Просвещение.Москва., 1985 .

http://rezchiku.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st020.shtml

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.