Статья «Как повысить интерес детей к чтению?»
Статья «Как повысить интерес детей к чтению?»
Автор: Штина Мария Юрьевна
Интерес ребёнка к чтению не является обязательным качественным показателем улучшения успеваемости в обучении, но влияет на многое: скорость и технику чтения, улучшает успеваемость по предмету «Литературное чтение» (не всегда), развивает воображение, через прочитанные тексты, влияет на различные умения работы с текстом. Такое ребёнок, обладающий интересом к чтению, способен мыслить творчески, глубже понимать и работать над содержанием почитанного, аргументировать своё мнение, используя прочитанные фрагменты произведений. Следовательно, обучающийся, обладающий устойчивым познавательным интересом к чтению является той самой «моделью ученика начальной школы», в сфере читательской грамотности.
Как же повысить интерес к чтению? Для ответа на данный вопрос стоит подробно поработать над понятиями и определениями слов.
Чтение — это один из видов речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, т.е. букв. Суть процесса чтения состоит в декодировании (расшифровке) графических символов и переводе их в мысленные образы.
В соответствии с этим, процесс чтения состоит из двух основных этапов: зрительное восприятие и осмысление (интерпретация) прочитанного. На первом этапе большую роль играют «технические» навыки чтения: острота зрения, скорость и характер движения глаз, размер поля зрения и т.д. На втором этапе важны «интеллектуальные» навыки чтения: умение выделять основную информацию, способность к запоминанию, концентрации внимания и т.д.
Все методики развития навыков чтения предусматривают совершенствование как «технических», так и «интеллектуальных» навыков чтения. [1]
Интерес — от латинского interest — иметь значение стемиться, проявлять эмоционально окрашенное отношение к объекту. Психологи давно разделили интерес на два главных вида: интерес к познанию и интерес к участию. Интерес к познанию заключается в приобретении и обработке информации. Движимый интересом к участию, человек погружается в переживания других людей. Оба вида интереса сливаются в чтении художественной литературы и допускают дальнейшее деление. [2]
Но хотелось бы определиться, мы предусматриваем под субъектом –обучающихся младших школьников, а под объектом-литературное чтение. Интерес к чтению в начальных классах – не такое частое явление, как хотелось бы. Но интерес к чтению можно вызвать, используя различные методы, средства и технологии обучения. На наш взгляд, существует ряд эффективных «рычагов», управляю которыми можно повысить не только интерес к чтению, но и к обучению или даже к конкретному школьному предмету. Рассмотрим педагогические «рычаги» повышения уровня интереса к чтению. Делюсь с вами своим опытом работы.
Включение квестов на уроке литературного чтения
Под словом «квест» мы понимаем разработанную учителем программу по определённой теме, она выглядит, как напечатанная маленькая книга. Рассчитана эта программа на любое кол-во часов от 1 до 3. Сама использовала такие программки на уроках литературного чтения и математики, очень эффективны. Самое главное – смена видов заданий в содержании и отметка (галочка или раскрашенная капелька и т. д) о том, что задние выполнено и привело к следующему заданию. Все задания в программке системны - взаимосвязаны, логичны, ранжированы по уровню сложности. Дети с удовольствием работают по таким квестам, где от цели до цели видны успехи.
Использовать мини технологические карты для работы с текстом или разрабатывать их с ребятами
Мини технологические карты – это круговорот, последовательность работы над произведением или текстом, но представлена в наглядном виде (иллюстрационно, с помощью вопросов + зарисовка и т.д). После использования таких карт, дети на 5 или 4 урок с лёгкостью работают над произведениями, вспоминая знакомый алгоритм.
Введение пятиминутного чтения на уроке
Ребятам нужно приносить на урок литературного чтения не только учебник, но и книгу для дополнительного чтения, любую по тематике. Они читают свою книгу в начале каждого урока литературного чтения. Также учитель в процессе этого чтения просит:
Менять скорость чтения;
Громкость чтения;
Читать от 1 или 2, 3 лица;
Менять голос (как мышка, лиса и т.д.).
После такого пятиминутного чтения, в моём 4 классе резко возросла техника чтения и интерес к уроку.
На самом деле, существует много средств, методов и технологий обучения, повышающих интерес ребёнка к прочитанному, но в первую очередь, интерес к чтению должен быть у учителя, ведь учитель - это пример для ребёнка. Не стоит забывать о себе, дети маленькие всегда ровняются на более старшего человека, учитель для них и есть тот «рычаг», который способствует повышению интереса к чтению и к многому другому в обучении.
1.Суть процесса чтения URL [https://helpiks.org/7-31347.html]
2.Статья «Интерес, или сила, влекущая к чтению» URL [file:///C:/Users/007/Downloads/Tixomirova-INTERES.pdf]