Статья «Как повысить успеваемость школьников при изучении грамматической категории падежа на уроках русского языка»
Статья на тему «Как повысить успеваемость школьников при изучении грамматической категории падежа на уроках русского языка»
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ ПАДЕЖА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ШКОЛЕ
Изучение грамматической категории падежа в школьных учебниках
С целью выявления наиболее эффективных способов изучения грамматической категории падежа были проанализированы учебники.
В учебнике по русскому языку для 5 класса Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. представлены три темы, связанные с грамматической категорией падежа: «Три склонения имён существительных», «Падеж имен существительных», «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе».
Учащимся сообщаются сведения о том, что существительные в большинстве своем изменяются по падежам, то есть склоняются. При этом отдельные группы существительных склоняются в единственном числе одинаково, что позволяет различать три основных типа склонения. Склонение существительного определяется по именительному падежу единственного числа, то есть по начальной форме имени существительного. Согласно учебнику, ученикам 5 класса предлагается следующий алгоритм определения падежа имени существительного:
1) найти слово, от которого зависит существительное;
2) поставить от этого слова к существительному вопрос.
В учебнике представлены сведения о правописании гласных–е, -и (-ы), -ии в окончаниях существительных в единственном числе:
«Окончание -е пишется: у существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах (кроме существительных на –ия); у существительных 2-го склонения в предложном падеже (кроме существительных на –ий, -ие)»[8, с. 67];
«Окончание –и, -ы пишется: у существительных 1-го склонения в родительном падеже; у существительных 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах»[8, с. 68];
«У существительных женского рода на –ия в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа пишется на конце -ии»[8, с. 69];
«У существительных мужского рода на –ий и у существительных среднего рода на –ие в предложном падеже единственного числа пишется на конце -ии»[8, с. 69].
В параграфах, посвященных теме падежа имени существительного, встретились упражнения следующих видов:
1. Упражнения для отработки умения определять склонение имен существительных.
Упражнение 519. «Просклоняйте устно в единственном числе существительные берёза, вечер, оттепель. Различаются ли их падежные окончания? Определите склонение каждого из них» [8, с. 63].
Упражнение 520. «К какому склонению относятся следующие существительные? Как вы это определили?
Ветка – ветвь; яблоко – яблоня; заяц – зайчишка<…>»[8, с. 63].
2. Упражнения для отработки навыков определения падежа имени существительного.
Упражнение 523. «Составьте и запишите словосочетания. Обозначьте падеж имён существительных.<…>.
Уважать (кого?), уважение (к кому?); презирать (кого?), презрение (к кому?); <…>гордиться (кем?), гордость (за кого?)» [8, 64].
Упражнение 524. «Какие ошибки допустил ученик в определении падежа? Чего он не знал? Определите падежи этих слов.
Один ученик так определял падеж существительного: “Работа выполнена в тетрадке». “Тетрадке” – окончание –е, дательный падеж. “В тетради не было никаких исправлений”. “Тетради” – родительный падеж, потому что окончание –и»[8, с. 64].
3.Упражнения на разграничение именительного и родительного падежей имени существительного.
Упражнение 525. «Спишите. Подчеркните подлежащие и дополнения, выраженные именами существительными. Обозначьте их падеж.
Всюду и везде трудят(?)ся люди. Строители возводят дома. Конструкторы созд..ют новые машины. Хлеборобы выращивают пшеницу. Шахтёры добывают уголь. Писатели пишут книги. Детей учат препод..ватели»[8, с. 64].
4. Наблюдение за связью предлогов, падежных окончаний и падежей имен существительных. <…>.
Упражнение 526. «Перепишите, раскрывая скобки. Выделите падежные окончания и подчеркните предлоги.
1. Выехать из (город, Москва, Томск). Возвратиться из (библиотека, школа, Калуга). Выйти из (класс, магазин, вагон).
2. Выехать с (Урал, Кавказ). Возвратиться с (дача)»[8, с. 65].
Упражнение 528. Составьте словосочетания “глагол + существительное в родительном падеже с предлогом из или с”. Используйте антонимы к глаголам входить, провожать, приезжать» [8, с. 65].
Упражнение 529. «Спишите. Подчеркните обстоятельства, выраженные именами существительными. Определите их падеж.<…>.
Наш дом находится в узком переулк.., выбегающем на площадь. От площад.. начинается несколько улиц и шоссе. По самой широкой улиц.. постоянно ездят машины со строительными материалами. На этой улиц.. строится несколько новых современных зданий»[8, с. 65].
Упражнение 530. «Перепишите, раскрывая скобки. Выделите падежные окончания и подчеркните предлоги.<…>.
1. Работать на (фабрика, завод); в (больница, библиотека, магазин, музей, театр). Учиться в (школа, техникум, институт); на (курсы). Жить на (Кавказ, Камчатка, Урал); в (Рязань, Нижний Новгород, Сибирь).
2. Входить на (фабрика, завод); в (больница, библиотека, магазин, театр). Провожать в (гимназия, лицей, институт); на (курсы). Приезжать на (Кавказ, Урал); в (Псков)»[8, с. 65 – 66].
В учебнике также представлено большое количество упражнений на отработку навыков написания падежных окончаний: упражнения 533 – 545. Большинство упражнений предполагает дописать пропущенные окончания в именах существительных[8, с. 68 – 72].
В учебнике по русскому языку для 5 класса под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта изучение падежей существительных представлено двумя темами: «Падеж и склонение имён существительных», «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».
Учащимся сообщаются сведения о том, что разносклоняемые существительные среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь при изменении по падежам имеют окончания существительных 3-го и 2-го склонения. При этом во всех падежах, кроме именительного и винительного, в существительных на –мя есть суффикс –ен-.
В учебнике также представлены сведения о правописании безударных падежных окончаниях имён существительных:
«Если надо решить, что писать в именах существительных в безударном положении – окончание –е или –и, то помните:
Окончание –и пишется в существительных 3-го склонения: лошадь – лошади, на –мя: пламя – (к) пламени, на –ия, -ие, -ий: станция – (о) станции, известие – (об) известии, планетарий – о планетарии», 1-го склонения в форме род. п.: речка – (у) речки.
В остальных случаях пишется окончание –е, а именно: в существительных 1-го склонения, кроме форм род. п. и форм на –ия: деревня – к деревне (дат. п.), о деревне (пр. п.); в существительных 2-го склонения, если в начальной форме они оканчиваются на –ие, -ий: сарай – о сарае (пр.п.)»[9, с. 264].
В учебнике содержатся следующие виды упражнений.
1. Упражнения для формирования навыков определения склонения имён существительных.
В упражнении 736 предлагается заполнить таблицу.
Склонение | Род | Окончание | Примеры |
1-е | | | |
2-е | | | |
3-е | | | |
Упражнение 737. «Какие из данных слов относятся ко 2-му склонению, а какие – к 3-му? Запишите слова в два столбика.
Магистраль, бандероль, инвентарь, кабель – кабели, рояль, озимь, ковыль, полынь, лосось, лазурь, панцирь, мозоль, тюль, вуаль, китель, флигель, мотель, штемпель, янтарь, эмаль, цоколь»[9, с. 262].
Упражнение 739. «Определите склонение и падеж существительных в данных словосочетаниях.
1) Выехать (откуда?) из деревни, с дачи. Выйти (откуда?) из библиотеки, из аллеи.
2) Быть (где?) в деревне, на даче, в библиотеке, в аллее» [9, с. 262].
2. Упражнения для формирования умений правильно писать окончания в разносклоняемых существительных на –мя:
Упражнение 740. «Просклоняйте на выбор одно из существительных на –мя» [9, с. 263].
Упражнение 741. «Составьте предложения со словами время, пламя, знамя, имя, употребив их в косвенных падежах. Выделите суффикс –ен–» [9, с. 263].
3. Упражнения для формирования навыков правильного написания падежных окончаний:
Упражнение 743. «Выпишите словосочетания с именами существительными в роли зависимого слова. Обоснуйте выбор окончания –е или –и, пользуясь схемой, данной в начале параграфа.
1) Родная земля и в гор..ст (е,и) мила. 2) На чужбин (е, и) и кала(ч, чь) не в радость. 3) У окна на столик (е, и) в стакан (е, и) с чистою холодною водой тихо ланды (ш, шь) серебристый вянет, наполняя комнату весной»[9, с. 264].
Упражнение 745. «Подберите и просклоняйте в единственном числе слова на –ия, -ие, -ий. Употребляется ли в этих словах окончание –е?» [9, с. 265].
Упражнение 746. «Запишите три-четыре предложения с существительными, имеющими безударное окончание –е или –и. Объясните выбор написания»[9, с. 265].
В учебнике по русскому языку для 5 класса Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А.В. Глазкова, А.Г. Лисицына представлены две темы, связанные с грамматической категории падежа: «Склонение имён существительных. Падеж. Число», «Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных».
В учебнике сообщается, что имена существительные изменяются по падежам (склоняются). Когда мы строим предложение, мы выбираем одну-единственную нужную падежную форму имени существительного. Каждый падеж имеет свое название и свой падежный вопрос (далее перечислены названия падежей и вопросы). Все падежи, кроме именительного, называются косвенными. В русском языке выделяют три типа склонения. При определении типа склонения учитываются окончание в форме именительного падежа единственного числа и принадлежность существительного к тому или иному роду.
Теоретический материал учебника также представлен в виде обобщающих таблиц:
Типы склонения имён существительных
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение | |||
Окончание | Род | Окончание | Род | Окончание | Род |
-а, -я | женский | нулевое | мужской | нулевое | женский |
-а, -я | мужской | -о, -е | средний | Ночь | |
Земля, слуга | Кот, окно |
Правописание безударных окончаний Е и И
Падеж | 1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение |
Р.п. | И | Е | И |
Д.п. | Е | ||
П.п. | И |
Правописание безударных окончаний в существительных на –ие, -ий, -ия
Падеж | Существительные на -ие | Существительные ни -ий | Существительные на -ия |
Р.п. | | | И |
Д.п. | | | И |
П.п. | И | И | И |
В учебнике можно также найти рубрику «Советы помощника». Ученикам даются советы в форме алгоритмов: «как правильно определить падеж имени существительного», «как определить тип склонения существительного, стоящего в форме косвенного падежа», «как определить, какую букву (Е или И) писать в безударном падежном окончании существительного».
Учебник представлен большим количеством упражнений на отработку навыков:
определения падежей имён существительных,
определения типа склонения имени существительного,
правильного написания безударных падежных окончаний имён существительных[10, с. 16 – 23].
Изучение имени существительного как части речи продолжается и в шестом классе. Так, в учебнике Ладыженской и др. для 6 класса уделяется внимание повторению правил написания гласных –и-, -е- в родительном, дательном и предложном падежах имён существительных 1, 2, 3 склонений и имен существительных на –ия, -ие, -ий. Материал подается в виде обобщенной таблице. Далее в учебнике помещены тренировочные упражнения на отработку этих правил [11, с. 132-133].
В учебнике под редакцией Разумовской и Леканта для 6 класса обращается внимание на склонение имён существительных, род которых сложно определить. В качестве примеров таких слов авторы приводят следующие: бандероль, тюль, мозоль, шампунь, картофель, рояль. Авторы учебника рекомендуют обращаться к словарю при определении рода подобных имён существительных [12, с. 41-42]. В этом же учебнике сообщаются сведения о том, что «в русском литературном языке имена существительные на твердый согласный в родительном падеже множественного числа имеют окончание –ов (это литературная норма). Поэтому правильно: пять килограммов и десять граммов<…>» [12, с. 43].
В учебнике Рыбченковой и др. для 6 класса содержатся материалы, посвящённые вариантности окончаний именительного падежа множественного числа и родительного падежа множественного числа некоторых существительных. В качестве примеров авторы используют следующие имена существительные: чулки – пара чулок, носки – пара носков; купить апельсинов, мандаринов, помидоров; несколько граммов, килограммов; жить среди армян, якутов; нет блюдец, полотенец, коленей и др. [13, с. 119].
Таким образом, проанализировав учебники для учащихся 5-6 классов разных авторов, можно прийти к следующим выводам.
1. Содержание учебников частично совпадает: во всех учебниках имеются сведения о том, что такое склонение имён существительных, о падежах, трёх типах склонения и безударных падежных окончаниях имён существительных. Однако в учебнике под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Лекантаимеются дополнительные сведения о правописании окончаний в существительных на –мя; в учебникепод редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта и в учебнике Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А.В. Глазкова, А.Г. Лисицына представлены сведения о правописании окончаний существительных на –ий, -ие, -ия.
2. В учебнике под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта и в учебнике Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. теоретический материал подаётся в виде сплошного текста, тогда, как в учебнике Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А.В. Глазкова, А.Г. Лисицына материал подаётся и в виде текста, и в обобщенном виде: с помощью таблиц.
3. Учебник Л.М. Рыбченковой и др. имеет дополнительную рубрику «Советы помощника», что значительно облегчает процесс усвоения учащимися теоретических знаний по теме, помогает последовательно и чётко выполнять практические упражнения.
4. Во всех учебниках имеются тренировочные упражнения на отработку, представленного в них, теоретического материала. Учебники построены таким образом, что сначала сообщаются теоретические сведения, а затем предлагается выполнить упражнения.
5.При этом упражнения ориентированы на ученика со средними способностями. В учебнике отсутствуют упражнения для учеников с низкими лингвистическими способностями, отсутствуют задания и упражнения повышенного уровня.
6.Учебники представлены типичными тренировочными упражнениями, в них отсутствуют задания и упражнения творческого или исследовательского характера.
Эффективные способы изучения грамматической категории падежа имён существительных
Для разработки эффективных способов изучения грамматической категории падежа имён существительных следует рассмотреть вопрос о целях изучения данной темы в школьном курсе русского языка. При изучении данной темы ученики должны достичь следующих целей:
1) знать названия падежей, их падежные вопросы, предлоги;
2) знать способы определения падежа имён существительных;
3) знать алгоритм определения склонения имен существительных;
4) изучить правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных, уметь применять эти знания на практике.
Для запоминания порядка падежей и их названий можно использовать следующие предложения:
«Иван родил девчонку, велел тащить пеленку»;
«Иван рубил дрова, Варвара топила печку»;
«Имя Родители Дали – Винительным Творцом Предложили».
Следует обратить внимание учащихся на то, что буква, с которой начинается каждое слово, соответствует названиям падежей: имя – именительный, родители – родительный, дали – дательный, винительным – винительный, творцом – творительный, предложили – предложный.
При заучивании падежей и их вопросов следует использовать также слова-помощники:
Именительный: есть кто? что?
Родительный: нет кого? чего?
Дательный: дать кому? чему?
Винительный: винить кого? что?
Творительный: сотворён кем? чем?
Предложный: говорить о ком? о чём?
При изучении грамматического материала о падежах имен существительных, их предлогов и вопросов можно использовать стихотворения или лингвистические сказки (см. Приложение 1).
При обобщении и закреплении вышеуказанного материала о падежах имён существительных учителю предлагается использовать не только тренировочные упражнения, которые помещены в учебниках, но и творческие, исследовательские. Например: составление стихотворений, сказок, загадок, проблемных вопросов, кроссвордов, ребусов, шарад, интеллект-карт о падежах; построение обобщающих таблиц с лингвистическим материалом о падежах. Примеры таких упражнений представлены в приложении 2.
При этом материал о падежах следует давать не в готовом виде, а частично: дать учащимся возможность понаблюдать за языковым материалом, а затем уже построить собственные выводы и сравнить с выводами в справочниках или учебниках.
Данный способ можно использовать при построении алгоритма определения падежа имён существительных. Так, детям предлагается рассмотреть группыслов:
1) лиса, лисы, лисе, лису, лисой, о лисе;
2) весна¸ весны, весне, весну, весной, о весне.
При рассмотрении групп слов, им необходимо ответить на вопросы: «Почему слова разделены на две группы?», «Что между ними общего и что различного?». Затем учитель предлагает подобрать или задать к каждому слову вопрос и в соответствии с вопросом определить падеж имени существительного. В ходе этой работы ученики должны составить алгоритм определения падежа:
1) чтобы определить падеж имени существительного, нужно задать к нему вопрос;
2) если слово отвечает на вопрос кто? что? – это именительный падеж; кого? чего? – родительный падеж и т.д.
Аналогичную работу можно провести при определении падежа имени существительного, находящегося в предложении. Можно предложить ученикам рассмотреть следующее предложение:
Воробей стучал клювом по стеклу.
Учитель предлагает детям выполнить следующие задания:
1) найдите и подчеркните все имена существительные;
2) определим падеж имени существительного «воробей»; что для этого нужно сделать?
3) задайте вопрос к слову «воробей». По вопросу определите его падеж.
4) определим падеж имен существительных «клювом», «по стеклу»; что для этого нужно сделать? Учитель должен обратить внимание, что для определения падежа имён существительных в предложении или словосочетании следует находить слово, с которым имя существительное связано, и задавать вопрос от него: стучал (чем?) клювом; стучал (по чему?) по стеклу.
5) Составьте алгоритм определения падежа имён существительных в предложении.
Учащиеся с высокими лингвистическими способностями составляют алгоритм самостоятельно, тогда как учащиеся со слабыми лингвистическими способностями, могут использовать карточку-помощницу «Алгоритм определения падежа» (см. Приложение 3).
Для изучения темы «3 типа склонения имён существительных», можно предложить учащимся рассмотреть 3 группы слов и заполнить соответствующую таблицу:
1-ая группа слов: земля, мама, дядя, папа;
2-ая группа слов: кот, сом, небо, море;
3-ая группа слов: ночь, рожь, печь.
Таблица для заполнения:
Мужской и женский род | Мужской и средний род | Женский род | |
Окончания –а, -я | нулевое | окончания –о, -е | нулевое окончания |
| | | |
После заполнения таблицы учитель сообщает сведения о том, что все существительные в зависимости от рода и окончания в начальной форме делятся на 3 группы, иначе говоря, 3 типа склонения. Слова 1 группы относят к 1 склонению, 2 – ко второму, 3 – к третьему. Далее можно предложить учащимся выучить стихотворение-правило (см. Приложение 4) и дополнить таблицу своими примерами.
На уроках русского языка, в частности, при изучении грамматической категории падежа имен существительных можно использовать игровые технологии. Как известно, игры, применяемые в учебном процессе, служат для активизации деятельности учащегося, развития его познавательной активности, наблюдательности, внимания, памяти, мышления, позволяют поддержать интерес к изучаемому материалу, развить творческое и образное мышление, снять утомление у детей.
Для отработки навыков определения типа склонения учащимся можно предложить следующие игровые задания:
1. Игра «Распредели в три группы».
Слова для распределения: мама, папа, яблоко, магазин, пшеница, рожь, ночь, солнце, корень, соловей, заяц, брат, дядя, деревня, библиотека.
2. Игра «Четвёртое лишнее»
В каждом ряду слов найди одно лишнее и вычеркни его.
Деревня, ветка, лисица, мальчик.
Небо, море, солнце, свобода.
Ночь, рожь, мощь, врач.
При выполнении этого игрового задания можно обратить внимание детей на правописание мягкого знака после шипящих и попросить самостоятельно сформулировать правило.
3. Игра «Верно-неверно».
Учащимся предлагают задумать слово, определить его склонение, сформулировать вопрос типа: «Верно ли, что слово медведь – 2 склонения?». Остальные учащиеся должны ответить.
4.Игра «Мнемоника»
«Игра подходит для детей любого возраста. Лучше, если она станет регулярной.
Ход игры. Суть игры в следующем: всякий раз, когда работа с очередной темой требует механического запоминания чего-либо (исключений, списка слов, сложных терминов), объявляется конкурс на лучший мнемонический прием, позволяющий запомнить то, что необходимо. Это могут быть стихи, рисунки, афоризмы, зрительные образы, аллегории, ассоциации — что угодно.
Через несколько дней после объявления конкурса подводятся итоги. Мнемонические находки ребят представляются классу, и все вместе определяют победителей.
Задача учителя — оценивать мнемонические находки с точки зрения корректности: в них не должно содержаться неверных или неточных утверждений» [5, с. 15].
Помимо игровых упражнений, в своей работе учитель может использовать интерактивные и творческие задания. Изучение типов склонения имен существительных можно оживить, показав соревнование слов простыня́ и про́стынь в современной речи: литературное простыня́ — существительное 1-го склонения, оно вытесняется существительным 3-го склонения простынь [4, c.18].
Наибольшее внимание учителям русского языка нужно уделить при изучении темы «правописание безударных падежных окончаний имён существительных», так как именно эта тема вызывает у учащихся наибольшие трудности. Так, на уроках русского языка можно использовать орфоприбаутки:
«Упражнение 95. Орфоприбаутки. Вставьте пропущенные буквы.
1. В каждом дел_ у Емел_
Столько лишней канител_ ,
Что не хватит и недел_ ,
Чтоб управиться Емел_ .
2. На рубашк_ у Аркашк_
Паучок сидит в кармашк_,
И на нос к Алёшк_ , Машк_
Тоже село по букашк_ .
3. В телег_ на сен_
Мы ехали к Сен_ .
У Сен_ в артел_
Все лошади в тел_ ,
Живут как в отел_» [1, с. 81].
Основные принципы, которыми должен руководствоваться учитель при изучении этой темы, сформулированы ниже:
1) не давать лингвистический материал в готовом виде, а попытаться дать возможность детям провести экспериментальную работу и самим сформулировать правила написания безударных падежных окончаний;
2) использовать в своей работе дифференцированные задания;
3) использовать не только тренировочные, но и игровые, творческие и интерактивные задания.
Таким образом, при изучении грамматической категории падежа имён существительных учитель должен тщательно продумывать ход урока, заинтересовывать учащихся творческими и игровыми заданиями, давать возможность детям чувствовать себя исследователями и самим добывать знания.
Список использованных источников и литературы
1. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5–9 классы. – М.: ВАКО, 2012 г. – 304 с.
2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
3. Виноградов В. В. Русский язык (грамматическое учение о слове) / Под ред. Г. А. Золотовой. - 4-е изд. - М.: Рус. яз., 2001. - 720 с.
4. Методическое пособие к УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык. 5—9 классы. Углублённое изучение / В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, И. Н. Политова, О. А. Сальникова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014 — 397 с.
5. Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. — М.: МИРОС - МАИК Наука/Интерпериодика, 2000 г. — 144 с.
6. Рахманова, Л.И. Современный русский язык [Текст] / Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. – М.: Аспект-пресс, 2010. – 480 с.
7. Русская грамматика: в двух томах. Т.1 [Текст] / гл. ред. Н.Ю. Шведова. – М.: Наука, 1980. – 784 с
8. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 [Текст]/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.– М.: Просвещение, 2016. – 176 с.
9. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012. – 317 c.
10. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 [Текст]/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.
11.Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.– М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
12. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2013. – 335 c.
13. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.
14. Современный русский язык [Текст] / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2007. – 557 с.
15. Современный русский язык. В трёх частях. - Ч. 2: Словообразование. Морфология / Шанский Н.М., Тихонов А.Н. - М.: Просвещение, 2002. - 256 с.
Приложение 1
Стихотворения и лингвистические сказки для изучения названий падежей и их вопросов, предлогов
Именительный падеж
Поворот судьбы такой изумительный:
Изучаем мы падеж именительный.
На суку висит (что?) – ватрушка!
На заборе спит (кто?) – старушка!
С неба к нам летит (что?) – игрушка!
Соловьем свистит (кто?) – подружка!
На сосне сопит (кто?) – хрюшка!
Рассказала все (кто?) – врушка!
Сочинила мир такой изумительный!
Что ж, запомним мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ!
Родительный падеж
Я из дома убежал,
Я до вечера гулял,
С дерева в сугроб нырял,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски.
Но родительный падеж
Не забуду, хоть зарежь.
Родительный падеж
Я – падеж Родительный,
Характер мой общительный.
Кого? Чего? И вот он я!
Предлоги часто мне друзья.
И "с", и "до", и "у", и "из",
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительныйбываю иногда,
но в тексте различите выдва падежа всегда.
Дательный падеж
Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!
А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.
А еще КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!
К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь!
Дательный падеж
Я называюсь Дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом "к" порой дружу.
Но и один гулять хожу.
Винительный падеж
Я – Винительный падеж,
Обвиняю всюду всех.
Нету никаких надежд,
Что не допущу огрех.
Слово «вижу» подставляй
И меня определяй.
Винительный падеж
"Если хочешь много знать,
Поскорей учись читать!"
Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,
Научилась я... летать!
Как взлечу под потолок
Да махну через порог,
Вылетаю за окошко,
Курс держу я на лужок.
Ненавижу обвинять,
Буду все перечислять.
ЧТО увижу и КОГО –
Назову до одного!
Вижу реку, вижу сад –
Называю все подряд!
Вижу вишню, вижу сливу.
До чего вокруг красиво!
Строят клуб невдалеке,
Красят лодку на песке...
Хватит, в школу возвращаюсь,
В класс влетаю налегке.
Творительный падеж
– А я Творительный падеж
Исполнен всяческих надежд.
Творите! – Чем? Творите! –С кем?
Я подскажу вам, нет проблем.
Предлогом "перед", "под" и "над"
В любой момент я очень рад.
Творительный падеж
Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.
Что там долго говорить.
Вот решился я... творить!
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.
Я – художник, я – творец!
Ух, какой я молодец!
Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржёт.
Я творю карандашом
На листе своем большом.
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом.
Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну.
Мой герой идет войной,
Хочет править он страной,
Поразить врагов стрелой,
С башни их полить смолой.
Стоп! Подумай головой,
Для чего идти войной!
Лучше миром кончить дело!
Я альбом закрою свой.
Предложный падеж
А я падеж Предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём? я говорил?
Ах да, нужны предлоги,
без них мне нет дороги.
Пусть будет "в", и "о", и "при" –
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять
Предложный падеж
На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне,
Чтоб кататься при луне.
Я мечтаю о сережках,
Я мечтаю о сапожках.
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле:
Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться в школе...
Ой, мечтаю я уже ...
О ПРЕДЛОЖНОМ падеже!
Сказка о падежах
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать – именительный.
Родился – стал родительный. Это имя ему понравилось.
Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
Он всем стал предлагать свою помощь, о нём все заговорили и называли теперь предложным.
Приложение 2
Творческие и исследовательские задания при обобщении и закреплении материала о падежах
Задание 1. Составьте стихотворение об одном из падежей. В стихотворении обязательно используйте название падежа и его вопросы, укажите предлоги, с которыми используется тот, или иной падеж.
Образец:
Я –Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы –кто? и – что?
Ни с чем не спутает никто.
Задание 2. Составьте лингвистическую сказку о падежах, дополняя текст подходящими по смыслу словами.
Жили-были 6 …, 6 .... У Именительного всегда всё ... Он так и говорил: «У меня ЕСТЬ …? или …? ». А Родительный был …. И всегда говорил: «У меня НЕТ ни …? и ни …? ». А Дательный был … и всегда всем всё …. Только и слышно было повсюду: « ДАТЬ …? или …? ». Винительный всегда всех …. И говорил всем: «Я ВИНЮ …? или …? ». Братец Творительный был всегда всем …. Только и слышно было: «Я ДОВОЛЕН …? или …? ». А Предложный всегда обо всех говорил. И говорил: «Я ГОВОРЮ о …? или о …? ».
Задание 3. Напишите загадки о падежах, используя образец.
Образец:
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с кем не спутает никто.
Предлогов с детства не терплю.
Подлежащим быть люблю.
Задание 4.Составьте 5 проблемных вопросов по теме «грамматическая категория падежа имени существительного». Будьте готовы ответить на вопросы.
Например: Как различить именительный и винительный падежи неодушевленных имен существительных?
Задание 5. Составьте кроссворд, ребусы, шарады о падежах имён существительных.
Задание 6. Создайте на компьютере или сделайте от руки интеллект-карту о падежной системе имен существительных.
Задание 7. Дополните обобщающую таблицу «Падежная система имён существительных». При этом обратите внимание на то, что нужно разграничить одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Падежная система имён существительных
Название падежа | Слово-помощник | Вопросы падежа | Слово-пример | Слово-пример |
Именительный | | | мама | |
| нет | | | карандаша |
Дательный | | кому? чему? | | |
| | | маму | |
Творительный | | | | карандашом |
| говорю | | о маме | |
Приложение 3
Карточка-помощница «Алгоритм определения падежа»
Найдите соответствие:
1. Найди в предложении | а) падежный вопрос |
2. Найди слово, к которому относится | б) имя существительное |
3. Поставь от этого слова к существительному | в) падеж имени существительного |
4. По вопросу определи | г) это имя существительное |
Ответы: 1 – б, 2 – г, 3 – а, 4 – в.
Приложение 4
Стихотворение-правило для заучивания наизусть
Существительным зовусь,
На три склонения делюсь:
1 склонение – с окончаньем – А и Я –
Рода женского и мужского, друзья.
2 склонение – род мужской без окончанья,
А средний род – О – Е – плавное звучанье.
3 склонение – род женский с Ь на конце всех слов.
Запомни – это правило для всех учеников!