Статья «Как повысить успеваемость школьников при изучении грамматической категории падежа на уроках русского языка»

3
0
Материал опубликован 23 March 2023 в группе

Статья на тему «Как повысить успеваемость школьников при изучении грамматической категории падежа на уроках русского языка»


ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ ПАДЕЖА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ШКОЛЕ

Изучение грамматической категории падежа в школьных учебниках

С целью выявления наиболее эффективных способов изучения грамматической категории падежа были проанализированы учебники.

В учебнике по русскому языку для 5 класса Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.  Тростенцовой и др. представлены три темы, связанные с грамматической категорией падежа: «Три склонения имён существительных», «Падеж имен существительных», «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе».

Учащимся сообщаются сведения о том, что существительные в большинстве своем изменяются по падежам, то есть склоняются. При этом отдельные группы существительных склоняются в единственном числе одинаково, что позволяет различать три основных типа склонения. Склонение существительного определяется по именительному падежу единственного числа, то есть по начальной форме имени существительного. Согласно учебнику, ученикам 5 класса предлагается следующий алгоритм определения падежа имени существительного:

1) найти слово, от которого зависит существительное;

2) поставить от этого слова к существительному вопрос.

В учебнике представлены сведения о правописании гласных–е, -и (-ы), -ии в окончаниях существительных в единственном числе:

«Окончание пишется: у существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах (кроме существительных на –ия); у существительных 2-го склонения в предложном падеже (кроме существительных на –ий, -ие)»[8, с. 67];

«Окончание –и, -ы пишется: у существительных 1-го склонения в родительном падеже; у существительных 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах»[8, с. 68];

«У существительных женского рода на –ия в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа пишется на конце -ии»[8, с. 69];

«У существительных мужского рода на –ий и у существительных среднего рода на –ие в предложном падеже единственного числа пишется на конце -ии»[8, с. 69].

В параграфах, посвященных теме падежа имени существительного, встретились упражнения следующих видов:

1. Упражнения для отработки умения определять склонение имен существительных.

Упражнение 519. «Просклоняйте устно в единственном числе существительные берёза, вечер, оттепель. Различаются ли их падежные окончания? Определите склонение каждого из них» [8, с. 63].

Упражнение 520. «К какому склонению относятся следующие существительные? Как вы это определили?

Ветка – ветвь; яблоко – яблоня; заяц – зайчишка<…>»[8, с. 63].

2. Упражнения для отработки навыков определения падежа имени существительного.

Упражнение 523. «Составьте и запишите словосочетания. Обозначьте падеж имён существительных.<…>.

Уважать (кого?), уважение (к кому?); презирать (кого?), презрение (к кому?); <…>гордиться (кем?), гордость (за кого?)» [8, 64].

Упражнение 524. «Какие ошибки допустил ученик в определении падежа? Чего он не знал? Определите падежи этих слов.

Один ученик так определял падеж существительного: “Работа выполнена в тетрадке». “Тетрадке” – окончание –е, дательный падеж. “В тетради не было никаких исправлений”. “Тетради” – родительный падеж, потому что окончание –и»[8, с. 64].

3.Упражнения на разграничение именительного и родительного падежей имени существительного.

Упражнение 525. «Спишите. Подчеркните подлежащие и дополнения, выраженные именами существительными. Обозначьте их падеж.

Всюду и везде трудят(?)ся люди. Строители возводят дома. Конструкторы созд..ют новые машины. Хлеборобы выращивают пшеницу. Шахтёры добывают уголь. Писатели пишут книги. Детей учат препод..ватели»[8, с. 64].

4. Наблюдение за связью предлогов, падежных окончаний и падежей имен существительных. <…>.

Упражнение 526. «Перепишите, раскрывая скобки. Выделите падежные окончания и подчеркните предлоги.

1. Выехать из (город, Москва, Томск). Возвратиться из (библиотека, школа, Калуга). Выйти из (класс, магазин, вагон).

2. Выехать с (Урал, Кавказ). Возвратиться с (дача)»[8, с. 65].

Упражнение 528. Составьте словосочетания “глагол + существительное в родительном падеже с предлогом из или с”. Используйте антонимы к глаголам входить, провожать, приезжать» [8, с. 65].

Упражнение 529. «Спишите. Подчеркните обстоятельства, выраженные именами существительными. Определите их падеж.<…>.

Наш дом находится в узком переулк.., выбегающем на площадь. От площад.. начинается несколько улиц и шоссе. По самой широкой улиц.. постоянно ездят машины со строительными материалами. На этой улиц.. строится несколько новых современных зданий»[8, с. 65].

Упражнение 530. «Перепишите, раскрывая скобки. Выделите падежные окончания и подчеркните предлоги.<…>.

1. Работать на (фабрика, завод); в (больница, библиотека, магазин, музей, театр). Учиться в (школа, техникум, институт); на (курсы). Жить на (Кавказ, Камчатка, Урал); в (Рязань, Нижний Новгород, Сибирь).

2. Входить на (фабрика, завод); в (больница, библиотека, магазин, театр). Провожать в (гимназия, лицей, институт); на (курсы). Приезжать на (Кавказ, Урал); в (Псков)»[8, с. 65 – 66].

В учебнике также представлено большое количество упражнений на отработку навыков написания падежных окончаний: упражнения 533 – 545. Большинство упражнений предполагает дописать пропущенные окончания в именах существительных[8, с. 68 – 72].

В учебнике по русскому языку для 5 класса под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта изучение падежей существительных представлено двумя темами: «Падеж и склонение имён существительных», «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».

Учащимся сообщаются сведения о том, что разносклоняемые существительные среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь при изменении по падежам имеют окончания существительных 3-го и 2-го склонения. При этом во всех падежах, кроме именительного и винительного, в существительных на –мя есть суффикс –ен-.

В учебнике также представлены сведения о правописании безударных падежных окончаниях имён существительных:

«Если надо решить, что писать в именах существительных в безударном положении – окончание –е или –и, то помните:

Окончание –и пишется в существительных 3-го склонения: лошадь – лошади, на –мя: пламя – (к) пламени, на –ия, -ие, -ий: станция – (о) станции, известие – (об) известии, планетарий – о планетарии», 1-го склонения в форме род. п.: речка – (у) речки.

В остальных случаях пишется окончание –е, а именно: в существительных 1-го склонения, кроме форм род. п. и форм на –ия: деревня – к деревне (дат. п.), о деревне (пр. п.); в существительных 2-го склонения, если в начальной форме они оканчиваются на –ие, -ий: сарай – о сарае (пр.п.)»[9, с. 264].

В учебнике содержатся следующие виды упражнений.

1. Упражнения для формирования навыков определения склонения имён существительных.

В упражнении 736 предлагается заполнить таблицу.

Склонение

Род

Окончание

Примеры

1-е




2-е




3-е




Упражнение 737. «Какие из данных слов относятся ко 2-му склонению, а какие – к 3-му? Запишите слова в два столбика.

Магистраль, бандероль, инвентарь, кабель – кабели, рояль, озимь, ковыль, полынь, лосось, лазурь, панцирь, мозоль, тюль, вуаль, китель, флигель, мотель, штемпель, янтарь, эмаль, цоколь»[9, с. 262].

Упражнение 739. «Определите склонение и падеж существительных в данных словосочетаниях.

1) Выехать (откуда?) из деревни, с дачи. Выйти (откуда?) из библиотеки, из аллеи.

2) Быть (где?) в деревне, на даче, в библиотеке, в аллее» [9, с. 262].

2. Упражнения для формирования умений правильно писать окончания в разносклоняемых существительных на –мя:

Упражнение 740. «Просклоняйте на выбор одно из существительных на –мя» [9, с. 263].

Упражнение 741. «Составьте предложения со словами время, пламя, знамя, имя, употребив их в косвенных падежах. Выделите суффикс –ен–» [9, с. 263].

3. Упражнения для формирования навыков правильного написания падежных окончаний:

Упражнение 743. «Выпишите словосочетания с именами существительными в роли зависимого слова. Обоснуйте выбор окончания –е или –и, пользуясь схемой, данной в начале параграфа.

1) Родная земля и в гор..ст (е,и) мила. 2) На чужбин (е, и) и кала(ч, чь) не в радость. 3) У окна на столик (е, и) в стакан (е, и) с чистою холодною водой тихо ланды (ш, шь) серебристый вянет, наполняя комнату весной»[9, с. 264].

Упражнение 745. «Подберите и просклоняйте в единственном числе слова на –ия, -ие, -ий. Употребляется ли в этих словах окончание –е?» [9, с. 265].

Упражнение 746. «Запишите три-четыре предложения с существительными, имеющими безударное окончание –е или –и. Объясните выбор написания»[9, с. 265].

В учебнике по русскому языку для 5 класса Л.М. Рыбченковой, О.М.  Александровой, А.В. Глазкова, А.Г. Лисицына представлены две темы, связанные с грамматической категории падежа: «Склонение имён существительных. Падеж. Число», «Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных».

В учебнике сообщается, что имена существительные изменяются по падежам (склоняются). Когда мы строим предложение, мы выбираем одну-единственную нужную падежную форму имени существительного. Каждый падеж имеет свое название и свой падежный вопрос (далее перечислены названия падежей и вопросы). Все падежи, кроме именительного, называются косвенными. В русском языке выделяют три типа склонения. При определении типа склонения учитываются окончание в форме именительного падежа единственного числа и принадлежность существительного к тому или иному роду.

Теоретический материал учебника также представлен в виде обобщающих таблиц:

Типы склонения имён существительных

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

Окончание

Род

Окончание

Род

Окончание

Род

-а, -я

женский

нулевое

мужской

нулевое

женский

-а, -я

мужской

-о, -е

средний


Ночь

Земля, слуга

Кот, окно


Правописание безударных окончаний Е и И

Падеж

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

Р.п.

И

Е


И

Д.п.

Е

П.п.

И


Правописание безударных окончаний в существительных на –ие, -ий, -ия

Падеж

Существительные на -ие

Существительные ни -ий

Существительные на -ия

Р.п.



И

Д.п.



И

П.п.

И

И

И


В учебнике можно также найти рубрику «Советы помощника». Ученикам даются советы в форме алгоритмов: «как правильно определить падеж имени существительного», «как определить тип склонения существительного, стоящего в форме косвенного падежа», «как определить, какую букву (Е или И) писать в безударном падежном окончании существительного».

Учебник представлен большим количеством упражнений на отработку навыков:

определения падежей имён существительных,

определения типа склонения имени существительного,

правильного написания безударных падежных окончаний имён существительных[10, с. 16 – 23].

Изучение имени существительного как части речи продолжается и в шестом классе. Так, в учебнике Ладыженской и др. для 6 класса уделяется внимание повторению правил написания гласных –и-, -е- в родительном, дательном и предложном падежах имён существительных 1, 2, 3 склонений и имен существительных на –ия, -ие, -ий. Материал подается в виде обобщенной таблице. Далее в учебнике помещены тренировочные упражнения на отработку этих правил [11, с. 132-133].

В учебнике под редакцией Разумовской и Леканта для 6 класса обращается внимание на склонение имён существительных, род которых сложно определить. В качестве примеров таких слов авторы приводят следующие: бандероль, тюль, мозоль, шампунь, картофель, рояль. Авторы учебника рекомендуют обращаться к словарю при определении рода подобных имён существительных [12, с. 41-42]. В этом же учебнике сообщаются сведения о том, что «в русском литературном языке имена существительные на твердый согласный в родительном падеже множественного числа имеют окончание –ов (это литературная норма). Поэтому правильно: пять килограммов и десять граммов<…>» [12, с. 43].

В учебнике Рыбченковой и др. для 6 класса содержатся материалы, посвящённые вариантности окончаний именительного падежа множественного числа и родительного падежа множественного числа некоторых существительных. В качестве примеров авторы используют следующие имена существительные: чулки – пара чулок, носки – пара носков; купить апельсинов, мандаринов, помидоров; несколько граммов, килограммов; жить среди армян, якутов; нет блюдец, полотенец, коленей и др. [13, с. 119].

Таким образом, проанализировав учебники для учащихся 5-6 классов разных авторов, можно прийти к следующим выводам.

1. Содержание учебников частично совпадает: во всех учебниках имеются сведения о том, что такое склонение имён существительных, о падежах, трёх типах склонения и безударных падежных окончаниях имён существительных. Однако в учебнике под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Лекантаимеются дополнительные сведения о правописании окончаний в существительных на –мя; в учебникепод редакцией М.М.  Разумовской и П.А. Леканта и в учебнике Л.М. Рыбченковой, О.М.  Александровой, А.В. Глазкова, А.Г. Лисицына представлены сведения о правописании окончаний существительных на –ий, -ие, -ия.

2. В учебнике под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта и в учебнике Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.  Тростенцовой и др. теоретический материал подаётся в виде сплошного текста, тогда, как в учебнике Л.М. Рыбченковой, О.М.  Александровой, А.В. Глазкова, А.Г. Лисицына материал подаётся и в виде текста, и в обобщенном виде: с помощью таблиц.

3. Учебник Л.М. Рыбченковой и др. имеет дополнительную рубрику «Советы помощника», что значительно облегчает процесс усвоения учащимися теоретических знаний по теме, помогает последовательно и чётко выполнять практические упражнения.

4. Во всех учебниках имеются тренировочные упражнения на отработку, представленного в них, теоретического материала. Учебники построены таким образом, что сначала сообщаются теоретические сведения, а затем предлагается выполнить упражнения.

5.При этом упражнения ориентированы на ученика со средними способностями. В учебнике отсутствуют упражнения для учеников с низкими лингвистическими способностями, отсутствуют задания и упражнения повышенного уровня.

6.Учебники представлены типичными тренировочными упражнениями, в них отсутствуют задания и упражнения творческого или исследовательского характера.


Эффективные способы изучения грамматической категории падежа имён существительных


Для разработки эффективных способов изучения грамматической категории падежа имён существительных следует рассмотреть вопрос о целях изучения данной темы в школьном курсе русского языка. При изучении данной темы ученики должны достичь следующих целей:

1) знать названия падежей, их падежные вопросы, предлоги;

2) знать способы определения падежа имён существительных;

3) знать алгоритм определения склонения имен существительных;

4) изучить правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных, уметь применять эти знания на практике.

Для запоминания порядка падежей и их названий можно использовать следующие предложения:

«Иван родил девчонку, велел тащить пеленку»;

«Иван рубил дрова, Варвара топила печку»;

«Имя Родители Дали – Винительным Творцом Предложили».

Следует обратить внимание учащихся на то, что буква, с которой начинается каждое слово, соответствует названиям падежей: имя – именительный, родители – родительный, дали – дательный, винительным – винительный, творцом – творительный, предложили – предложный.

При заучивании падежей и их вопросов следует использовать также слова-помощники:

Именительный: есть кто? что?

Родительный: нет кого? чего?

Дательный: дать кому? чему?

Винительный: винить кого? что?

Творительный: сотворён кем? чем?

Предложный: говорить о ком? о чём?

При изучении грамматического материала о падежах имен существительных, их предлогов и вопросов можно использовать стихотворения или лингвистические сказки (см. Приложение 1).

При обобщении и закреплении вышеуказанного материала о падежах имён существительных учителю предлагается использовать не только тренировочные упражнения, которые помещены в учебниках, но и творческие, исследовательские. Например: составление стихотворений, сказок, загадок, проблемных вопросов, кроссвордов, ребусов, шарад, интеллект-карт о падежах; построение обобщающих таблиц с лингвистическим материалом о падежах. Примеры таких упражнений представлены в приложении 2.

При этом материал о падежах следует давать не в готовом виде, а частично: дать учащимся возможность понаблюдать за языковым материалом, а затем уже построить собственные выводы и сравнить с выводами в справочниках или учебниках.

Данный способ можно использовать при построении алгоритма определения падежа имён существительных. Так, детям предлагается рассмотреть группыслов:

1) лиса, лисы, лисе, лису, лисой, о лисе;

2) весна¸ весны, весне, весну, весной, о весне.

При рассмотрении групп слов, им необходимо ответить на вопросы: «Почему слова разделены на две группы?», «Что между ними общего и что различного?». Затем учитель предлагает подобрать или задать к каждому слову вопрос и в соответствии с вопросом определить падеж имени существительного. В ходе этой работы ученики должны составить алгоритм определения падежа:

1) чтобы определить падеж имени существительного, нужно задать к нему вопрос;

2) если слово отвечает на вопрос кто? что? – это именительный падеж; кого? чего?  – родительный падеж и т.д.

Аналогичную работу можно провести при определении падежа имени существительного, находящегося в предложении. Можно предложить ученикам рассмотреть следующее предложение:

Воробей стучал клювом по стеклу.

Учитель предлагает детям выполнить следующие задания:

1) найдите и подчеркните все имена существительные;

2) определим падеж имени существительного «воробей»; что для этого нужно сделать?

3) задайте вопрос к слову «воробей». По вопросу определите его падеж.

4) определим падеж имен существительных «клювом», «по стеклу»; что для этого нужно сделать? Учитель должен обратить внимание, что для определения падежа имён существительных в предложении или словосочетании следует находить слово, с которым имя существительное связано, и задавать вопрос от него: стучал (чем?) клювом; стучал (по чему?) по стеклу.

5) Составьте алгоритм определения падежа имён существительных в предложении.

Учащиеся с высокими лингвистическими способностями составляют алгоритм самостоятельно, тогда как учащиеся со слабыми лингвистическими способностями, могут использовать карточку-помощницу «Алгоритм определения падежа» (см. Приложение 3).

Для изучения темы «3 типа склонения имён существительных», можно предложить учащимся рассмотреть 3 группы слов и заполнить соответствующую таблицу:

1-ая группа слов: земля, мама, дядя, папа;

2-ая группа слов: кот, сом, небо, море;

3-ая группа слов: ночь, рожь, печь.

Таблица для заполнения:

Мужской и женский род

Мужской и средний род

Женский род

Окончания –а, -я

нулевое

окончания –о, -е

нулевое окончания





После заполнения таблицы учитель сообщает сведения о том, что все существительные в зависимости от рода и окончания в начальной форме делятся на 3 группы, иначе говоря, 3 типа склонения. Слова 1 группы относят к 1 склонению, 2 – ко второму, 3 – к третьему. Далее можно предложить учащимся выучить стихотворение-правило (см. Приложение 4) и дополнить таблицу своими примерами.

На уроках русского языка, в частности, при изучении грамматической категории падежа имен существительных можно использовать игровые технологии. Как известно, игры, применяемые в учебном процессе, служат для активизации деятельности учащегося, развития его познавательной активности, наблюдательности, внимания, памяти, мышления, позволяют поддержать интерес к изучаемому материалу, развить творческое и образное мышление, снять утомление у детей.

Для отработки навыков определения типа склонения учащимся можно предложить следующие игровые задания:

1. Игра «Распредели в три группы».

Слова для распределения: мама, папа, яблоко, магазин, пшеница, рожь, ночь, солнце, корень, соловей, заяц, брат, дядя, деревня, библиотека.

2. Игра «Четвёртое лишнее»

В каждом ряду слов найди одно лишнее и вычеркни его.

Деревня, ветка, лисица, мальчик.

Небо, море, солнце, свобода.

Ночь, рожь, мощь, врач.

При выполнении этого игрового задания можно обратить внимание детей на правописание мягкого знака после шипящих и попросить самостоятельно сформулировать правило.

3. Игра «Верно-неверно».

Учащимся предлагают задумать слово, определить его склонение, сформулировать вопрос типа: «Верно ли, что слово медведь – 2 склонения?». Остальные учащиеся должны ответить.

4.Игра «Мнемоника»

«Игра подходит для детей любого возраста. Лучше, если она станет регулярной.

Ход игры. Суть игры в следующем: всякий раз, когда работа с очередной темой требует механического запоминания чего-либо (исключений, списка слов, сложных терминов), объявляется конкурс на лучший мнемонический прием, позволяющий запомнить то, что необходимо. Это могут быть стихи, рисунки, афоризмы, зрительные образы, аллегории, ассоциации — что угодно.

Через несколько дней после объявления конкурса подводятся итоги. Мнемонические находки ребят представляются классу, и все вместе определяют победителей.

Задача учителя — оценивать мнемонические находки с точки зрения корректности: в них не должно содержаться неверных или неточных утверждений» [5, с. 15].

Помимо игровых упражнений, в своей работе учитель может использовать интерактивные и творческие задания. Изучение типов склонения имен существительных можно оживить, показав соревнование слов простыня́ и про́стынь в современной речи: литературное простыня́ — существительное 1-го склонения, оно вытесняется существительным 3-го склонения простынь [4, c.18].

Наибольшее внимание учителям русского языка нужно уделить при изучении темы «правописание безударных падежных окончаний имён существительных», так как именно эта тема вызывает у учащихся наибольшие трудности. Так, на уроках русского языка можно использовать орфоприбаутки:

«Упражнение 95. Орфоприбаутки. Вставьте пропущенные буквы.

1. В каждом дел_ у Емел_

Столько лишней канител_ ,

Что не хватит и недел_ ,

Чтоб управиться Емел_ .

2. На рубашк_ у Аркашк_

Паучок сидит в кармашк_,

И на нос к Алёшк_ , Машк_

Тоже село по букашк_ .

3. В телег_ на сен_

Мы ехали к Сен_ .

У Сен_ в артел_

Все лошади в тел_ ,

Живут как в отел_» [1, с. 81].

Основные принципы, которыми должен руководствоваться учитель при изучении этой темы, сформулированы ниже:

1) не давать лингвистический материал в готовом виде, а попытаться дать возможность детям провести экспериментальную работу и самим сформулировать правила написания безударных падежных окончаний;

2) использовать в своей работе дифференцированные задания;

3) использовать не только тренировочные, но и игровые, творческие и интерактивные задания.

Таким образом, при изучении грамматической категории падежа имён существительных учитель должен тщательно продумывать ход урока, заинтересовывать учащихся творческими и игровыми заданиями, давать возможность детям чувствовать себя исследователями и самим добывать знания.

Список использованных источников и литературы

1. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5–9 классы. – М.: ВАКО, 2012 г. – 304 с.

2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник. - М.: Логос, 2002. - 528 с.

3. Виноградов В. В. Русский язык (грамматическое учение о слове) / Под ред. Г. А. Золотовой. - 4-е изд. - М.: Рус. яз., 2001. - 720 с.

4. Методическое пособие к УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык. 5—9 классы. Углублённое изучение / В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, И. Н. Политова, О. А. Сальникова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014 — 397 с.

5. Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. — М.: МИРОС - МАИК Наука/Интерпериодика, 2000 г. — 144 с.

6. Рахманова, Л.И. Современный русский язык [Текст] / Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. – М.: Аспект-пресс, 2010. – 480 с.

7. Русская грамматика: в двух томах. Т.1 [Текст] / гл. ред. Н.Ю. Шведова. – М.: Наука, 1980. – 784 с

8. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 [Текст]/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.– М.: Просвещение, 2016. – 176 с.

9. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012. – 317 c.

10. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 [Текст]/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.

11.Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.– М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

12. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2013. – 335 c.

13. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.

14. Современный русский язык [Текст] / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2007. – 557 с.

15. Современный русский язык. В трёх частях. - Ч. 2: Словообразование. Морфология / Шанский Н.М., Тихонов А.Н. - М.: Просвещение, 2002. - 256 с.





























Приложение 1

Стихотворения и лингвистические сказки для изучения названий падежей и их вопросов, предлогов

Именительный падеж

Поворот судьбы такой изумительный:

Изучаем мы падеж именительный.

На суку висит (что?) – ватрушка!

На заборе спит (кто?) – старушка!

С неба к нам летит (что?) – игрушка!

Соловьем свистит (кто?) – подружка!

На сосне сопит (кто?) – хрюшка!

Рассказала все (кто?) – врушка!

Сочинила мир такой изумительный!

Что ж, запомним мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ!

Родительный падеж

Я из дома убежал,

Я до вечера гулял,

С дерева в сугроб нырял,

Без уроков жить мечтал.

Для коллекции снежинки

Языком я собирал.

Около костра плясал

И вокруг двора скакал.

Мне уроки надо делать?

Я на это наплевал!

Вот стою я у доски

И вздыхаю от тоски.

Но родительный падеж

Не забуду, хоть зарежь.

Родительный падеж

Я – падеж Родительный,

Характер мой общительный.

Кого? Чего? И вот он я!

Предлоги часто мне друзья.

И "с", и "до", и "у", и "из",

До неба вверх и с неба вниз.

Похож я на винительныйбываю иногда,

но в тексте различите выдва падежа всегда.

Дательный падеж

Если б я названия

Падежам давал,

Я б тогда дарительным

ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!

А еще как размечтаюсь,

Дед Морозом наряжаюсь

И подарки всем несу:

Братику, сестричке, псу.

А еще КОМУ? ЧЕМУ?

Птенчику, коню, сому,

Кошке, зайцу, бегемоту,

Крокодилу и слону!

К паровозу тороплюсь,

По земле лечу, несусь!

Всем подарки развезу я

И тогда домой вернусь!

Дательный падеж

Я называюсь Дательным,

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

С предлогом "к" порой дружу.

Но и один гулять хожу.

Винительный падеж

Я – Винительный падеж,

Обвиняю всюду всех.

Нету никаких надежд,

Что не допущу огрех.

Слово «вижу» подставляй

И меня определяй.

Винительный падеж

"Если хочешь много знать,

Поскорей учись читать!"

Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,

Научилась я... летать!

Как взлечу под потолок

Да махну через порог,

Вылетаю за окошко,

Курс держу я на лужок.

Ненавижу обвинять,

Буду все перечислять.

ЧТО увижу и КОГО –

Назову до одного!

Вижу реку, вижу сад

Называю все подряд!

Вижу вишню, вижу сливу.

До чего вокруг красиво!

Строят клуб невдалеке,

Красят лодку на песке...

Хватит, в школу возвращаюсь,

В класс влетаю налегке.

Творительный падеж

А я Творительный падеж

Исполнен всяческих надежд.

Творите! – Чем? Творите! –С кем?

Я подскажу вам, нет проблем.

Предлогом "перед", "под" и "над"

В любой момент я очень рад.

Творительный падеж

Чтоб от всех не отставать,

Слыть сообразительным,

Надо всё теперь понять

В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.

Что там долго говорить.

Вот решился я... творить!

Карандаш, бумагу взял

И пейзаж нарисовал.

Я – художник, я – творец!

Ух, какой я молодец!

Перед замком куст цветет,

Под корягой змей живет,

Над дорогой реет сокол,

За оградой лошадь ржёт.

Я творю карандашом

На листе своем большом.

Вид украсил я с трудом

Лесом, тучкой над прудом.

Ну-ка, лист переверну

И опять творить начну.

Мой герой идет войной,

Хочет править он страной,

Поразить врагов стрелой,

С башни их полить смолой.

Стоп! Подумай головой,

Для чего идти войной!

Лучше миром кончить дело!

Я альбом закрою свой.

Предложный падеж

А я падеж Предложный.

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чём? я говорил?

Ах да, нужны предлоги,

без них мне нет дороги.

Пусть будет "в", и "о", и "при" –

ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чём мечтать и в чём гулять

Предложный падеж

На уроке я скучаю.

Что ж, я лучше помечтаю.

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о короне:

Буду в ней сидеть на троне.

Я мечтаю о слоне,

Чтоб кататься при луне.

Я мечтаю о сережках,

Я мечтаю о сапожках.

Вечерами в полумгле

Я мечтаю об орле:

Буду с ним летать на воле.

Буду я учиться в школе...

Ой, мечтаю я уже ...

О ПРЕДЛОЖНОМ падеже!

Сказка о падежах

Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать – именительный. 

Родился – стал родительный. Это имя ему понравилось.

Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

Он всем стал предлагать свою помощь, о нём все заговорили и называли теперь предложным.















Приложение 2

Творческие и исследовательские задания при обобщении и закреплении материала о падежах

Задание 1. Составьте стихотворение об одном из падежей. В стихотворении обязательно используйте название падежа и его вопросы, укажите предлоги, с которыми используется тот, или иной падеж.

Образец:

Я –Именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы –кто? и – что?

Ни с чем не спутает никто.

Задание 2. Составьте лингвистическую сказку о падежах, дополняя текст подходящими по смыслу словами.

Жили-были 6 …, 6 .... У Именительного всегда всё ... Он так и говорил: «У меня ЕСТЬ …? или …? ». А Родительный был …. И всегда говорил: «У меня НЕТ ни …? и ни …? ». А Дательный был … и всегда всем всё …. Только и слышно было повсюду: « ДАТЬ …? или …? ». Винительный всегда всех …. И говорил всем: «Я ВИНЮ …? или …? ». Братец Творительный был всегда всем …. Только и слышно было: «Я ДОВОЛЕН …? или …? ». А Предложный всегда обо всех говорил. И говорил: «Я ГОВОРЮ о …? или о …? ».

Задание 3. Напишите загадки о падежах, используя образец.

Образец:

Мои вопросы – кто? и что?

Ни с кем не спутает никто.

Предлогов с детства не терплю.

Подлежащим быть люблю.

Задание 4.Составьте 5 проблемных вопросов по теме «грамматическая категория падежа имени существительного». Будьте готовы ответить на вопросы.

Например: Как различить именительный и винительный падежи неодушевленных имен существительных?

Задание 5. Составьте кроссворд, ребусы, шарады о падежах имён существительных.

Задание 6. Создайте на компьютере или сделайте от руки интеллект-карту о падежной системе имен существительных.

Задание 7. Дополните обобщающую таблицу «Падежная система имён существительных». При этом обратите внимание на то, что нужно разграничить одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Падежная система имён существительных

Название падежа

Слово-помощник

Вопросы падежа

Слово-пример

Слово-пример

Именительный



мама



нет



карандаша

Дательный


кому? чему?






маму


Творительный




карандашом


говорю


о маме
















Приложение 3

Карточка-помощница «Алгоритм определения падежа»

Найдите соответствие:

1. Найди в предложении

а) падежный вопрос

2. Найди слово, к которому относится

б) имя существительное

3. Поставь от этого слова к существительному

в) падеж имени существительного

4. По вопросу определи

г) это имя существительное



Ответы: 1 – б, 2 – г, 3 – а, 4 – в.

Приложение 4

Стихотворение-правило для заучивания наизусть

Существительным зовусь,

На три склонения делюсь:

1 склонение – с окончаньем – А и Я –

Рода женского и мужского, друзья.

2 склонение – род мужской без окончанья,

А средний род – О – Е – плавное звучанье.

3 склонение – род женский с Ь на конце всех слов.

Запомни – это правило для всех учеников!







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.