Статья « Концертно-исполнительская деятельность как эффективная форма духовно-нравственного воспитания и развития культурной личности в учреждении дополнительного образования детей»
Статья « Концертно-исполнительская деятельность - как эффективная форма духовно-нравственного воспитания и развития культурной личности в учреждении дополнительного образования детей"
Современная система дополнительного образования детей имеет уникальный потенциал развития разнообразных способностей учащихся. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, она способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, создавать устойчивую развивающую среду, формировать у ребёнка осознанную гражданскую позицию, предоставлять возможности совершенствования творческой деятельности, обеспечивать индивидуальный темп продвижения по образовательному маршруту. Максимальное использование технологий личностно-ориентированного подхода делает дополнительное образование высоко востребованным во всём многообразии его направлений, при этом особую значимость приобретает формирование нравственной культуры детей.
Одними из самых доступных источников, в котором ребёнок может подчерпнуть для себя нравственные представления, являются музыка и литература. Музыка — это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, нравственности. Она обладает могучим эмоциональным воздействием, пробуждает в человеке добрые чувства, учит его красоте, сочувствию, любви, отзывчивости друг к другу. Художественная литература также представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания. Произведения художественной литературы способствуют расширению жизненного опыта ребёнка, создают для него и обогащают духовно-эмоциональную среду.
Я работаю педагогом дополнительного образования в Центре внешкольной работы и являюсь руководителем детских объединений "Радуга", "Чудесенка", "Юный театрал". В объединениях занимаются 38 детей возраста от 5 до 15 лет по программе "Художественное слово", программам по вокалу "Радуга" и "Песенка-чудесенка". Все эти дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы направлены на развитие творческих способностей и личностного роста обучающихся.
В своей работе я использую гибкие методы обучения, индивидуальный подход к каждому ребёнку, стараюсь создать атмосферу добра, сотрудничества, доверия и уважения друг к другу, воспитать в ребёнке «творца», носителя народной культуры.
Воспитание и развитие ребёнка происходит в различных направлениях творческой деятельности: слушание, сочинительство, исполнительство и других. Одним из основных видов нашей деятельности является концертно-исполнительская деятельность. Наша концертно-исполнительская деятельность началась с 2012 года. Её цель — не только гармоничное развитие индивидуальных исполнительских, музыкальных, слуховых, интонационных, ритмических способностей, но и воспитание личности духовным, нравственным и эстетическим содержанием самого процесса пения, направленного на ценностно-смысловое постижение окружающей действительности и самого себя.
Вокально-хоровое исполнительство — активная форма концертно-исполнительской деятельности, в которую включены все важнейшие психофизиологические системы человека, что определяет огромные возможности этого вида искусства в процессе становления личностных качеств.
В соответствии с возрастными психологическими особенностями учащиеся Центра внешкольной работы выбирают для себя вид вокально-хоровой исполнительской деятельности: хоровое пение, вокальные группы, сольное пение.
Хоровое пение создаёт нравственно-психологическую среду для постоянного самообразования, самосовершенствования и творческого роста учащихся как в области вокально-хоровой деятельности, духовно-нравственного развития, так и в сфере культурного общения.
Вокальные группы (ансамбли, дуэты, трио) предоставляют широкие возможности для обучения, воспитания и развития учащихся: использование индивидуально-групповой формы работы способствует развитию навыков ансамблевого исполнительства, формированию основ сценической культуры, опыта творческого взаимодействия солистов на сцене, умения слушать других.
Сольное пение помогает выразить себя, свой внутренний мир (красоту, доброту, любовь).
Занятия по программе «Художественное слово» развивают у детей выразительность речи и образное мышление, воспитывают уверенность в себе, формируют основы мировоззрения, эмоциональную среду, нравственные представления, пробуждая такие чувства, как долг, совесть, ответственность, патриотизм, способствуют развитию национальных традиций.
Немаловажным является воспитательная, педагогическая направленность концертно-исполнительской деятельности. При составлении репертуара я опираюсь на принципы художественной ценности, доступности, востребованности, системности, разнообразия (по жанрам, тематике и характеру). Основу репертуара составляют произведения советских и современных авторов и композиторов. Это помогает воспитывать у детей чувства патриотизма, красоты, гармонии, сохранять традиции народного художественного творчества, расширяет кругозор.
Исполнительские навыки учащиеся развиваются в различных творческих мероприятиях: ребята принимают активное участие в праздничных концертах, посвящённых Дню пожилого человека, Дню инвалида, Дню Матери, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню 8 марта, 1 мая, Дню Победы, Международному дню защиты детей, Новогодних концертах и утренниках, ежегодной акции «Ночь в музее», «Ночь искусств», районном фестивале национальной культуры «Венок дружбы», тематических встречах (в районном музее, районном Совете Ветеранов, Культурно-досуговом центре); праздничных мероприятиях села и района (День села, Масленица и других праздниках).
Вокальные группы «Ягодки», «Радуга», «Доброта», солисты, чтецы Центра внешкольной работы ежегодно с 2013 г. участвуют в районном фестивале детского и юношеского творчества «Звёзды надежды». Кроме этого, в Центре внешкольной работы и Культурно-досуговом центре села театральное и вокальные объединения проводят праздничные мероприятия, конкурсные игровые программы, музыкально-поэтические композиции, музыкальные квесты, занятия-концерты, театральные постановки различных календарных праздников, сказок, эпизодов из литературных произведений. Хочется отметить, что ребята также являются волонтёрами, ежегодно принимают участие в шествиях, митингах, акции «Бессмертный полк» (в 2020 году дистанционно).
В настоящее время ограничений массовых мероприятий в период пандемии ребята продолжают принимать активное участие в дистанционных творческих мероприятиях. Так, обучающиеся театрального и вокальных объединений участвовали в мероприятиях, посвящённых 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (Всероссийских акциях "Красная гвоздика", "Окна Победы", "Свеча памяти"); в мероприятиях, посвященных 150-летию села (онлайн-конкурсе "Турнир талантов", "Угадай мелодию"); мероприятиях, посвященных Дню рождения Хабаровского края (музыкальный квест, выставка рисунков и творческих работ "Мелодии осени") и других тематических мероприятиях.
Все мероприятия направлены на приобщение детей к искусству, формирование у них основ мировоззрения и нравственных представлений. Учащиеся постигают механизмы саморегуляции и самоконтроля, что является основой сценической культуры.
Свой талант и умения обучающие демонстрируют на различных конкурсах, где становятся победителями и призёрами: в районном фестивале детского и юношеского творчества "Звёзды надежды" (2014-2019 г.г.), районных этапов конкурсов "Живая классика", "Волшебное слово" (2019-2020 г.г.); в краевых творческих конкурсах "Приамурские узоры", "День Амурского тигра", "Мир, в котором ты живёшь" (2019-2020 г.г.); Всероссийских конкурсах "Лира", "Жар птица знаний" (2018-2019г.г.).
Учащиеся награждены Благодарственными письмами от учреждений культуры района, сектора по молодёжной политики, культуры и спорта Администрации муниципального района имени Полины Осипенко.
Уже само участие в творческой деятельности позволяет ребёнку осознать необычные, неординарные качества своей личности. Это порождает эмоции успеха, создаёт положительное отношение к жизни. Для юных исполнителей важно то самочувствие, то психическое состояние, при котором были достигнуты творческие успехи. Творчество формирует позитивную направленность человека, смягчает факторы негативного воздействия окружающей среды, сближает детей, родителей, педагога, превращая их в коллектив с единым стремлением к художественному, эстетическому, нравственному и творческому совершенству. Обстановка доброжелательности, взаимопонимания и взаимоуважения, созданная в нашем коллективе, атмосфера совместного преодоления трудностей, товарищества, открытости, определённая духовная комфортность способствует наиболее полному раскрытию духовного мира ребёнка. Таким образом, концертно-исполнительская деятельность становится для учащихся своеобразным социумом, в котором они моделируют свои отношения с людьми.
Лещёва Светлана Николаевна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Сингаевская Наталья Валерьевна