Статья «МЫ — ЧАСТЬ ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Пояснительная записка | ||
1 | Автор | Авдеенко Ольга Викторовна |
2 | Должность | Учитель |
3 | Квалификационная категория | Высшая квалификационная категория |
4 | Преподаваемый предмет | История, обществознание |
5 | Название образовательной организации | ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 78 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (ГБОУ «ШКОЛА № 78 Г.О.ДОНЕЦК») |
6 | Вид ресурса | Публикации |
7 | Тип ресурса | Статья |
8 | Название ресурса | «МЫ — ЧАСТЬ ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» |
9 | Цель | Обобщение и анализ практического опыта реализации патриотического воспитания в школьной системе. |
10 | Актуальность | Актуальность темы патриотического воспитания в современных условиях обусловлена необходимостью формирования у подрастающего поколения устойчивых гражданских ценностей и чувства гордости за свою страну. В условиях глобализации и изменения социальных ориентиров важно поддерживать интерес школьников к истории, культуре и традициям родного народа. Патриотическое воспитание способствует не только укреплению национальной идентичности, но и формированию активной жизненной позиции учащихся, готовых к общественной деятельности и защите интересов своей страны. Статья будет интересна педагогам, работникам образовательных учреждений, а также родителям, стремящимся воспитать у детей уважение к своей Родине. |
11 | Целевая аудитория | Педагоги, родители |
МЫ — ЧАСТЬ ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация
В статье представлен практический опыт работы по патриотическому воспитанию в школе, акцентирующий внимание на важности формирования у учащихся чувства гордости за свою Родину. Статья призвана вдохновить педагогов, родителей и общественность на активное участие в патриотическом воспитании, подчеркивая, что любовь к Отечеству начинается с осознания своей истории и культуры.
Ключевые слова: патриотизм, Отечество, пример, воспитание, поколение, проект, опыт.
Нет родительского счастья светлее хорошей воспитанности своих детей, и нет благополучнее общества, чье молодое поколение готово защитить свою Родину – землю своих отцов и тех, кто в ней живет.
От патриотизма зависит настоящее и будущее страны. Вместе с тем, патриотизм - чувство не врожденное, оно воспитывается и приобретается в процессе многогранной деятельности человека. Исторический опыт показывает, что обречено на беды то общество, которое не способно воспитать для себя патриотическую смену. Воспитание любви к Родине у молодого поколения требует ясного понимания того, каким содержанием наполняется сегодня патриотизм.
Слово патриотизм употребляется с 1613 года и наиболее точное определение дал в 1802 году Карамзин в своей статье «О любви к Отечеству» - «патриотизм» - писал он, - есть любовь к величию и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях».
Любовь к своей Родине начинается с малого: любви к своему дому, к родителям, ко всему, что нас окружает. Но ребенок не будет это осознавать, если перед ним не будет конкретного примера. А это проявляется и развивается при помощи общения со старшим поколением.
События последнего времени подтвердили постепенную утрату нашим обществом традиционного патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое - где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили распространение индивидуализм, цинизм, агрессивность, неуважительное отношение к государственным институтам.
Вместе с тем, проблема патриотического воспитания обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к ее решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Сегодня жизненно важно возродить в нашем обществе чувство истинного патриотизма как духовно нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке гражданско активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой и строительством нашего молодого независимого государства.
В настоящее время нашим государством предпринимаются меры по возрождению системы патриотического воспитания. Организация патриотического воспитания в школе – сложный управленческий и технологический процесс. При чем, все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его. В управлении системой патриотического воспитания задействованы все категории работников образования.
Распределение функциональных обязанностей:
Должность | Функциональные обязанности |
Директор школы |
|
Заместитель директора по воспитательной работе |
|
Педагоги |
|
Библиотекарь |
|
В нашей школе действует система патриотического воспитания, в основе которой лежит школьный проект «Я родился в Донецке». Проект определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания и направлен на формирование гражданственности и воспитание патриотизма. Реализация проекта рассчитана на 3 года и призвана скорректировать все перепады несоответствий между требованиями общества, государства и свойствами личности.
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство в сотрудничестве с библиотекой поселка им. Семашко, общественными организациями «Донецкая Республика» и «Молодая Республика». Направления проекта реализуются в проведении общешкольных мероприятий, которые, в свою очередь, могут стать традиционными.
Давно и хорошо известно: никакие программы не будут осуществлены, а самые конструктивные идеи останутся благими пожеланиями, если основные исполнители – директор школы, учителя, общественность, родители – не воспримут их как дело необходимое и важное.
В заключение, опыт работы по патриотическому воспитанию в школе показывает, что формирование у учащихся уважения к своей стране, её культуре и истории является важным аспектом образовательного процесса. Эффективные методы патриотического воспитания, такие как интеграция тематических мероприятий, активное участие в социальных проектах и сотрудничество с ветеранами, способствуют формированию у детей гражданской позиции и чувства ответственности за будущее страны. Несмотря на современные вызовы, наше стремление воспитать патриотов, готовых служить интересам общества и гордиться своими корнями, остаётся приоритетным. Патриотизм — это не только любовь к Отечеству, но и активное участие в его развитии. Таким образом, работа по патриотическому воспитанию не завершена — она продолжает строить основы для формирования ценностей нового поколения, способного безопасно и уверенно смотреть в будущее.
Список использованных источников:
1. Виноградова, Н. И. Патриотическое воспитание учащихся: теоретические и практические аспекты / Н. И. Виноградова. — Москва: Просвещение, 2020. — 210 с.
2. Гречко, Л. В. Формирование гражданской идентичности школьников в условиях образовательного процесса / Л. В. Гречко, А. С. Петров. — Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. — 175 с.
3. Патриотическое воспитание в школе: методические рекомендации / Министерство образования Российской Федерации. — Москва: Издательский дом «Дошкольное образование», 2021. — 120 с.
4. Ковалева, Т. А. Роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся / Т. А. Ковалева // Образование и наука. — 2022. — № 5. — С. 45-58. 5. Акимова, С. Ю. Патриотизм и образовательные практики: подходы к воспитанию гражданственности в школе / С. Ю. Акимова // Вестник педагогического образования. — 2023. — № 3. — С. 22-30.