Статья «Мотивация к обучению и способы ее повышения»
Статья «Мотивация к обучению и способы её повышения»
Каждый педагог сталкивается с проблемой низкой мотивации к восприятию учебного материала у некоторых обучаемых. Создание заинтересованного отношения к учению – проблема, проходящая через всю историю педагогики, не потерявшая актуальность и сегодня.
Я работаю в образовательном учреждении среднего профессионального образования, являюсь мастером производственного обучения и одновременно куратором группы по профессии «Маляр». В состав моей группы входят обучающиеся, выпускники коррекционных школ 8 вида с легкой степенью умственной отсталости. Такие дети воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот же материал по–разному, что приводит к неодинаковым успехам, так как результаты учебной деятельности во многом зависят от того, что побуждает эту деятельность, т.е. зависят от мотивов.
Мотивация - это процесс побуждения человека к деятельности для достижения той или иной цели. Он заключается в том, что обучаемый получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата”.
Необходимо, прежде всего, всем студентам и даже очень сложным студентам из коррекционных групп с осложненной психикой уметь привить интерес к учебе… Сформировать его у обучаемого можно через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
Основной мотив обучения в моей группе таков: пришли в одно из тех учебных заведений и на ту профессию, которые доступны после окончания коррекционной школы (выбора у них практически не было). Моя задача - это показать, что и без выбора, получив ту профессию, которая возможно тебе кажется не престижной и не интересной, можно стать суперуспешным человеком. Нужно показывать обучающимся, как круто уметь что-то там делать руками, быть специалистом в своей профессии, ведь и в профессии «Маляр» очень большой простор для творчества, для придумывания чего-то нового, но для этого нужна база, нужны знания, навыки.
Все студенты у нас очень разные. Конечно, я стараюсь сильных ребят, которые более быстро усваивают материал, объединять друг с другом, тех, кому тяжелее дается программа, тоже объединять. Это всегда точечная работа, потому что без лидера в группе не за кем тянуться, и в то же время надо, чтобы этот лидер чувствовал тоже какую-то конкуренцию, иначе у него происходит спад мотивации.
Существуют некоторые правила в моей работе, которых я придерживаюсь для поддержания мотивации и интереса у моих студентов к обучению:
Минимум записей и лекций, записываем только основные понятия и аспекты.
Использование при изложении материала кратких схем, таблиц, формул.
Наглядные пособия, фильмы, презентации, видеоролики.
Групповая работа (более сильные помогают более слабым), работа в парах (мозговой штурм).
Экскурсии
Мастер классы, встречи с профессионалами своего дела
Благоприятный психологический климат в группе, решение конфликтных ситуаций
Преподаватель – друг, помощник, товарищ. Должен вызывать уважение и доверие обучающихся. Спокойный, вежливый, творческий.
Поощрение, похвала
Хочу рассказать о проведении одного из занятий по циклу «Основы цветоведения». По теме занятия «Смешивание цветов», я решила провести мастер класс по правополушарному рисованию.
Правое полушарие головного мозга — образное, творческое, отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов. Правополушарная живопись помогает развивать творческие способности, умение мыслить нешаблонно и находить неожиданные решения не только в вопросах, которые касаются рисования. Метод рисования правым полушарием позволяет увеличить мозговую активность в пять раз, а это очень пригодится в освоении нового материала в учёбе.
В процессе мастер класса обучающиеся не только обучаются рисовать, но и справляются с проблемами, вызывающими у них запредельные эмоции, которые, зачастую, они не могут вербализировать. Студенты вооружаются одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения.
Цели мастер класса по правополушарному рисованию:
- Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, воспитание интереса к художественно-творческой деятельности;
- Развитие эстетических чувств обучающихся, художественного восприятия, образных представлений, воображения;
- Развитие интереса к самостоятельной изобразительно-творческой деятельности, удовлетворение потребности студентов в самовыражении, формирование уверенности в своих силах.
В итоге проведения данного мастер класса я получила следующие результаты:
- обучающие овладели необходимыми знаниями и умениями по данной теме занятия в процессе учебной деятельности, проявляя свои самостоятельность, воображение и творчество;
- студенты получили эстетическое удовольствие от процесса и результата, освоили цветоведение, научились экспериментировать с красками;
- появилась уверенность в своих силах, исчез страх перед рисованием;
- продолжились формироваться самоконтроль, самооценка и умения взаимодействовать друг с другом.
Таким образом, из практики моей работы могу сделать выводы, что мотивация – один из факторов успешного обучения обучающихся на занятиях. Снижение положительной мотивации обучающихся, их заинтересованности ведет к снижению успешности и эффективности обучения. Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам и спец. дисциплинам. Педагог должен понимать, что какими бы знаниями он ни обладал, какими бы методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания обучающихся, не оставив следа.
Мастер производственного обучения: Войнова Екатерина Васильевна