Статья на тему «Мотивация к обучению и способы ее повышения»
Мотивация к обучению и способы ее повышения
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются
в прах, если у ученика нет желания учиться
В.А. Сухомлинский
В данной статье я хотела бы поделиться опытом применения методов, которые используются мной для повышения мотивации обучения студентов профессионального образовательного учреждения (колледжа).
Увеличение продуктивности профессионального обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы используют преподаватели во время учебных занятий, насколько обоснованно умеют они выбирать и применять в учебном процессе необходимые формы и эффективные средства обучения.
К анализу отличительных черт мотивации обучения студентов колледжа следует подходить с позиции учета не только возрастных, но и социальных, духовных характеристик личности студента как субъекта.
Приходится развить мотивацию бывшего школьника в интеллектуальной деятельности, а в некоторых случаях впервые ее формировать. Классический метод проведения занятий не вовлекает студентов в продуктивную следовательскую деятельность, а способствует лишь неэффективной работе.
На мой взгляд, сегодня активные методы обучения являются одним из способов формирования мотивации обучения современного студента. Особенности активных методов обучения состоят в том, что они побуждают обучающегося на активизацию мыслительной деятельности в процессе овладения учебным материалом; развивают критическое мышление, формируют практические умения, навыки и повышают степень мотивации и эмоциональности студентов.
При выборе методов обучения сначала рассматривается сущность учебного материала и используются активные методы там, где наиболее действенно могут проявиться творческое мышление студентов, их познавательные способности, жизненный опыт, умение адаптироваться в реальной деятельности. Самостоятельное решение трудностей студентами должно иметь место на всех этапах процесса обучения, как при изучении нового, так и при выполнении практических задач по изученным темам.
Для повышения уровня мотивации профессиональной деятельности студентов можно создавать ситуацию успеха в учении, то есть предусматривать градацию учебного материала для групп студентов с разной базовой подготовкой и с разным интеллектуальным развитием.
Предусматриваются задания разной степени сложности в зависимости от уровня базовых знаний, целей и развития обучаемых. Использование вопросов и заданий, решение которых требует от студентов активной поисковой деятельности и по, возможности стремиться к тому, чтобы в процессе производственной практики студенты выполняли работу, наиболее соответствующую будущей специальности.
Являясь преподавателем специальных дисциплин, привожу больше примеров из производственной деятельности. Также проводятся деловые игры, чтобы создать наиболее полное представление студентов о будущей профессии.
Очень важно разъяснять студентам значимость профессионального образования вообще, независимо от получаемой специальности. Студенты знают из разговоров со взрослыми о том, как сложно в наше время найти работу, у них нет видения четких перспектив, и это, безусловно, является элементом отрицательной учебной мотивации. Поэтому нужно поддерживать уверенность студентов в том, что в будущем при поиске работы многое зависит, прежде всего, от них самих, и получаемые знания могут сыграть при этом существенную роль.
Максимально студенты привлекаются к участию в общественной жизни колледжа. Из опыта очевидно, что студенты, принимающие участие в общественной жизни, имеют более высокий уровень учебной мотивации.
Цель деятельности преподавателя состоит в том, чтобы целесообразно применять в учебном процессе те методы, которые обеспечивают формирование профессиональных компетенций; развитие творческого мышления и познавательных интересов; развитие способностей студентов; воспитание личности в процессе овладения профессиональной компетентностью.