Статья на тему «Использование современного тифлотехнического оборудования на коррекционных занятиях со слепыми обучающими: из опыта работы учителя-тифлопедагога»

3
0
Материал опубликован 1 April 2020 в группе

Статья на тему: «Использование современного тифлотехнического оборудования на коррекционных занятиях со слепыми обучающими: из опыта работы учителя-тифлопедагога».

                                                   Государственное общеобразовательное учреждение Амурской                                    области«Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»

                                          учитель-тифлопедагог 1 квалификационной  категории  Чебанова                                                                                                                                 Елена Николаевна

    Серьезная проблема для незрячего человека возникает в обыденной жизни из-за невозможности получения информации из привычных для видящих людей источников. Книги, газеты, журналы, Интернет все это недоступно для слепого человека. Решению этой проблемы способствует использование людьми с тяжелыми нарушениями зрения современных электронных устройств и приборов. Поэтому важнейшей задачей специалистов, работающих со слепыми детьми, является обучение их навыкам работы на современном тифлотехническом оборудовании и умениям использовать полученные навыки в повседневной жизни.

  Согласно Большой энциклопедии термин «тифлотехника» означает «отрасль приборостроения, занимающуюся конструированием и производством тифлотехнических средств (тифлоприборов) для людей с аномалиями зрения (слабовидящих, слепых, слепоглухонемых) с целью коррекции или компенсации нарушенных зрительных функций, а также для развития и восстановления зрения».

     Одна из главных функций тифлотехники - создание для слепого человека возможностей получения полной информации об окружающем мире и применение ее для самостоятельной адаптации в жизни общества. Компенсация зрительных дефектов осуществляется, в основном, благодаря использованию сохранных анализаторов - осязания и слуха. Основные задачи тифлотехники следующие:

  • Уменьшение ограниченности в ориентировании слепых в пространстве, вызванной полной или частичной потерей зрения;
  • Создание необходимых технических условий для разностороннего развития и получения дополнительного необходимого образования, с дальнейшим повышением культурного уровня;
  • Расширение возможности применения труда незрячих на современных механизированных производствах;
  • Повышение производительности и экономической эффективности их труда;
  • Облегчение ориентировки слепых в быту, создание возможности организации культурного отдыха и досуга.

Учебная тифлотехника способствует оптимизации учебного процесса, совершенствованию содержания и методов обучения детей с тяжелой патологией зрения а также повышению уровня их социальной адаптации.

  В рамках Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2019 году на базе ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» был создан ресурсно-развивающий центр, который призван объединить и скоординировать деятельность специалистов учреждения, одним из которых является учитель-тифлопедагог. В соответствии со спецификой профессиональной деятельности пространство кабинета учителя-тифлопедагога разделено на зоны: рабочая (личная) зона специалиста, сенсомоторная зона, коррекционно-развивающая зона. Важной частью коррекционно-развивающей зоны является зона технических средств обучения, предназначенных для повышения информационной компетенции слепых детей. Основной функционал данной зоны представлен оборудованием, полученным по Федеральному проекту «Современная школа» национального проекта «Образование»: это устройство для чтения Optelec Clear Reader, Брайлевская электрическая пишущая машинка Mountbatten Writer, портативный компьютер для слепых ELBraille-W14JG2.


t1585743015aa.jpg

Машина сканирующая и читающая текст Optelec Clear Reader

     Самонастраиваемая сканирующая машина выводит речь на разных языках и быстро распознает текст. Воспринимает любой печатный ввод (письма, газеты, книги) и воспроизводит его естественным голосом, а встроенные громкоговорители обеспечивают качественный стереозвук.

       Читающая машина обеспечивает ребенку с нарушениями зрения возможность чтения любых плоскопечатных текстов с помощью синтеза речи. Она удобна и проста в эксплуатации даже для пользователей, не умеющих работать на компьютере – стандартная клавиатура, монитор и мышь отсутствуют. Компактно расположенные управляющие кнопки имеют большой размер, контурные рисунки и снабжены тактильной маркировкой и тональными сигналами. Возможность изменять голос, громкость и скорость речи, позволяют настроить устройство под индивидуальные возможности ребенка. Обучение навыкам работы на читающем устройстве, включено учителем-тифлопедагогом в программу коррекционного курса «Основы пространственной ориентировки» и начинается со знакомства слепого школьника с внешним видом, назначением и устройством оборудования.  Педагогом обращается внимание на пространственное расположение основных узлов и клавиш устройства, для того, чтобы облегчить ребенку ориентировку на приборе, быстрое и точное нахождение нужных клавиш. На следующем этапе отрабатываются навыки включения и выключения читающей машины, способы навигации по сканированному тексту, а также правила переключения устройства в разные режимы: понижение и увеличение скорости чтения, увеличение и уменьшение громкости воспроизводимого текста. Обращается внимание на правильность расположения читаемого документа, на положение рук во время сканирования документа. Для удобства работы на новом тифлооборудовании на каждое полученное устройство были разработаны инструкции по использованию данного прибора, продублированные шрифтом Брайля, находящиеся в свободном для слепого обучающегося доступе, которыми он в любой момент может воспользоваться (Приложение 1).

        Функциональные возможности машины сканирующей и читающей текст Optelec Clear Reader активно используются учителем-тифлопедагогом в структуре, как коррекционных занятий, так и общеобразовательных уроков. Так, при изучении новых правил, орфограмм объемных по содержанию, чтение которых учеником займет много учебного времени, можно предложить альтернативное чтение материала на читающей машинке, с последующим воспроизведением его обучающимися (при необходимости можно вернуться к предыдущему слову или предложению, повторив одновременно правила пользования устройством). Можно воспроизвести на читающей машинке текст, предложенный обучающимся для изложения. Работа в паре с синтезированной речью активизирует процесс запоминания и повышает познавательную активность слепого ребенка. Кроме того, разновариантно использование функционала читающей машинки на коррекционных занятиях. Так, можно предложить обучающимся прочитать на машинке пословицы, поговорки, притчи и обсудить их содержание или ответить на вопросы по прочитанному тексту. При повторном прослушивании текста школьники могут самостоятельно проконтролировать правильность своего ответа или найти в тексте верный ответ. Можно под читаемый устройством текст выполнить физкультурную минутку, пальчиковую гимнастику. Функциональные возможности читающей машинки используются слепыми обучающимися не только в учебное, но и в свободное время. Дети, живущие в школе-интернате, могут в любое удобное для них время в кабинете тифлопедагога ознакомиться с содержанием интересующего их документа, не прописанного шрифтом Брайля, прочитать, например, инструкцию к лекарству или косметическому средству или дополнительный материал к уроку. Такое включение тифлооборудования в ход проведения коррекционных занятий и уроков позволяет педагогу более эффективно решать поставленные цели и задачи, повышает познавательную активность и учебную мотивацию обучающихся.

Электронная пишущая машинка Брайля с речевыми и обучающими функциями Mountbatten Writer


t1585743015ab.jpg

     Электронная пишущая машинка Брайля будет верным помощником  и тем, кто впервые изучает Брайль, и учителям для подготовки обучающих материалов на Брайле, а также всем тем, кто хочет повысить уровень своей грамотности печати на Брайле.

Технические характеристики:

  • 6-точек Брайля
  • Порты: 2x9-pin последовательных порта, 1x25-pin out параллельный порт,  1хPS2 разъем, USB -B порт, D15 порт внешней клавиатуры.
  • Возможность подключения к ПК.
  • Стандартный разъем 3,5 мм для наушников.
  • Динамик.
  • Размер памяти 400 кб или 600 брайлевских страниц.
  • Источник питания: работает и от сети и от аккумулятора 9В постоянного тока 5.5 А, цикл зарядки 8 часов, время работы 6-8 часов. При тиснении файлов необходимо подключение к источнику питания.
  • Габариты: Вес 4,7 кг; Высота 12 х глубина 24 мм х ширина 45 см.

    Устройство имеет два режима: режим обучения и расширенный режим. Возможности пишущей машинки: речевое сопровождение, оцифрованная речь, назначаемые функциональные клавиши, передача файлов на ПК, запись файлов в память, машинка имеет эргономичную клавиатуру, возможность корректировки и удаления набранных символов, форматирования страницы. Дополнительные возможности: перевод Брайля в обычный текст и обратно: может использоваться людьми, которые не знают Брайль. При печати с обычной клавиатуры происходит конвертация текста в Брайль. В то же время дисплей Mimic отображает обычный текст, набранный на Брайлевской клавиатуре.

     Брайлевская печатная машинка имеет 6 клавиш, клавиши «Пробел», «Новая строка», клавиши Backspace, Enter. Шесть клавиш соответствуют шести точкам брайлевской ячейки. Клавиши, формирующие знак, нажимаются одновременно, так что каждое нажатие соответствует букве. Указательный палец левой руки нажимает на клавишу слева от центра, представляющую собой точку 1. Средний палец нажимает на среднюю клавишу, представляющую собой точку 2. Безымянный палец нажимает на последнюю клавишу (точка 3). Указательный палец правой руки нажимает на клавишу справа от центра, средний палец — на среднюю клавишу, безымянный палец — на последнюю клавишу. Эти клавиши представляют собой точки 4, 5 и 6 соответственно. Большой палец нажимает на клавишу пробела. Важно отметить, что при письме на машинке, текст можно прочитать, не переворачивая бумагу.

     Работа обучающихся на электрической пишущей машинке начинается знакомством с ее устройством. Далее педагогом детализируются знания об устройстве каждого узла машинки, его назначения и особенностей функционирования: учащиеся показывают, где находится столик для чтения, печатающая головка, линейка, рычаг захвата бумаги, ограничители полей, прижимный обрезиненный валик, называют брайлевские клавиши и их нумерацию в соответствии с точками шеститочия, пропускную клавишу (клавишу возврата). При изучении принципа работы пишущей машинки очень важно добиться ясного осмысления обучающимся механизма получения рельефной точки на бумаге при печати.

    На следующем этапе работы с оборудованием дети учатся правильно заправлять бумагу, устанавливать поля с помощью ограничителя, овладевают переводом рабочей зоны с одной строки на другую, учитель объясняет также назначение дополнительных клавиш, с помощью которых обеспечивается возврат на 1 знак с целью его перебивки. Далее начинается работа по освоению техники получения отдельных знаков, причём, прежде всего ребенок учится печатать шеститочие путём одновременного нажима всех шести рабочих клавиш. После этого осваивается запись букв, клавишный рисунок которых наиболее удобен для запоминания и нажима. Специально подобранные задания и упражнения позволяют достаточно быстро научить слепого ребенка письму на шестиклавишной пишущей машинке. Обучение навыкам работы на электрической пишущей машинке, также как и на читающем устройстве, включено в программу коррекционного курса «Основы пространственной ориентировки» и охватывает начальный этап работы с этим оборудованием, т.е. овладение навыками работы с устройством в обучающем режиме. Дети учатся печатать отдельные слова, словосочетания и предложения, исправлять напечатанные символы, передвигаться вверх и вниз по странице.

     Исходя из собственной практики работы на электронной пишущей машинке Брайля с речевыми и обучающими функциями Mountbatten Writer, могу утверждать, что основная и очень важная функция данного устройства заключается в автоматизации и совершенствовании навыков владения слепыми обучающимися рельефно-точечной записью шрифтом Брайля. Ведь для того, чтобы напечатать один символ на машинке ученику необходимо задействовать пальцы обеих рук, в то время как письмо символов на приборе Брайля осуществляется тремя пальцами одной руки. Для работы на пишущей машинке ребенку с тяжелыми нарушениями зрения необходимо провести сложный мыслительный процесс: вспомнить точечный состав буквы, соотнести точку шеститочия и палец руки, которым набивается эта точка, проверить правильность расположения пальцев на клавиатуре. Такое перекодирование информации, создает в головном мозге ребенка новые нейронные связи, и чем больше таких связей возникает в ответ на предъявляемый стимул, тем прочнее усваивается информация, характеризующая данный стимул (в нашем случае знание шрифта Брайля).

     Диапазон использования электронной пишущей машинки на коррекционных занятиях широк и разнообразен. Можно таким способом закреплять словарные слова, писать под диктовку, а включение в учебный процесс соревновательных моментов, когда один ученик выполняет печать слов на машинке, а другой - на печатном приборе, или выкладывает его на разборной азбуке, позволяет сделать урок интересным, запоминающимся, повышает познавательный интерес обучающихся к занятиям.

     Функциональные возможности пишущей машинки не исчерпываются работой на ней лишь обучающихся, широк спектр ее применения в своей работе и педагогами. Так, очень удобно на машинке делать подписи на карточках, рельефно-графических пособиях, выполненных, например, на брайлевском принтере или устройстве для создания объемных изображений. Удобство заключается, прежде всего, в том, что подпись можно сделать на листе бумаги в любом месте, и тут же проконтролировать правильность ее выполнения.

    Итак, печать и последующее чтение напечатанного текста на электронной пишущей машинке Брайля с речевыми и обучающими функциями Mountbatten Writer прежде всего развивают и совершенствуют навыки овладения слепыми детьми системой Л. Брайля, позволяют им выполнять письменные записи более продуктивно, к тому же, что немаловажно, осуществлять форматирование и редактирование напечатанного текста.

t1585743015ac.jpgt1585743015ad.gif

Портативный компьютер ELBraille-W14JG2

    Общеизвестно, что творческий потенциал инвалидов весьма высок. Необходимое условие его реализации – возможность доступа инвалидов к современному информационному пространству и, в частности, освоение ими компьютерных технологий. Отсутствие знаний и навыков пользования компьютером, оснащенным соответствующим инструментарием, – одна из причин дискриминации инвалидов в правах на образование, квалифицированный труд, общение с окружающим миром, интеллектуальный отдых и социокультурную реабилитацию. Работать с текстами инвалидам по зрению помогают специальные приспособления для электронных устройств - клавиатура со шрифтом Брайля и дисплей, имеющий генератор человеческой речи, помогающий считывать информацию с экрана. Все это делает жизнь незрячих людей более полноценной и насыщенной, помогает адаптироваться в социуме. Брайлевские дисплеи предназначены для реабилитации инвалидов по зрению. Дисплей обеспечивает отображение части экранной области компьютера в рельефно-точечном коде Брайля. Использование программы Jaws for Windows с брайлевским экраном предоставляет тактильный доступ к экрану компьютера. Клавиши брайлевского дисплея позволяют осуществлять навигацию по экрану компьютера, а также получать доступ к информации, содержащейся в выпадающих меню, диалогах, полях редакторов и т.д.

     Портативный компьютер ELBraille-W14JG2 с Windows 10, JAWS и встроенным дисплеем Брайля   предназначен для пользователей с полной или частичной потерей зрения, а также одновременной потерей зрения и слуха. Возможности этого устройства поистине безграничны. В рамках освоения программы «Основы пространственной ориентировки» в этом учебном году обучающие старших классов осваивают начальные навыки работы с портативным компьютером.

     Вначале обучающиеся знакомятся с устройством портативного компьютера ELBraille-W14JG2, учатся определять его основные узлы и части, изучают правила включения, выключения устройства, приобретают необходимые навыки и умения, такие как: находить кнопку «Питание», «Shift» и др., ориентироваться на звуковой сигнал при операциях вкл./выкл., ориентироваться в схеме устройства.  Далее школьники более детально знакомятся с устройством основного функционального блока портативного компьютера - дисплея Брайля. Они учатся находить дисплей Брайля на приборе, получают знания о функциональных особенностях основных и дополнительных клавиш, совершенствуют навыки работы шрифтом Брайля.  Заключительная часть посвящена практической отработке навыков ввода данных с помощью 8-точечной клавиатуры Брайля, создания и сохранения текстового файла в Главном меню, созданию и редактированию голосовых заметок, работе в интернете. Практические занятия направлены на освоение слепыми детьми базовых команд чтения и навигации на портативном компьютере с вводом/выводом шрифта Брайля и синтезатором речи, овладение сочетаниями клавиш, соответствующих основным командам, которые можно выполнить на данном устройстве.

     Итак, изучение функциональных возможностей современного тифлооборудования и активное его внедрение в образовательный процесс учителем-тифлопедагогом способствуют повышению эффективности коррекционно-развивающей работы со слепыми обучающимися, развитию у них информационно-коммуникативных и социально-адаптивных навыков и умений.

Заключение

      В заключении хочется заметить, что серьезные нарушения зрения у детей влекут за собой изменения в информационном обмене, нарушают их связь с окружающим миром. Избежать этого помогает электронная тифлотехника, позволяющая даже при отсутствии зрения, получать объективную и достоверную информацию о действительности. Новейшие технические средства, используемые учителем-тифлопедагогом в коррекционно-развивающей работе со слепыми обучающимися ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»: устройство для чтения Optelec Clear Reader, Брайлевская электрическая пишущая машинка Mountbatten Writer, портативный компьютер для слепых ELBraille-W14JG2, открывают новые возможности для их обучения, самообразования, трудовой и социальной деятельности. 

     Специальные тифлосредства, кроме того, обеспечивают быстрый доступ слабовидящих учащихся к необходимой информации, дают им возможность самостоятельно создавать и получать информацию в общепринятой форме, что означает приобщение их к информационной культуре. Использование в работе с незрячими учащимися компьютерных устройств и специальной тифлотехники способствует созданию на занятиях игровой среды с подачей коррекционных задач и разнообразием материала. При этом даже при многократном повторении упражнений на компьютере или пишущей машинке, для формирования определенного навыка, дети сохраняют устойчивый интерес к их выполнению. Кроме того, обучение навыкам работы на современных тифлоприборах и устройствах в настоящее время становится важным и необходимым средством формирования социально-адаптивных и информационно-коммуникативных навыков у незрячих обучающихся для дальнейшей их интеграции в современное общество.


Список использованных источников:

  1. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480с.
  2. Соколов, В.В. Особенности обучения детей с глубоким нарушением зрения современным информационным технологиям/ В.В. Соколов // Дефектология. - 2013. – №.4. – с. 65-77.
  3. Соколов, В.В. Специальные компьютерные технологии для детей с глубоким нарушением зрения: учебно-методическое пособие для учителей информатики /В.В. Соколов, С.Н. Жуковский, М.П. Сладков, Е.В. Сладкова. – М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2012. – 6 п.л., 135 с.
  4. Соколов, В.В., Комова, Н.С. Современные технические средства реабилитации детей со зрительной депривацией / В.В. Соколов, Н.С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - №.6. - С. 33-42.
  5. Солнцева, Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях // Дефектология. - 2000. - № 4. - С.3-8.
  6. Тупоногов, Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики: учебное пособие. М.: АПК и ПРО, 2001. – 420 с.

Электронные ресурсы

1 Компьютерные технологии для незрячих и слабовидящих [Электронный ресурс] - httр:/www.tiflocomp.ru

2 ООО "Элита групп" - дистрибьютора ведущих компаний на рынке тифлотехники.- httр:/www.elitagroup.ru

3.Официальный сайт Лаборатории электроники «Элекжест» -httр:/www.elecgeste.ru -

4 Тифлоцентр «Вертикаль». - httр:/www.tiflocentre.ru


Приложение 1

ИНСТРУКЦИЯ

по использованию машины сканирующей и читающей текст Optelec Clear Reader

Техника безопасности

  1. Неукоснительно соблюдайте правила техники безопасности при работе с тифлооборудованием.
  2. Не вставляйте вилку в штепсельную розетку, никогда не тяните за электрический провод, может случиться короткое замыкание.
  3. Никогда не протирайте включенные электроприборы влажной тряпкой.
  4. Нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой.
  5. В случае возгорания электроприборов, если вам никто не может помочь, вызывайте пожарную службу по телефону 01.

Включение прибора

  1. Для включения устройства нажмите на круглую кнопку питания справа. Вы услышите несколько последовательностей звуков, а затем звук включения.
  2. Откройте камеру, для чего найдите знак «Push» на держателе камеры в передней части устройства между динамиками.
  3. Легко нажмите на держатель камеры до звука щелчка, и он разложится.
  4. Разместите документ перед устройством, направляя его на машинку. Ориентация документа не влияет на распознавание текста.
  5. Нажмите кнопку Scan, чтобы сканировать и прочесть документ, расположенный под камерой.
  6. После нажатия кнопки вы услышите звук производимого снимка, и через некоторое время устройство начнет чтение.

Режим ожидания

  1. Устройство переходит в режим ожидания, если не нажимать на его кнопки в течение 15 минут при питании от батареи, и в течение 30 минут при питании от сети.
  2. Раздастся сигнал перехода в режим ожидания, и индикатор питания станет мигать.
  3. Для вывода устройства из режима ожидания нажмите кнопку Сеть. Включение устройства, когда оно находится в режиме ожидания, занимает около 10 секунд.

Отключение устройства

  1. Нажмите кнопку Сеть для полного выключения устройства
  2. Прозвучит сигнал отключения питания и погаснет индикатор питания.



ИНСТРУКЦИЯ

по использованию электронной пишущей машинки Брайля с речевыми и обучающими функциями Mountbatten Writer

Техника безопасности

  1. Неукоснительно соблюдайте правила техники безопасности при работе с тифлооборудованием.
  2. Не вставляйте вилку в штепсельную розетку, никогда не тяните за электрический провод, может случиться короткое замыкание.
  3. Никогда не протирайте включенные электроприборы влажной тряпкой.
  4. Нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой.
  5. В случае возгорания электроприборов, если вам никто не может помочь, вызывайте пожарную службу по телефону 01.

Включение машинки

  1. Сначала заправьте лист бумаги, для чего приподнимите рычаг захвата бумаги с переднего края. Это плоский рычаг на правой стороне устройства, находящийся вверху машинки.
  2. Найдите на задней стороне устройства прорезь для листа и поместите верхний край бумаги в эту прорезь. Протяните лист до конца, пока его верхний край не появится на столике для чтения.
  3. Подстройте правый регулятор поля по ширине бумаги и опустите рычаг захвата бумаги. Когда вы опускаете рычаг захвата бумаги, машинка перемещает печатающую головку, чтобы определить ширину бумаги.

Внимание! Во время движения печатающей головки запрещается держать руки вблизи области печати.

   4.Включите устройство, нажав на кнопку «Питание», расположенную на торцевой                   стороне слева.

Печать на машинке

  1. Для работы на машинке используйте шесть стандартных брайлевских клавиш. Это клавиши овальной формы, гладкие посередине и имеют окантовку по краям. Они расположены по обеим сторонам от центра устройства.
  2. Клавиши называют по номерам брайлевских точек: влево от центра располагаются точки 1, 2, 3, а вправо от центра – точки 4, 5, 6.
  3. Печать происходит при отпускании клавиш, поэтому можно не отпуская клавиш добавлять точки до получения нужного символа.

Выключение машинки

  1. По окончании работы на устройстве выньте лист бумаги, для чего поднимите рычаг захвата бумаги и потяните лист с задней стороны машинки.
  2. Выключите кнопку «Питание», нажав на выступающую ее часть.


ИНСТРУКЦИЯ

по использованию портативного компьютера ELBraille-W14JG2

Техника безопасности

  1. Неукоснительно соблюдайте правила техники безопасности при работе с тифлооборудованием.
  2. Не вставляйте вилку в штепсельную розетку, никогда не тяните за электрический провод, может случиться короткое замыкание.
  3. Никогда не протирайте включенные электроприборы влажной тряпкой.
  4. Нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой.
  5. В случае возгорания электроприборов, если вам никто не может помочь, вызывайте пожарную службу по телефону 01.

Включение прибора

  1. Нажать и удержать утопленную кнопку «Питание», расположенную в левом нижнем углу корпуса.
  2. По умолчанию вы услышите серию коротких звуковых сигналов и почувствуете вибрацию.
  3. Как только устройство загрузится, вы услышите речь, и на дисплее Брайля отобразится текст.
  4. Вы будете находиться на рабочем столе Windows.

                                                 Выключение прибора

  1. Войдите в меню «Пуск», нажав клавиши ПРАВЫЙ Shift + Точка 4 на дисплее Брайля, что соответствует клавише Windows на компьютерной клавиатуре.
  2. С помощью комбинации клавиш Точки 4+5+ПРОБЕЛ, что соответствует клавише Tab, дойдите до кнопки «Выключение» и нажмите ПРОБЕЛ или Точку 8 (Enter).
  3. Из появившегося контекстного меню с помощью одной из кнопок-качелек выберите пункт «Завершение работы» или «Перезагрузка» и снова нажмите Точку 8. При выключении устройства по умолчанию вы услышите несколько коротких сигналов и почувствуете долгую вибрацию.

                                     Создание и сохранение текстового документа

  1. Кратко нажмите Е1, откроется Главное меню.
  2. Используя клавишу Tab, выберите из подменю Office 2016 приложение Word, нажав Точку 8 (Enter), затем «Новый документ».
  3. Откроется окно текстового документа. Введите ваш текст.
  4. Чтобы закрыть текстовый редактор, нажмите Точки 1+6+8+Пробел, затем букву Д (Точки 1+4+5), что соответствует комбинации Ait+ F4 на клавиатуре компьютера.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.