12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Федотова Ксения Андреевна386

Мотивация к обучению и способы её повышения

Автор: Федотова К.А., преподаватель

В настоящее время в современном образовании достаточно остро стоит вопрос о повышении эффективности педагогического процесса. В целом с поиском различных подходов, повышающих мотивацию к обучению, сталкиваются преподаватели различных дисциплин с разным стажем и профессиональным опытом. И не всегда помочь в решении данной проблемы может применение лишь классических методов обучения.

В большинстве случаев для успешного обучения студенту необходимо понимать практическую значимость получаемых знаний, а именно то, как они пригодятся в жизни, потребуются ли они в дальнейшем для реализации каких-либо профессиональных потребностей, повышения своего социального статуса. Чтобы выбрать правильное направление повышения учебной мотивации обучающихся, необходимо обеспечить реализацию множества условий, главными из которых, по моему мнению, являются удовлетворение познавательных запросов учеников, организация коммуникативной среды на занятии, поощрение выполнения заданий повышенной сложности, повышение стремления обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию, эффективная поддержка учеников при возникновении у них трудностей, использование на занятии разнообразных методов и приёмов обучения.

На каждом этапе обучения очень важно поддерживать учебно-познавательную мотивацию студентов, начиная с организационного этапа и заканчивая этапом рефлексии. Для большего понимания данной проблематики я предлагаю рассмотреть поэтапный процесс изучения темы «Нормализация баз данных» в рамках дисциплины «Основы проектирования баз данных».

Любое занятие начинается непосредственно с организационного этапа. На данном этапе очень важно настроить обучающихся на работу. Этот процесс можно реализовать с применением какого-либо интересного приветствия, сопровождающегося показом соответствующего изображения.

Естественным является тот факт, что применение ИКТ в рамках занятия в некоторой степени способствует развитию познавательного интереса у обучающихся. В процессе актуализации знаний и мотивации к обучению перед изучением темы «Нормализация баз данных» обучающимся предлагается повторить этапы проектирования баз данных путём разложения их в виде пирамиды, а также подумать – какими общими характеристиками обладает каждый из студентов. Затем очень важно показать, что повторение данного материала происходит не просто так, а с целью показать, что возможны различные способы представления перечисленных ранее данных. Это можно реализовать путём демонстрации соответствующего видеоролика или наглядных примеров в рамках презентации.

На этапе изучения нового материала также возможно применение средств ИКТ в силу того, что воспринимать материал в виде презентации, содержащей разнообразные красочные материалы, обучающимся намного проще, чем слушать обычное объяснение материала. На данном этапе важно также обратить внимание на практическую значимость темы, не стоит забывать, что это одна из важных составляющих каждого урока. Также следует показать студентам, при изучении каких дисциплин тема «Нормализация баз данных» будет иметь большое значение.

​​​​​​​На этапе закрепления изученного материала можно предложить творческое задание, выполняемое в группах. Очень важно предоставить ребятам не только критерии оценивания выполнения задания, но и так называемый лист распределения обязанностей, который позволит каждому участнику группы более точно понимать его функцию в процессе работы над задачей. Благодаря листу распределения обязанностей мы получаем возможность соотнести такие виды деятельности, как выделение сущностей и связей, построение схемы БД, подготовка презентации, подготовка речи для выступления и непосредственно само выступление и фамилии тех, кто будет являться ответственным за реализацию данного этапа.

Также достаточно полезными для развития познавательно интереса обучающихся является применение игровых методов. В частности, в рамках данного занятия я использую игры «Крестики-нолики» и «Морской бой».

На этапе рефлексии очень важно не только выполнить суммирование и систематизацию новой информации, но и обсудить, например, то, где в дальнейшем станет возможным применение знаний по пройденной теме. Данный процесс можно реализовать не только в форме классического устного опроса, но и в виде выбора одного из утверждений. Каждый обучающийся может выбрать лишь одно из нескольких утверждений, которое, по его мнению, больше всего подходит в качестве ответа на вопрос. Затем можно попросить поднять руки тех, кто проголосовал за данный вариант, в процессе озвучивания каждого из них, и более подробно обсудить причины их выбора, и тем самым осуществить коммуникацию студентов не только с преподавателем, но и с одногруппниками.

Домашнее задание должно быть направлено не только на повторение теоретического материала занятия, но и на закрепление практических навыков проведения нормализации таблиц реляционной базы данных. Поэтому в качестве задания на дом можно предложить несколько задач, каждая из которых будет соответствовать определенному уровню сложности. Для тех, у кого нормализация баз данных вызывает сложности, можно предоставить готовую таблицу и некий образец выполнения задания; тем, у кого данная тема не вызывает особых сложностей, можно предложить более абстрактное представление будущей базы данных в виде описания предметной области. Также можно дополнить данный перечень заданием повышенной сложности, которое будет направлено на самостоятельное выполнение анализа предметной области по предложенной теме, формирование перечня сущностей и их атрибутов, а также построения схемы базы данных с учётом первой, второй и третьей нормальных форм. Хотелось бы отметить, что необходимо стараться мотивировать обучающихся на выполнение задания повышенной сложности, но не стоит забывать и о тех, кто недостаточно готов к их выполнению. Применение дифференцированных заданий в значительной мере способствует активной мыслительной деятельности студентов, независимо от их способностей и возможностей, тем самым повышая учебно-познавательную мотивацию.

На этапе подведения итогов занятия необходимо озвучить полученные обучающимися оценки, но что более важно для меня – необходимо постараться сформировать тот положительный настрой, который возможно сохранится до следующего занятия. Важно похвалить не только тех, кто получил положительные отметки, но и тех, кто старался, но по какой-то причине не смог работать на занятии в полной мере. Поддерживая таких обучающихся, мы формируем у них потребность продемонстрировать свои знания на следующем занятии, а также лучше подготовить домашнее задание, что в свою очередь повышает их учебную мотивацию.

В заключение хотелось бы отметить, что методы повышения мотивации, рассмотренные в рамках только одного конкретного урока, не являются единственными, в действительности их намного больше. Однако ответственность за выбор наиболее эффективных из них в рамках конкретного занятия, во многом лежит на педагоге.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.