Статья на тему «Мотивация к обучению и способы её повышения»
Для того чтобы повысить учебную мотивацию у детей, необходимо сделать учебный процесс интересным и креативным. Думаю, это под силу каждому творческому педагогу. Под креативностью психологи понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения старых проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторону от банальных идей, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения, делая процесс мышления увлекательным.
Можно выделить следующие параметры креативности:
1) оригинальность - способность продуцировать отдалённые ассоциации, редкие идеи, отвечать на раздражители нестандартно;
2) проблемность - способность к обнаружению и постановке проблем;
3) продуктивность - способность к генерированию большого числа идей;
4) гибкость - чувствительность к противоречиям, способность производить разнообразные, всесторонние идеи, быстро переключаться с одной идеи на другую;
5) созидательность - способность улучшать объект, добавляя детали;
6) теоретичность - способность к решению проблем путём анализа и синтеза;
7) метафоричность - склонность к фантазии, объёмным ассоциациям, использованию символических и графических средств для выражения своих мыслей, идей, представлений.
Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностей человека со способностями к обучению и интеллектуальными способностями.
Наша обязанность - помочь ребенку встать на путь по которому ему будет интересно идти и приобретать новые знания. Помощь взрослых заключается в том, чтобы научить ребенка творить.
Существует мнение Виталия Бианки о том, как научить ребенка творить:
Нужно научиться удивляться всему, будто видишь все в первый раз. Надо почувствовать, что все есть чудо.
Нужно научиться видеть, слышать, ощущать. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери).
Нужно научиться мечтать (фантазия – цемент, скрепляющий самые разные - в их единстве - вещи, соединяя их в одно удивительное целое).
Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле. Чтобы творить, следует еще научиться: Владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла). Создавать "законченную вещь", то есть произведение.
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые можно проводить как на уроках, так и после них. В этом и есть мотивация к учению. Ребёнку захочется посещать уроки вновь и вновь, придумывать что-то новое и в конечном счёте это приведёт к положительным результатам.
Например:
На уроках литературы мы будем играть! В конце каждой темы – маленький спектакль. Можно сказать проще – чтение по ролям, но… чуть-чуть декораций, немножко движения, обязательно зрители и конечно – аплодисменты. Что играть будем? Что угодно. В конце концов, можно инсценировать даже «Слово о полку Игореве»…
А на русском языке... Можно открыть радиостанцию. Дети все равно что-то пишут на уроке, на то он и русский язык, так прочитаем эти рассказы перед микрофоном и выйдем с ними в эфир. В интернет-эфир. Слушайте нас! Первые передачи третьей четверти уже размещены на сайте.
Для подготовки к экзаменам зарезервируем время, очертим границу: тут никакого экшена – тут ЕГЭ и ГИА. И скажем детям: есть такая серьезная вещь, как ЕГЭ. Тут радости мало – надо так надо.
Многие приёмы помогают детям усваивать учебный материал интересно и легко. Вот некоторые из них:
«Гонка за лидером»
С последней парты каждого ряда пускается лист с заданием, в котором обучающиеся заполняют по одному фрагменту: пропущенное слово, фразу, часть в таблице, схеме, формулах и т. д. Выполненное задание озвучивается. Побеждает тот ряд, который быстрее и правильнее выполнил работу. Если у лидера есть ошибки, рассматриваются другие ответы. Победа может перейти к другому ряду, который выполнил задание позже, но более правильно.
Прием применяется на этапе проверки домашнего задания.
«Согласование»
Обучающиеся выполняют все задания самостоятельно, а затем обсуждают полученные результаты в парах или мини – группах, озвучивают учителю и классу согласованный вариант.
Прием можно использовать во время самостоятельной или индивидуальной работы.
«Задай вопрос»
Обучающимся предлагается самостоятельно задать вопросы к изученной теме: устно или письменно, с предоставлением времени на подготовку или экспромтом.
Используется при систематизации знаний обучающихся. Наиболее эффективен во время проведения повторительно – обобщающего урока.
«Шторка»
Ученики записывают в тетрадь только условие задания и кладут ручки на парту, готовясь работать устно: рассуждать, анализировать, понимать, запоминать. Под руководством учителя задание активно выполняется, и записывается на доске. Затем выполненное задание закрывается, а учащиеся записывают его в тетради. После этого можно открыть для самопроверки, выяснить, какие затруднения возникли при выполнении работы.
Применяется для выработки умений, получения навыков.
«Опорные слова».
При использовании видеофильма в качестве основного источника новых знаний по теме перед его просмотром необходимо написать на доске или вывесить плакат с новыми терминами, названиями, датами и др. опорными словами, которые встретятся обучающимся в фильме. На следующем этапе урока следует организовать работу с данными опорными словами, которая бы предусматривала осмысление обучающимися наиболее важных фактов, выявление причинно – следственных связей между ними.
Применяется для того, чтобы не допустить пассивного слушания и просмотра видеофильма и включить обучающихся в процесс активного восприятия учебно – познавательной информации по теме урока, ее первичном повторении и закреплении.
Таким образом, приёмов и методов повышения мотивации у каждого учителя в арсенале множество. Любой из них принесёт пользу, если применять его с любовью к детям и с желанием повысить их интерес к учёбе.
Используемая литература:
https://front-iere.livejournal.com/732412.html
http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/301/p16