12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марина Скородумова32
2

Статья на тему «Нарушения письменной речи учащихся начальных классов»

Статья на тему: «Нарушения письменной речи учащихся начальных классов»

Выполнила: Скородумова Марина Борисовна

 

Как правило, к логопеду с жалобами на успеваемость учеников обращаются учителя и родители. Благодаря жалобам выясняется то основное и существенное, что уже на этом этапе может указывать на причины и структуру нарушений развития письменной речи.

Родителей детей младшего школьного возраста больше всего беспокоит нежелание читать, а также письмо с "неохотой", "ленью". Задачей логопеда становится выяснить, когда родители заметили затруднения в формировании письменной речи у своего ребёнка, и как они их объясняют. Чаще всего ими отмечаются: недостатки понимания прочитанного, отсутствие подробного пересказа текстов; плохой почерк; быстрое уставание при выполнении письменных упражнений; неумение проверять свои ошибки на письме и пр. Родители детей также жалуются на отсутствие интереса к школьному обучению, стойкую неуспеваемость по отдельным предметам, неорганизованность во время подготовки домашних заданий. Эти жалобы становятся основными, в то время как указания на недоразвитие речи, недостаток словарного запаса и представлений об окружающей действительности ребёнка часто отсутствуют. Нередко по этой причине логопедическая помощь оказывается несвоевременно, уже не позволяя избежать устойчивых трудностей и характерных ошибок в письменной речи.

Нарушения письменной речи у детей имеют множество индивидуальных вариантов проявления в процессе школьного обучения.

Проблемы усвоения навыков письменной речи во многом объясняются особенностями учебной деятельности школьников: им свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке. Без напоминания учителя дети не стремятся себя контролировать, выявлять и исправлять допускаемые ошибки.

Для учащихся с нарушениями письменной речи характерными являются и недостатки психомоторного развития: общая неловкость, неточности в координации движений. В результате недостатков в формировании графомоторных навыков дети оказываются неготовыми к овладению письмом. В школе у них формируется плохой почерк, они долго не могут ориентироваться в пространстве листа, путают строчки и клеточки. Отмечается также повышенный тонус, который мешает ребёнку постоянно писать на уроке, не отставая в выполнении письменных заданий от одноклассников.

У детей со стойкой школьной неуспеваемостью страдает как импрессивная, так и экспрессивная речь. Развитие импрессивной речи характеризуется недостаточностью дифференциации речевых звуков, что затрудняет понимание смысла отдельных слов, предложений. Наиболее сложным является усвоение развёрнутых логико-грамматических конструкций.

Экспрессивной речи свойственны грамматические неточности в сочетании с ограниченностью словарного запаса. Дети не могут свободно пересказать текст, составить рассказ по серии сюжетных картинок, описать конкретную жизненную ситуацию, им недоступен творческий пересказ.

У школьников в обычные возрастные сроки бывают несформированными фонематический анализ и синтез, что приводит к затруднениям в понимании устной речи, ошибкам при чтении и на письме. У большинства таких учеников речевые высказывания состоят в основном из простых предложений. Не полностью сформированным является умение самостоятельно, с помощью интонации, делить речевой поток на предложения. Иногда длина предложения может достигать 17 - 23 слов, за счёт чего становится трудно определить границы логических частей в их речевой коммуникации.

Существуют особенности понимания прочитанного текста школьниками с нарушениями письменной речи. Эти дети затрудняются в понимании сюжета рассказа, в пересказе его основного содержания. Смысл прочитанного для них не всегда понятен из-за наличия в тексте причинно-следственных отношений, художественных образов. Выраженным недостатком этих учащихся является неумение самостоятельно проводить обобщение, устанавливать имеющиеся логические связи между отдельными событиями, объектами при чтении и на письме.

У школьников наблюдаются многочисленные варианты трудностей овладения чтением. В их числе: замедленный темп формирования навыка чтения; нарушения не только технической стороны чтения, но и смысловой (понимание прочитанного); большое количество разнообразных ошибок в процессе чтения.

В качестве частых и устойчивых ошибок при чтении отмечаются: замены артикуляционно и акустически близких звуков; замены звуков, соответствующих буквам, сходным по начертанию (например: "т - г", "ш - щ"); пропуски, перестановки, добавления звуков и слогов.

Распространённым на первоначальном этапе обучения чтению является способ чтения, при котором происходит как бы нанизывание, присоединение читаемых звуков к предыдущим звукам. Данный феномен обозначают термином "причитывание", например: "с - ст - сто - стол".

Нарушение чтения может проявляться в нетвёрдом знании букв, замедленном чтении, недостаточно слитном чтении, в искажениях звукослоговой структуры слов, состоящих из большого количества слогов, слогов со стечением согласных.

Все эти затруднения связаны с отрицательным влиянием целого ряда психолого-педагогических факторов, среди которых:

недостаточное представление об окружающей действительности;

низкий уровень аналитико-синтетической деятельности;

трудности установления временных, пространственных, причинно-следственных связей;

бедность и неточность пассивного и активного словаря;

трудности в понимании основного смысла прочитанного;

недоразвитие грамматического строя речи.

В качестве основных причин недостатков формирования навыка письма в психолого-педагогических исследованиях традиционно указываются большая распространённость нарушений устной речи; несформированность фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического анализа, синтеза) и низкая познавательная активность.

При анализе ошибок на письме у младших школьников можно выделить самые характерные из них. Распространены ошибки, связанные с недостаточностью фонематического восприятия (дифференциации фонем). В этих случаях может происходить замена букв: обозначающих мягкие и твёрдые, глухие и звонкие согласные.

Логопедам известны ошибки, связанные с несформированностью фонематического и слогового анализа. К ним относятся:

пропуски гласных и согласных;

добавление букв;

перестановка букв;

пропуск слогов;

перестановки и добавления слогов.

Также существуют ошибки, связанные с несформированностью анализа структуры отдельного предложения. Среди них:

слитное написание слов;

раздельное написание слова;

пропуск слова.

У школьников с нарушением письменной речи недостаточно сформировано понятие о слове, особенно о предлогах.

Распространена группа ошибок, связанных с неумением выделять предложения из текста. Отмечаются частые пропуски точек в конце предложения. Характерна замена заглавной буквы на строчную. Иногда написание каждого нового предложения начинается со строчной буквы. Данные проблемы обусловлены неумением школьников разделить текст на отдельные предложения, выделить предложение из текста, причиной чего служит, в частности, синкретичность их мышления. Недоразвитие операциональной стороны мыслительной деятельности на речевом уровне проявляется в виде неумения вычленять из смыслового целого текста отдельные, входящие в него смысловые части, и соотносить законченную, развёрнутую мысль с конкретным предложением.

В логопедической практике известны замены графически сходных букв на письме. Сюда можно отнести:

замены букв, состоящих из различного количества сходных элементов;

замены букв, отличающихся пространственным расположением элементов, например: "в" - "д";

замены букв, в которых один из элементов отличается по изображению и направлению в написании отдельных составляющих частей, например: "д" - "б", "и" - "у".

Отдельно выделяются орфографические ошибки. Наибольшее количество затруднений у детей наблюдается при правописании безударных гласных, написании гласных после шипящих, выполнении заданий на правописание непроверяемых слов. Реже отмечаются ошибки переноса или написания заглавной (большой) буквы.

Нарушения письма чаще обнаруживаются в условиях усложнения способа выполнения задания, при нарастании трудности речевого материала. Это объясняется тем, что письменная речь как процесс ещё не автоматизирована, не стала умением. Дополнительные затруднения возникают у детей при реализации моторного акта, что выглядит как нарушения каллиграфии: при написании отмечается непропорциональность величины букв, неравномерное соотнесение их элементов. Страдает плавность, ритмичность моторного акта письма.

Своевременное выявление имеющихся трудностей в обучении у каждого ребёнка, учёт особенностей формирования его навыков чтения и письма, всей учебной деятельности составляют основу для поиска приёмов и определения содержания логопедической работы.

Знание и учёт психологических особенностей учащихся с нарушениями письменной речи, специфика методов и приёмов коррекционной помощи способствуют устранению имеющихся трудностей в обучении.

 

 

 

 

 

5

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.