12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Еремеева Надежда Николаевна358
Большеболдинский сельскохозяйственный техникум.Преподаватель иностранных языков(английский, немецкий).Высшая категория.
Россия, Нижегородская обл., с.Большое болдино
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

Об эстетике устной и письменной речи


«Слова человека-мерило его ума…..»

Народная пословица

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…». Крылатые слова А.П. Чехова известны каждому как в нашей стране так и за рубежом. Отражением мыслей человека, чистотой языка, умением выбрать правильный тип речевого общения служит наша речь: четкая, выразительная, лаконичная. Умение пользоваться богатством русского языка - результат внутренней работы человека, который постоянно стремится к саморазвитию, к постижению прекрасного. Русский язык заключает в себе могучую, подлинную красоту.

Язык любого народа состоит из совокупности языковых средств (лексических, фонетических, грамматических, синтаксических), сложившихся на протяжении всей его истории.

Язык развивается совместно с нацией, приобретает ее опыт и знания. Язык обладает памятью. Этому способствует тысячилетиями существовавшие письменность и литература.

Для русского языка - это летописи «слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», проповеди Кирилла Туровского, затем сочинения Ивана Грозного, сохранившиеся записи фольклора С.Полоцкого. Сюда же можно смело отнести сочинения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина, И.А. Крылова, Н.М. Карамзина и, конечно же, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. В общенациональном языке, по словам В.И. Даля, сказались «внутренние силы» народа – его склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров и типов отношения к миру.

Язык обретает жизнь только в процессе общения людей, то есть в речи. Совершенства достигает речь в литературном языке. «И хотя его черпали из языка трудовых масс, писал М. Горький, - он резко отличается от своего первоисточника, потому что… он откидывает из речевой стихии все случайное временное и непрочное, капризное, фонетически искаженное…». Главное назначение языка – служит средством связи не только между современниками, но и передавать из поколения в поколение достижения культуры.

Огромными эстетическими ресурсами обладает любой язык на лексическом уровне, когда слово рассматривается в единстве содержания и формы. Слово – не просто сочетание звуков, означающее предмет или понятие, но, по толкованию В.И. Даля, - «исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить, сообщаться».

Словарь русского языка включает лексику книжную и разговорную. И та, и другая может быть эмоционально- оценочной или нейтральной, заключающей в себе только обозначения предмета, действия, качества. Например: лицо (нейтральное), а лик (эмоционально – восторженная окраска). Лексика русского языка богата синонимами, антонимами, омонимами, что значительно расширяет наши речевые возможности. Характерной чертой является полисемия (многозначность) слова. «Старые» слова наполняются новым содержанием, позволяют выражать одним словом множество явлений. Образность, красочность слов раскрывается в связной речи. В предложении выявляется смысл многозначного слова, ему можно придать новый оттенок. Так, существительное «радость» означает веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения. Но в предложении – «в семье большая радость» слово употреблено в значении – счастливое событие.

Лексический, фонетический, грамматический аспекты языка содержат бесконечное многообразие выразительных средств. Изучением этих средств и возможностей языка занимается лингвистическая наука – стилистика. Она координирует конкретное применение слова, его выбор в той или иной речевой ситуации, степень соответствия выбранного слова нормам русского языка. Именно к стилистике следует обратиться с целью повышения речевой культуры.

Перед человеком предстает безграничный материал словесного творчества. Но словом нужно учиться владеть, следить за ясностью и грамотностью речи. Интеллигентного человека отличает культура не только устной, но и письменной речи. Письменная речь формируется из сочетания различных стилей: научного, официально-делового, публицистического и художественного. Главным требованием является точность и ясность, экономия речевых средств. Эту особенность отмечал А.С. Пушкин: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей, без них блестящие выражения ничему не служат».

Каждый интеллигентный человек должен владеть культурой письменной речи. Над проблемой письменной культуры человека размышлял В.И. Даль в повести «Бедовик»: «Для чего люди не пишут запросто, как говорят, и выбиваются из сил, чтобы исказить и язык, и смысл!... как это объяснить, что люди, которые говорят на словах очень порядочно, иногда даже хорошо, по крайней мере чистым русским языком, и рассуждают здраво, как будто перерождаются, принимаясь за перо, пишут бестолочь и бессмыслицу, не умеют связать на бумаге трех слов и двух мыслей и ни за какие блага в мире не могут написать самую простую вещь так, как готовы во всякое время пересказать ее на словах? Почему это общий наш недостаток, что мы пишем гораздо хуже, чем говорим, и исключения из этого общего правила так редки?»

Необходимо задуматься над этими вопросами. Требовать от каждого человека того, чтобы он стал художником слова нельзя. Но у каждого есть возможности расширять языковой диапазон, выбирать лингвистические средства, наиболее точно отражающие его мысли и чувства, повседневно пополнять свои знания в области языка, а также развивать свой вкус, то есть способность чувствовать красоту словесной формы. Чтобы писать и говорить не только грамотно, но и красиво, надо чутко прислушиваться к речи окружающих, сохранять в своем лексиконе меткие выражения, а главное – читать художественную литературу, без которой нельзя вполне овладеть языком. В письме к молодому литератору А.П. Чехов заметил: «Вам надо воспитать в себе вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке…» Хороший язык поставлен писателем в один ряд с искусством. Литература, живопись, архитектура, музыка – неотъемлемые элементы культуры. Искусство, приобщение к прекрасному возвышают личность человека, нравственно воспитывают. Особенно важно нравственно- эстетическое воспитание в профессии преподавателя. Воспитание личности преподавателя обогащает его духовный мир, прививает сознательное отношение к общественному долгу, развивает чувство прекрасного, которое помогает восприятию норм и правил преподавательской этики. Не случайно выдающиеся учителя– люди высокой культуры. «Культурность в общем смысле этого слова является необходимым предварительным условием сознательной любви к языку», - утверждал Г.О. Винокур, русский лингвист и литературовед.

В настоящее время снижается уровень культуры речи, слово перестает нести эстетическую ценность. Книжный рынок наполнен низкокачественной литературой, которая рассказывает о грабежах, насилии и т.п. Подлинная культура, опирающаяся на такие ценности, как правда, ответственность, честь, справедливость, добро, подменяется лжекультурой. Патриарх Кирилл в своей речи как-то сказал, что «общество, как живой организм, не может питаться псевдокультурой и глянцем… Такая синтетическая «культура» тоже несет в себе некие «ценности» - псевдоценности потребительского «рая», любви к роскоши, легкомыслия, безответственности». Поэтому сегодня необходимо дать людям реальный выбор. Человек должен видеть вокруг себя не только «попсу» и «гламур», но и настоящее искусство. «Дурной вкус, - говорит патриарх, - очень часто может привести к греху» Мне кажется именно здесь источник фразы Достоевского, что красота спасет мир.

Эстетика и нравственность – понятия одного порядка. За внешним безобразием может скоро последовать безобразие духовное. Воспитание вкуса – дело первостепенной важности. Начать его нужно с изучения национальных культурных традиций, языка своего народа. Для языка важна его история, необходимо понимать историю слов и выражений, знать поговорки и пословицы. Но самое главное – любить свой язык, как любили его В.И. Даль, А.С.Пушкин, М.В.Ломоносов- люди, которые построили для нас мосты к сказочным, неисчерпаемым сокровищам русского языка!

Литература:

1.Даль В.И.Избранные произведения. -М.: Правда, 1983.-С.1-16.

2.Винокур Г.О. Из бесед о культуре речи.// Русская речь.-1967.-№3.- С.14.

3.Лихачев Д.С.Заметки и наблюдения из записных книжек разных лет. Л.: Советский писатель, 1989.-С.410-436.

4.Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. Эстетика и нравственность –Понятия одного порядка //Русский мир.- 2012.№4-С.7-9.

5.Николаева В.В.Эстетика Языка и речи.- Л.: Знание,1989.С.-6-8,16-18, 26-27, 37.

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.