12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга345
Россия, Раменское
Материал размещён в группе «Бесплатное участие+Сертификат»

Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Современные педагогические технологии, которые помогают повысить качество образования»


Статья на тему «Педагогические технологии при обучении компьютерным дисциплинам»

Подготовила: преподаватель ГБПОУ МО «Авиационный техникум имени В.А. Казакова» Логвиненко Ольга Александровна


У любого преподавателя есть не только сильные стороны, но и слабые. Необходимо подбирать педагогические технологии таким образом, чтобы они соответствовали классу, учебному предмету, характеру учителя и его стилю преподаванию.

В данной статье хотелось бы поделиться с коллегами своим опытом использования педагогических технологий на занятиях по информатике, вычислительной технике, основам алгоритмизации и программирования в среднем профессиональном учебном заведении.

Все эти дисциплины имеют практический характер. Теоретические знания, умения решать задачи важны, но на первое место выходят практические навыки работы с аппаратными и программными средствами компьютера.

Каждый урок проходит в компьютерном классе, имеющем 15 рабочих мест плюс место преподавателя. Численность группы от 25 до 30 человек. Длительность урока – 90 минут.

а) Информационно-коммуникационные технологии используются на каждом занятии на всех этапах обучения с целью повышения мотивации к изучению дисциплин, уровня и качества знаний:

-при объяснении нового материала: демонстрация на экране порядка работы с программным обеспечением; презентации, видеоролики;

-поиск информации в сети Интернет, в электронных учебниках, пособиях, справочных материалах при подготовке к занятиям, выполнение самостоятельных и практических работ. Хотелось бы отметить, что студенты ищут не готовые ответы, а порядок решения или выполнения того или иного задания: теорию, примеры, возможные проблемы.

-интерактивные тренажеры для закрепления навыков и умений при выполнении практических заданий и лабораторных работ (например, «Эмулятор БИОС», «Алгоритм Хаффмана», «Файловая структура», «Алгебра логики» и др., которые выполнены в виде приложений exe); интерактивные задания, разработанные средствами http://learningapps.org.

-сайты со справочной информацией, например, konspekt.i5t.ru (по основам алгоритмизации и программирования), в разработке и наполнении которого студенты сами принимают участие.

t1645514459aa.png

Рисунок 1 — Справочный материал по основам алгоритмизации и программирования


-выполнение практических и лабораторных работ с использованием актуальных версий программного обеспечения.


Коммуникационная составляющая позволяет развивать в студентах грамотность устной и письменной речи. Как показывает практика, при объяснении материла к учителю со стороны студентов возникает очень мало вопросов. Бывает, что некоторые явно скучают и не слушают вообще. Когда приходится выполнять практические задания, причем такие, которые просто списать у соседа не получится, в эту деятельность включаются все. Чтобы получить подсказку или совет преподавателя, студент должен четко сформулировать, с чем именно у него возникли сложности. Это может быть и письменный запрос в поисковой системе.


2) Проблемное обучение (основывается на теоретических положениях американского психолога, философа и педагога Д.Дьюн, разработки Максимовой В.Н.) используется с целью формирования познавательной самостоятельности обучающихся, развития их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей.

Причем не только преподаватель формулирует проблему и вопросы, но и сами студентам в результаты своих действий при выполнении заданий получают проблемы.


3) Разноуровневое обучение (В.В. Фирсов) используется с целью индивидуализации обучения на основе создания оптимальных условий для студентов разного уровня подготовки, способностей и возможностей, обеспечения достижения всеми обучающимися базового уровня подготовки в соответствии с требованиями ФГОС. В любой группе всегда есть студенты-передовики, которым очень нравится предмет и задания они выполняют быстро и легко. Есть те, кто старается, но обучение дается им очень тяжело. А есть откровенные лентяи, которые тройку считают для себя максимально возможной оценкой. Использование технологии разноуровневого обучения позволяет вовлечь в работу каждого студента, заинтересовать, мотивировать, чтобы никто не чувствовал себя отстающим.

Обучающиеся в группе разделяются по уровням:

-умственного развития: в начале урока происходит ознакомление обучающихся с учебным материалом, разбираются примерные задачи. На следующем этапе обучающиеся самостоятельно выполняют задание. В процессе выполнения преподаватель отвечает на вопросы, оказывает информационную и практическую помощь. Для успевающих студентов, которые быстро выполнили задание, преподаватель дополняет или усложняет условие, чтобы обучающиеся могли проявить сообразительность и творческий подход.

-личностно-психологическим типам (преподаватель учитывает характер, темперамент, настроение обучающегося). Бывают ситуации, когда студент приходит озлобленным, расстроенным, с настроением «поставьте два и отстаньте». Как показывает опыт работы, преподавателю в данном случае всё-таки лучше отстать и даже два не ставить (конечно, если эта ситуация разовая) или попытаться ненавязчиво вовлечь работу.

-уровню здоровья (например, слабовидящие обучающиеся, обучающиеся со сломанными руками работают в парах).


4) Тестовые технологии используются с целью повышения качества подготовки студентов, дифференцировать процесс обучения; развивать у обучающихся собранность, внимание к деталям, мышление. 

Тесты – это не только выбор одного или нескольких вариантов ответа. Это и сопоставление, упорядочивание, место на изображение, ввод числа/текста и многое другое.

Тестовые технологии используются в совокупности с дистанционными технологиями. Для удобства работы, индивидуализации заданий, автоматизации процесса проверки и быстрого анализа результатов выполнения интерактивных и тестовых заданий используется система дистанционной поддержки на основе LMS Moodle.

t1645514459ab.png

Рисунок 2 — Сайт дистанционной поддержки курсов


Каждый студент имеет собственный аккаунт с перечнем всех заданий и оценок за них по дисциплине, знает свой рейтинг в группе и в потоке.

t1645514459ac.png

Рисунок 3 — Перечень заданий и оценки

Для каждого студента любой тест носит индивидуальный характер, так как вопросы задаются случайным образом с перемешиванием вариантов ответа и их количестве меньше, чем всего вопросов в базе. Таким образом, если предусмотрено несколько попыток, то при следующем запуске вопросы изменятся. Кроме обычных тестовых заданий с помощью плагина Game созданы игры типа Кроссворд, Кто хочет стать миллионером, Змеи и лестницы.

t1645514459ad.png

Рисунок 4 — Интерактивное задание «Кроссворд»

t1645514459ae.png

Рисунок 5 — Игра «Кто хочет стать миллионером»

Сочетание тестовых и дистанционных технологий позволяет проводить процесс обучения, закрепления и проверки знаний в игровой форме. Кроме того, все эти задания относятся к индивидуальной работе, и студенты могут выполнять их в том числе и с использованием смартфонов.


5) Технология сотрудничества (Ш.А. Амоношвили) позволяет повысит эффективность усвоения учебного материала, укрепить веру обучающихся в собственные силы и возможности. Основной принцип: «учение без принуждения». Во время объяснения материала, выполнения практических заданий и лабораторных работ уделяется внимание каждому, даже самому маленькому успеху студента. На занятиях используется демократических стиль ведения урока. Помощь в выполнении заданий оказывается как со стороны учителя, так и со стороны более успевающих студентов.

Очень важно сразу установить вежливые и доверительные отношения между преподавателем и студентами. Критика должна быть спокойной и аргументированной, без эмоций и перехода на личности. Причем критиковать могут и студенты, например, высказать замечания по поводу предложенного задания.


В заключении хотелось бы отметить, что необходимо не только применять педагогические технологии, но и анализировать эффективность и результаты их использования. Не только по оценкам, но и по эмоциям студентов, их заинтересованности, с каким настроением и желаниями они приходят на занятия.

Опубликовано в группе «Бесплатное участие+Сертификат»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.