Статья на тему «Профессионально-личностное развитие педагога-стажиста»

«Профессионально-личностное развитие педагога-стажиста»
Сорокина Светлана Валерьевна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского муниципального округа «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 2»
г.Заводоуковск, Тюменская область
«Когда взберёшься на высокую гору,
перед тобой открывается огромное множество гор,
на которые ещё только предстоит взобраться»
(Нельсон Мандела).
Личностное развитие — основа для профессионального и карьерного роста педагога. Развитие напрямую влияет на качество обучения и воспитания обучающихся.
Условно профессионально-личностное развитие педагога можно поделить на четыре стадии:
- Самоопределение. Человек выбирает для себя профессию педагога и устанавливает цели, чтобы её освоить.
- Самореализация. Педагог реализует свой потенциал, применяет все полученные способности и умения.
- Саморазвитие. Педагог понимает, что необходимо двигаться дальше, начинает развивать личные качества и профессиональные навыки.
- Самосовершенствование. Включает в себя психологические и личностные изменения, которые ведут к более высокому уровню педагогического мастерства.
У каждого педагога свой профессиональный маршрут, свое представление об индивидуальном пути в мастерство. В чем же я вижу «Профессионально-личностное развитие педагога-стажиста»? Какие формы работы использую в своей педагогической деятельности?
Профессионально-личностное развитие педагога-стажиста я вижу в передаче своего опыта работы другим педагогам. Опыт работы может быть передан через наставническую деятельность, вовлечение в методические мероприятия, участие в конкурсном движение, руководство методическим объединением, творческой или проблемной группой.
Наставническая деятельность предполагает взаимодействие опытного педагога с молодым специалистом или новым сотрудником. Второй год за мной закреплен молодой специалист с опытом работы 3 года. Как опытный педагог-наставник я оказываю начинающему специалисту практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повышаю его профессиональную компетентность.
Какие значимые результаты совместной деятельности могу отметить?
В прошлом учебном году я осуществляла методическое сопровождение педагога при участии в муниципальном конкурсе «Учитель здоровья», в котором молодой специалист заняла 3 место. Вместе с наставляемым педагогом мы приняли участие во всероссийском фестивале профессионального мастерства «Педагогический дуэт» и получили диплом победителя за методическую разработку воспитательного события «Секреты здорового питания». В этом году в рамках ЕМД был совместно подготовлен и проведен урок математики в 4 классе по теме «Расчетные задачи». В ходе урока мы параллельно вели две группы учащихся, распределенных по уровню дифференциации. В этом же году наставляемый педагог представила свой опыт работы в рамках проведения методического семинара по преемственности между дошкольным образованием и уровнем начального общего образования. Она показала открытый урок обучения грамоте в 1 классе. Присутствующие отметили заметный рос профессиональной компетентности педагога.
Следующее направление профессиональной деятельности – это руководство межпредметной группой, творческой лабораторией учителей 4-5 классов.
В 2023-2024 учебном году в школе функционировала межпредметная группа, в состав которой вошли педагоги начальных классов и учителя, работающие в 5 классах. В рамках работы группы было организовано обучение педагогов по проблемам формирования функциональной грамотности, в частности, читательской, посредством выбранных форм сопровождения. Помимо работы в межпредметной групп, все педагоги приняли участие в обучающих практико-ориентированных семинарах, несколько педагогов провели открытые уроки в рамках ЕМД, в каждой из параллелей в течение года были проведены Дни междисциплинарного обучения, а 31 января на базе МАОУ «СОШ № 2» состоялся районный семинар по теме «Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности учащихся».
По итогам работы межпредметной группы был создан методический сборник, в который вошли статьи с обобщением опыта использования технологий и приёмов работы по формированию читательской грамотности, конспекты уроков и занятий внеурочной деятельности, содержащие учебные задания практико-ориентированного характера, составленные с учетом программного материала и специфики учебного предмета.
В этом учебном году в рамках работы творческой лаборатории педагоги знакомились с особенностями проведения интегрированных уроков и дней междисципинарного обучения. На первых заседаниях педагоги 4-х классов представляли свой опыт проведения дней МДО, а в 3 четверти учителя-предметники, работающие в 5-х классах, провели день междисциплинарного обучения по теме «Международный день рек». Педагоги продумали интересное содержание уроков, включили в него краеведческий материал; проявили творческий подход к оформлению кабинетов и рекреаций; составили красочно оформленный рабочие листы. Все проведенные занятия имели экологическую направленность. В ходе проведенных уроков пятиклассники совершили виртуальные экскурсии по рекам Тюменской области и водоемам города Заводоуковска. Это очень символично, ведь в 2025 году отмечается юбилей любимого города Заводоуковска.
Большое внимание в своей деятельности уделяю участию в конкурсном движении. Участие в конкурсах профессионального мастерства для педагога-стажиста — это возможность раскрыть свой профессиональный и личностный потенциал, распространить опыт среди коллег, изучить различные технологии, представить собственные методические разработки за пределами образовательного учреждения.
В этом учебном году моя копилка достижений пополнилась следующими наградами:
-Конкурс по использованию ИКТ в образовательном процессе в номинации «Урок с использованием электронных ресурсов Президентской Библиотеки им.Б.Н.Ельцина», (Заводоуковский район) -1 место;
-Муниципальный конкурс методических разработок классных руководителей, направленный на воспитание школьников, в номинации «Лучшая методическая разработка классного часа по духовно-нравственному воспитанию школьников», (Заводоуковский район)-2 место.
-Всероссийский конкурс на лучшую публикацию «Творческий учитель – 2024» (Современны урок), 2 место, 2024г.
https://www.1urok.ru/categories/10/articles/79534
-Конкурс педагогических проектов «БУДУЩЕЕ ОТЕЧЕСТВА В РУКАХ УЧИТЕЛЯ». Номинация «Лучшее воспитательное событие», призер, 2024г.
https://www.prlib.ru/pedkonkurs
Одной из главных форм профессионально-личностного развития педагога-стажиста является вовлечение в методические мероприятия. Активное включение педагога в различные формы методической работы (мастер-классы, открытые уроки, семинары, практикумы, мини-лекции и т. д.) позволяет развивать профессиональную компетентность и не испытывать чувство профессионального ограничения.
В течение года было проведено несколько открытых уроков в рамках ЕМД и работы творческой лаборатории. Были спланированы выступления на следующих муниципальных мероприятиях:
-Августовский общественно-педагогический форум «Призвание-2024». Мастер-класс по теме «Виртуальная экскурсия в музей Кобона- дорога жизни» в рамках работы секции «Историческое просвещение».
-Зональный августовский общественно-педагогический форум «Призвание-2024». Выступление по теме «Историческое просвещение на уровне начального общего образования на примере воспитательного события «Виртуальная экскурсия в музей Кобона- дорога жизни» в рамках работы секции «Историческое просвещение».
-Единые методические дни- 2025. Зональная сессия «Объективные результаты оценочных процедур – основа управления качеством образования в школе. Выступление по теме «Дни междисциплинарного обучения как средство формирования функциональной грамотности обучающихся».
-Семинар «Школа классного руководителя» по теме: «Патриотическое воспитание школьников, развитие гражданской активности через реализацию проектов Всероссийского общественно-государственного движения детей и молодёжи «Движение Первых». Открытое воспитательное событие в 3 "В" классе по теме: «Виртуальная экскурсия в музей «Кобона – дорога жизни».
В заключение приведу слова Брайана Трейси, автора книг по саморазвитию: «Личное развитие позволяет значительно сэкономить время. Чем лучше вы станете, тем меньше времени у вас уйдёт на достижение своих целей». Желаю всем коллегам блестящих карьерных прорывов и личностного роста. Пусть каждый ваш шаг ведет к новым вершинам!
Источники:
https://kolyvan-school.minobr63.ru/wp-content/uploads/2.-Сборник.pdf
https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2023/11/sbornik-praktiki-nastavnichestva-2.pdf
Картинки:
https://papik.pro/uploads/posts/2023-02/1676121538_papik-pro-p-gori-risunok-vektor-42.png
https://i.pinimg.com/originals/6e/73/27/6e73277bab3442e38872ad3a4ae04d1d.jpg
https://www.leadershipgirl.com/wp-content/uploads/2018/11/6-Most-Annoying-Myths-2.png
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Сорокина Светлана Валерьевна
Лупей Виктория Владиславовна
Сорокина Светлана Валерьевна