Танцевально - ритмическая гимнастика как форма организации двигательной деятельности детей детского сада в условиях работы по здоровьесберегающим технологиям

2
0
Материал опубликован 4 December 2020 в группе

Танцевально-ритмическая гимнастика как форма организации двигательной деятельности детей детского сада в условиях работы по здоровьесберегающим технологиям.


Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то

во всяком случае, поддерживать

его высокий уровень здоровья

вполне возможно.


Академик, хирург Н.М. Амосов


Всемирная организация здравоохранения дает определение здоровья, как состояния полного физического и социального благополучия. Действительно, важно решать задачи физического, интеллектуального и эмоционально-личностного развития ребенка, его подготовки к школьному обучению с использованием здоровьесберегающих технологий. Подобные технологии способны снизить психофизические затраты дошкольников, улучшить их психоэмоциональное и физическое состояние, раскрыть и повысить потенциальные, интеллектуальные и творческие способности.

Одной из форм здоровьесбережения является танцевально-ритмическая гимнастика для дошкольников. В древней Греции ценились два ее компонента – гимнастика и ритмический танец. Понятие ритмика связано с именами Э. Жака Далькроза, А. Аппиа (Швейцария); А. Дункан (США), Р. Штайнера (Германия), Г. Крэга (Великобритания). В их педагогических разработках музыкальная форма соединилась с пластикой движения.

Поиск эффективных форм, методов воплощения синтеза музыки и движения продолжался на всех исторических этапах развития данной сферы деятельности. По мнению Жака-Далькроза, ритмическая гимнастика призвана раскрепостить творческую энергию человека и через движение под музыку развивать музыкальные способности. Т.А. Затямина и Л.В. Стрепетова в пособии «Музыкальная ритмика» пишут, что ритм является символом организованности жизнедеятельности человека.

Значимость вопросов ритмического воспитания сегодня обусловлена особым вниманием к поиску внутренних механизмов самого человека, активизирующих закономерную смену его психологических состояний. Ритм, в данном случае, рассматривается не только как основной элемент музыкального языка, способствующий развитию специальных свойств и качеств человека, но и как первооснова человеческой сущности. Это значит, что ритм упорядочивает связь между психологическими процессами и их внешними проявлениями, пробуждает внутреннюю активность в человеке, выступает в качестве механизма, позволяющего ребенку найти собственный путь в мир музыки и движения.

Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина в своем пособии «Фитнес-Данс» (лечебно- профилактический танец) указывают, что целенаправленно используемая музыка в процессе двигательной деятельности может настроить организм ребенка на определенный темп работы, повысить работоспособность, исключить утомление, ускорить протекание восстановительных процессов, в зависимости от задач занятия возбуждать или успокоить ребенка, снять нервное напряжение. Такую музыку можно назвать функциональной.

Исследователи также пишут, что в основе благотворного влияния функциональной музыки на деятельность детей лежат два фактора: положительная роль оптимального эмоционального возбуждения и способность стимулировать ритмику работы двигательного аппарата. С помощью функциональной музыки можно повысить ритмические процессы организма, делая их более экономичными в энергетических затратах. Мелодичные ритмичные звуки тонизируют и оживляют происходящие в организме ребенка биохимические процессы и перестраивают его нервный аппарат и психику. Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают большой оздоровительный эффект.

Это все позволяет сделать вывод, что музыка и танец имеют большое оздоровительное значение и могут применяться в системе работы детского сада по реализации здоровьесберегающих технологий.

В нашем учреждении широко ведется работа по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий средствами танцевально-ритмической гимнастики. Данная форма организации двигательной деятельности проводится у нас в виде дополнительной образовательной услуги, а также включена в реализацию основной образовательной программы (как целое занятие, так и его элементы, развлечения, утренняя гимнастика, совместные формы работы с родителями воспитанников).

В своей работе мы опираемся на программу Ж.Е. Фирилевой; Е.Г. Сайкиной «СА-Фи – Дансе», содействуя всестороннему развитию личности дошкольника средствами ритмической гимнастики.

В работе с детьми приоритетными являются следующие задачи:

1. Укрепление здоровья:

- содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;

- способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

- содействовать профилактике плоскостопия;

- формировать правильную осанку.

Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

- содействовать развитию чувства ритма, умения согласовывать движения с музыкой;

- формировать навыки пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений;

- развивать координацию, гибкость, выносливость;

- развивать мелкую моторику.

Развитие творческих и созидательных способностей детей:

- формировать навыки самостоятельного выражения движений по музыку;

- развивать мышление, воображение, находчивость,

- воспитывать умения эмоционального выражения, творчества в движениях;

- развивать инициативу, чувство взаимопомощи и трудолюбия.

В своей работе мы опираемся на основные педагогические принципы:

наглядность (показ движений педагогом в зеркальном отображении или (если нужно) спиной);

доступность (от простого к сложному – разучивание каждого движения отдельно (многократный повтор), затем соединение с предыдущим);

систематичность и последовательность (проведение кружка 2 раза в неделю);

учет возрастных и психологических особенностей (для каждой возрастной группы индивидуальный подбор движений, упражнений, музыкальных произведений, дифференцировка длительности занятия).

Считаем, что структуру занятия необходимо приближать к традиционной.

1). Разминка: включает в себя различные виды ходьбы (на носках, с подьемом коленей; приставной); бега (подскоки, галоп и т.д. «Поезд»; «От винта»; «Большие ноги шли по дороге» и др.). Дыхательные упражнения.

2). Основная часть:

разучивание, повторение хореографических композиций; основных шагов, композиций с одновременными согласованными движениями рук и ног. («Куколка»; «Помогатор»; «Фиксики» и др.).

Динамическая растяжка («Крокодил»; «Трактор»; «Ковбой» и др.)

3). Заключительная часть:

Музыкальная подвижная игра («День и ночь», «Найди пару»; «Найди свое место» и др.)

Восстановление дыхания, освоение доступных гимнастических упражнений, растяжек («Бабочка», « Самолет», «Полушпагат», упрощенный мостик и др.)

Музыкальная игра на внимание, ритм («Лавота»; «Буги – вуги»; прохлопай музыку»; «Сделай фигуру».

Релакс, расслабление (пальчиковая гимнастика, упражнения из йоги, равновесие, дыхательная гимнастика).

Также в учреждении создана развивающая предметно- пространственная среда для занятий детей танцевально-ритмической гимнастикой и соответствующий инвентарь. В просторном, проветриваемом физкультурном зале есть коврики по количеству занимающихся, фитнес - мячи, гимнастические ленточки, султанчики, музыкальный центр и подборка музыкальных произведений.

Кратко охарактеризуем разделы программы и их задачи.

Танцевально-ритмическая гимнастика:

Игроритмика. Специальные упражнения для согласования движений с музыкой.

Задачи: развивать чувство ритма и координационно-двигательные способности детей, позволяющие свободно, красиво и

координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно её структурным особенностям, характеру, ритму, темпу.

Виды упражнений:

хлопки в такт музыки (образно-звуковые действия «горошинки»);

акцентированная ходьба;

движения руками в различном темпе;

хлопки или удары ногой на каждый счёт, через счёт;

сочетание ходьбы на каждый счёт с хлопками через счёт;

гимнастическое дирижирование – тактирование на музыкальный размер 2/4;

гимнастическое дирижирование – тактирование на музыкальный размер ¾;

выполнение ходьбы, бега, движений туловища в различном темпе;

акцентированная ходьба махом руками вниз на сильную долю такта;

поднимание и опускание рук на 4 счёта, на 2счёта, на каждый счёт;

поочередное поднимание и опускание рук по линиям.

Игрогимнастика.

Задача: способствовать освоению ребёнком различных видов движений.

В раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также задания на расслабление мышц, укрепление осанки, дыхательные.

Строевые упражнения.

Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве, осваивать различные виды движений, обеспечивающих эффективное

формирование двигательно-координационных умений и навыков, развивать у детей способность к реакции и согласованности движений.

Виды упражнений:

построение в шеренгу и в колонну по команде;

повороты прыжком;

построение из одной шеренги в две;

ходьба и бег «змейкой»;

ходьба и бег врассыпную;

перестроение в три или четыре колонны по ориентирам;

ходьба и бег в колонне по диагонали зала;

ходьба и бег в колонне со сменой направления движения по команде ;

перестроение в две колонны расхождением через одного через центр зала;

ходьба с перестроением парами;

ходьба с перестроением тройками.


Акробатические упражнения и элементы художественной гимнастики.

Задачи: развивать у детей мышечную силу, способность к равновесию, точности выполнения движений, гибкость, пластичность,

формировать правильную осанку.

Виды упражнений:

группировки сидя, лёжа на спине;

перекаты в положении сидя, лёжа («орешек», «ежик» «брёвнышко»);

равновесие на носках («балерина»);

равновесие, стоя на одной ноге («петушок», «цапля», «ласточка», «дерево»);

равновесие в упоре сидя («самолёт»);

на гибкость («мостик», «кольцо», «шпагат», «птица», «книжка», « бабочка», «самолет» «скалолаз»);

на формирование осанки («стрела», «ракета», «веточка», «змея»).

Игротанец.

Задачи: способствовать формированию у детей танцевальных движений, доставлять эстетическую радость занимающимся.

В раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и элементы различных танцев: народного, бального, современного.

Танцевальные шаги.

Задачи: содействовать развитию чувства ритма, умения согласовывать движения с музыкой, формировать навыки выразительности,

грациозности и изящества танцевальных движений.

Виды упражнений: Ви – степ; шаг с носка, на носках – оупен стэп; стэп – тач, джэк, страдл, приставной шаг в сторону с приседанием, с хлопком; шаг с подскоком; скрестный шаг; русский хороводный; шаг с поворотом на 180*, на 360*; галоп прямой и боковой; шаг с притопом; русский шаг- « с припаданием»; «косичка»; «ковырялочка»; тройной шаг с притопом; комбинации из танцевальных шагов.

2. Нетрадиционные виды упражнений:

Игропластика.

Задачи: развитие мышечной силы и гибкости, обретение ребёнком умиротворенности, открытости и внутренней свободы.

В практике работы используем следующие этюды: «Росток», «Киты», «Медузы», «Пауки», «Змеи», «Бабочки», «Крабы» и др.

Пальчиковая гимнастика.

Задачи: развитие ручной умелости, мелкой моторики, обогащение внутреннего мира ребёнка, оказание положительного воздействия на улучшение памяти, мышления, развитие фантазии.

Игровой самомассаж.

Задачи: закаливание и оздоровление детского организма, получение ребёнком радости и хорошего настроения, формирование у ребёнка сознательного стремления к здоровью, навыка собственного оздоровления. Варианты упражнений: «Носом - вдох, а выдох – ртом»;

«Ежик – ежик»; «Вороны»; «Две синички»; «Разотру ладошки сильно»; «Руки к солнцу поднимаю»; «1,2,3,4 жили мухи на квартире»; «Этот пальчик гриб сорвал»; «Ныряние»; «Подуем на плечо, подуем на другое»;

«Руки кверху поднимаем»; «Воздух мягко набираем, шарик красный надуваем»; «Один, два, три, четыре, пять, все умеем мы считать», «Ветер дует нам в лицо»; «Ладошки, ладошки, утюжки-недотрожки»; «Вот встречаются зайчата, как погреться нам ребята»; «Ручки разотру, тепло сохраню».

Музыкально – подвижные игры.

Задачи: содействовать развитию музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой; развивать скоростно-силовые и координационные способности, формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку, используя приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.

Варианты игр: «Мы пойдем сначала вправо»; «Вперед 4 шага»; «Коза»; «Буги – вуги»; «У оленя дом большой», «Самолеты»; «Найди своё место»; «Нитка – иголка»; «Мы – весёлые ребята»; «Совушка»; «Цапля и лягушки»; «У медведя во бору»; «Море волнуется»; «Если нравится тебе, то делай так»»; «Коза»; «Чух – чух, паровозик»; «Большие ноги шли по дороге»;

Музыкальные стулья»; «Музыкальные змейки»; «Волк и зайцы»; «Запев – припев»; «Крокодильчик»; «Эхо»; «Мы пойдём сначала вправо»; «Магазин игрушек»; «Мяч по кругу»; «Давайте все делать как я»; «Лавота»; «Ну-ка повторяй», «Это что за маскарад»; «У жирафа пятна – пятна»; «Летчики»; «Буратино – длинный нос»; «Руки вверх и поворот» и др.

Креативная гимнастика.

Задачи: способствовать развитию выдумки, творческой инициативы, создавать благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.

Музыкально-творческие игры

Специальные задания: «Сделай фигуру», «Придумай движение», «Море волнуется раз) и др.

Таким образом, продуманная программа танцевально – ритмической гимнастики является составной частью здоровьесберегающих технологий, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении, способствуя сохранению и укреплению детского здоровья с учетом особенностей возраста воспитанников.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации