p1614967351.jpg
Пояснительная записка

Тип ресурса: Публикация

Вид ресурса: статья.

Автор:  
Трефилова Раиса Поликарповна, 
руководитель школьного экологического центра "Эндемик",
учитель биологии МБОУ "Карагайская СОШ № 2",
с.Карагай, Пермский край


Целевое назначение: заместителям директора по воспитательной работе, классным руководителям, педагогам-предметникам, руководителям детских объединений, педагогам дополнительного образования, студентам. 



АннотацияВ статье освещены вопросы организации природоохранных акций в школе, идеи сотрудничества с социальными партнёрами, показана результативность наиболее массовых акций, их значение для достижения целей и задач экологического образования.

Ключевые слова: экологическое образование, природоохранная акция, экологическая культура, социальное партнёрство, сотрудничество, проектная технология.


Экологическое образование является приоритетным направлением деятельности в нашей школе. Большое значение мы уделяем организации природоохранных акций, которые рассматриваем как воплощение экологических знаний в практической работе. Наши учащиеся помнят слова А.П.Чехова:  «Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша» [1]. Организация и проведение акций – это действенный инструмент педагогики сотрудничества, объединения различных социальных групп в созидательной деятельности, развития социального партнерства. Начинать подобную работу необходимо с начальных классов, что будет способствовать формированию нравственно-ценностных установок, развитию навыков экологической культуры.

В данной  статье представлен опыт работы по организации природоохранных акций в сотрудничестве с социальными партнёрами. При разработке акций используется проектная технология. "Продуктом" акции может быть аллея  из деревьев и кустарников, очищенные от бытового мусора лесные массивы, берега рек и прудов, обустроенные родники, сборники научно-практических конференций, отчеты детских экологических объединений, листовки, буклеты, видеофильмы, презентации, подписанные петиции в защиту редких видов животных и др. 

В школе разработано "Положение об экологической акции [2]. Для того, чтобы акция прошла успешно, необходимо придерживаться определённых этапов по её подготовке и проведению. Каждый этап важен и имеет свое значение. 

1. Выявление проблемы,  определение цели и задач, выбор объекта, времени проведения акции, состава участников, социальных партнёров, ожидаемого результата, возможных рисков;

2.  Сбор и анализ информации для успешного проведения  акции;

3. Формулирование возможных вариантов решения проблемы;

4. Определение критериев эффективности;

5. Выбор оптимального варианта решения проблемы  и источников  финансирования акции;

6. Организационная деятельность (план акции, ответственные);

7. Реализация (проведение) акции;

8. Аналитический этап.

9. Освещение результатов акции в СМИ.

10. Использование результатов акции для дальнейшей работы школы, экоцентра, экологических объединений.

Существует несколько типов акций: локальные, масштабные, краткосрочные, долгосрочные и др. Мы придерживаемся уровневой классификации: от школьного до Международного уровня. Подобный подход позволяет отработать алгоритмы подготовки акции на школьном уровне, затем продолжить участие в акциях более высоких уровней.

На школьном  уровне, начиная с младших классов,  проводим акции по благоустройству и пришкольной территории и очистке микрорайона школы от бытового мусора, привлечению птиц, озеленению. С методикой проведения акции ребята знакомятся в 4-5 классах. Используя проектную технологию, учащиеся 5 класса успешно разработали и реализовали акцию «Мы вас ждём, товарищ птица». Пятиклассники привлекли к своей акции администрацию школы, с которой обсудили варианты расположения птичьих гнездовий на пришкольной территории. Убедили индивидуального предпринимателя доставить лесоматериал для изготовления птичьих домиков. Родители активно включились в эту акцию, помогли развесить птичьи домики, изготовленные детьми.  Учащиеся среднего и старшего звена разрабатывали акцию по ресурсосбережению. Школьники контактировали с организациями, которые снабжают школу водой, теплом, энергией, выявили способы экономии этих ресурсов в школе, провели просветительскую работу в классах. Мониторинг показал эффективность данной акции, т.к. потребление электроэнергии в школе сократилось.

Учащиеся 8-10 классов участвуют в акциях более высокого уровня.  При реализации плана действий организуется сотрудничество с различными партнёрами в зависимости от целей и задач акции. Если акция проводится в рамках природоохранного проекта, то  привлекаются образовательные организации района, информационные ресурсы предоставляют учреждения культуры. Административный ресурс администрации сельского поселения был использован при посадке учащимися кадетских классов саженцев сосны на Военной горе в честь юбилейной даты со дня Победы в Великой Отечественной войне.  Для акции «Зелёная весна» сотрудники Карагайского лесоучастка по просьбе учащихся 9 класса предоставили посадочный материал, а также сами приняли участие в посадке деревьев.  В рамках акции «Чистый лес» начальник Карагайского лесоучастка проводит занятия для команд 5-11 классов, которые представляют школу на краевом слёте школьных лесничеств, что позволяет нашим командам показать хорошие результаты. Индивидуальные предприниматели выделяют перчатки и мешки для трудовых десантов в акции "От чистого двора - к чистой планете".

Учащиеся ежегодно активно подключаются к краевым акциям: «Дни защиты от экологической опасности», «Батарейки собери – ёжиков спаси», «Зелёные символы». Экологический совет «Эколидер» принимает решение об участии в этих акциях, определяет объём участия и распределяет участки работы.  Очень заинтересовала акция  «Батарейки собери – ёжиков спаси», учащимися за неделю собрано 1200 батареек.

Продолжается работа по акции «Зелёные символы Пермского края». Здесь мы сотрудничаем с факультетом лесоведения ПГСХА и Пермским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Центр экологической политики и культуры». Лиственница  объявлена зелёным символом Карагайского района. На пришкольной территории имеются посадки этого дерева. Учащиеся провели исследование посадок лиственницы в селе и районе, у жителей села узнали историю этих посадок, выявили их экологическое состояние, оформили буклеты об этом дереве, распространили среди населения. В рамках движения "Друзей заповедных островов" участвуем в мероприятиях заповедника "Басеги". Продолжаем наше давнее сотрудничество с краевым эколого-биологическим центром, который организует для учащихся края экологические конкурсы в акциях «Чистая вода», «Зелёное лето», «Лидер в экологии» и др.

Более 15 лет учащиеся школы участвуют в российских и международных акциях «Марша парков» Центра охраны дикой природы. В течение четырёх лет сотрудничаем с Неправительственным экологическим Фондом  имени В.И. Вернадского по организации акции «Зелёная весна».  Природоохранную  акцию «С любовью к России мы делами добрыми едины» проводит Общероссийское общественное детское экологическое движение «Зелёная планета». На базе нашей школы создано региональное отделение ООДЭД "Зелёная планета". К этой акции вместе с нами ежегодно подключаются  многие детские экологические объединения Пермского края. В ходе акций осуществляется благоустройство и озеленение пришкольных территорий, парков и скверов. Саженцы для дендрария предоставляют родители учащихся и индивидуальные предприниматели, занимающиеся выращиванием декоративных кустарников и деревьев, саженцы для высадки на улицах села – Карагайский лесоучасток.

Для участия в международных акциях мы получаем материалы из Гринпис для проведения просветительских  акций против лесных пожаров, для участия в движении «Возродим русский лес». Сотрудничаем с WWF – Всемирным Фондом охраны природы по проведению акции «Час Земли», распространению просветительских материалов по бережному расходованию природных ресурсов. IFAW  - Фонд защиты животных -  организует сотрудничество со школьниками по привлечению внимания к охране редких видов животных. Использование информационных технологий позволяет подготовить качественные просветительские ресурсы в виде буклетов, листовок, брошюр, видеофильмов, что повышает эффективность экологических акций.

Результаты природоохранных акций освещаются на сайте школы, в школьной  газете "Экологический вестник", в районной газете "Приобвинский край", в сборниках экологических конференций, буклетах и листовках.

Хорошо организованные и подкреплённые сотрудничеством с социальными партнёрами природоохранные акции имеют большой  воспитательный эффект. Школьники осознают значимость своего труда, видят позитивные результаты природоохранных акций, ощущают поддержку социальных партнеров. Участие в природоохранных акциях, сотрудничество с организациями-партнерами повышает имидж школы, позволяет учащимся расширить горизонты познания окружающего мира, содействует самореализации наших школьников, что помогает им определять и поддерживать свою «экологическую нишу» в социуме.

Источники информации:

Горький А.М. Воспоминания о А.П.Чехове. [Электронный ресурс] /А.М.Горький.-URL:https://www.liveinternet.ru/users/ada_peters/post310394762/(дата обращения: 01.03.2021)

Трефилова Р.П. Положение об экологической акции.  [Электронный ресурс] /Р.П.Трефилова.-URL:https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/polozhenie_ob_ekologicheskoj_aktcii_215903.html


Комментарии

Раиса Поликарповна, большое Вам спасибо за распространение опыта работы по организации природоохранных акций! Прочитала с большим интересом! Молодцы!!!

5 March 2021

Большое спасибо, Елена Владимировна, за положительную оценку нашего опыта!

5 March 2021

Спасибо за практико-ориентированную статью!

5 March 2021

Большое спасибо за отзыв!

9 March 2021

Раиса Поликарповна, как всегда интересный материал. Читала с большим интересом.

8 March 2021

Ирина Михайловна, благодарю за внимание к статье!

9 March 2021

Раиса Поликарповна, спасибо большое за то, что рассказали о своём позитивном опыте по экологическому воспитанию подрастающего поколения! Значение природоохранных акций велико и участие в них детей очень ценно и способствует формированию их экологической культуры. ЗдОрово, что при разработке акций Вы используете проектную технологию! Очень понравились проектные продукты акций: аллея, очищенные от бытового мусора лесные массивы, берега рек и прудов, обустроенные родники, листовки, буклеты, видеофильмы, презентации и др. Дети должны обладать экологическим мышлением, бережно и с любовью относиться к природе, стремиться сохранить свою «малую» родину! А этому, как раз, способствуют экологические акции, в которых Ваши ученики активно участвуют. Учащиеся осознают значимость своего труда, видят позитивные результаты природоохранных акций. Отлично, что к таким акциям привлекаются родители детей. Нужным и важным делом Вы занимаетесь, Раиса Поликарповна! Ваш опыт будет обязательно востребован коллегами!

9 March 2021

Признательна Вам, Елена Владимировна, за оценку статьи! Действительно, работа у нас проводится большая и делается много полезного для природы!

9 March 2021

Экологические акции являются актуальными, особенно в последнее время. Считаю, что работа, которую Вы проводите со школьниками, Раиса Поликарповна, очень важная, поэтому необходимо рассказывать об этом, делиться своим опытом.

9 March 2021