Организация природоохранных акций в школе
Тип ресурса: Публикация
Вид ресурса: статья.
Автор:
Трефилова Раиса Поликарповна,
руководитель школьного экологического центра "Эндемик",
учитель биологии МБОУ "Карагайская СОШ № 2",
с.Карагай, Пермский край
Целевое назначение: заместителям директора по воспитательной работе, классным руководителям, педагогам-предметникам, руководителям детских объединений, педагогам дополнительного образования, студентам.
Аннотация: В статье освещены вопросы организации природоохранных акций в школе, идеи сотрудничества с социальными партнёрами, показана результативность наиболее массовых акций, их значение для достижения целей и задач экологического образования.
Ключевые слова: экологическое образование, природоохранная акция, экологическая культура, социальное партнёрство, сотрудничество, проектная технология.
Экологическое образование является приоритетным направлением деятельности в нашей школе. Большое значение мы уделяем организации природоохранных акций, которые рассматриваем как воплощение экологических знаний в практической работе. Наши учащиеся помнят слова А.П.Чехова: «Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша» [1]. Организация и проведение акций – это действенный инструмент педагогики сотрудничества, объединения различных социальных групп в созидательной деятельности, развития социального партнерства. Начинать подобную работу необходимо с начальных классов, что будет способствовать формированию нравственно-ценностных установок, развитию навыков экологической культуры.
В данной статье представлен опыт работы по организации природоохранных акций в сотрудничестве с социальными партнёрами. При разработке акций используется проектная технология. "Продуктом" акции может быть аллея из деревьев и кустарников, очищенные от бытового мусора лесные массивы, берега рек и прудов, обустроенные родники, сборники научно-практических конференций, отчеты детских экологических объединений, листовки, буклеты, видеофильмы, презентации, подписанные петиции в защиту редких видов животных и др.
В школе разработано "Положение об экологической акции [2]. Для того, чтобы акция прошла успешно, необходимо придерживаться определённых этапов по её подготовке и проведению. Каждый этап важен и имеет свое значение.
1. Выявление проблемы, определение цели и задач, выбор объекта, времени проведения акции, состава участников, социальных партнёров, ожидаемого результата, возможных рисков;
2. Сбор и анализ информации для успешного проведения акции;
3. Формулирование возможных вариантов решения проблемы;
4. Определение критериев эффективности;
5. Выбор оптимального варианта решения проблемы и источников финансирования акции;
6. Организационная деятельность (план акции, ответственные);
7. Реализация (проведение) акции;
8. Аналитический этап.
9. Освещение результатов акции в СМИ.
10. Использование результатов акции для дальнейшей работы школы, экоцентра, экологических объединений.
Существует несколько типов акций: локальные, масштабные, краткосрочные, долгосрочные и др. Мы придерживаемся уровневой классификации: от школьного до Международного уровня. Подобный подход позволяет отработать алгоритмы подготовки акции на школьном уровне, затем продолжить участие в акциях более высоких уровней.
На школьном уровне, начиная с младших классов, проводим акции по благоустройству и пришкольной территории и очистке микрорайона школы от бытового мусора, привлечению птиц, озеленению. С методикой проведения акции ребята знакомятся в 4-5 классах. Используя проектную технологию, учащиеся 5 класса успешно разработали и реализовали акцию «Мы вас ждём, товарищ птица». Пятиклассники привлекли к своей акции администрацию школы, с которой обсудили варианты расположения птичьих гнездовий на пришкольной территории. Убедили индивидуального предпринимателя доставить лесоматериал для изготовления птичьих домиков. Родители активно включились в эту акцию, помогли развесить птичьи домики, изготовленные детьми. Учащиеся среднего и старшего звена разрабатывали акцию по ресурсосбережению. Школьники контактировали с организациями, которые снабжают школу водой, теплом, энергией, выявили способы экономии этих ресурсов в школе, провели просветительскую работу в классах. Мониторинг показал эффективность данной акции, т.к. потребление электроэнергии в школе сократилось.
Учащиеся 8-10 классов участвуют в акциях более высокого уровня. При реализации плана действий организуется сотрудничество с различными партнёрами в зависимости от целей и задач акции. Если акция проводится в рамках природоохранного проекта, то привлекаются образовательные организации района, информационные ресурсы предоставляют учреждения культуры. Административный ресурс администрации сельского поселения был использован при посадке учащимися кадетских классов саженцев сосны на Военной горе в честь юбилейной даты со дня Победы в Великой Отечественной войне. Для акции «Зелёная весна» сотрудники Карагайского лесоучастка по просьбе учащихся 9 класса предоставили посадочный материал, а также сами приняли участие в посадке деревьев. В рамках акции «Чистый лес» начальник Карагайского лесоучастка проводит занятия для команд 5-11 классов, которые представляют школу на краевом слёте школьных лесничеств, что позволяет нашим командам показать хорошие результаты. Индивидуальные предприниматели выделяют перчатки и мешки для трудовых десантов в акции "От чистого двора - к чистой планете".
Учащиеся ежегодно активно подключаются к краевым акциям: «Дни защиты от экологической опасности», «Батарейки собери – ёжиков спаси», «Зелёные символы». Экологический совет «Эколидер» принимает решение об участии в этих акциях, определяет объём участия и распределяет участки работы. Очень заинтересовала акция «Батарейки собери – ёжиков спаси», учащимися за неделю собрано 1200 батареек.
Продолжается работа по акции «Зелёные символы Пермского края». Здесь мы сотрудничаем с факультетом лесоведения ПГСХА и Пермским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Центр экологической политики и культуры». Лиственница объявлена зелёным символом Карагайского района. На пришкольной территории имеются посадки этого дерева. Учащиеся провели исследование посадок лиственницы в селе и районе, у жителей села узнали историю этих посадок, выявили их экологическое состояние, оформили буклеты об этом дереве, распространили среди населения. В рамках движения "Друзей заповедных островов" участвуем в мероприятиях заповедника "Басеги". Продолжаем наше давнее сотрудничество с краевым эколого-биологическим центром, который организует для учащихся края экологические конкурсы в акциях «Чистая вода», «Зелёное лето», «Лидер в экологии» и др.
Более 15 лет учащиеся школы участвуют в российских и международных акциях «Марша парков» Центра охраны дикой природы. В течение четырёх лет сотрудничаем с Неправительственным экологическим Фондом имени В.И. Вернадского по организации акции «Зелёная весна». Природоохранную акцию «С любовью к России мы делами добрыми едины» проводит Общероссийское общественное детское экологическое движение «Зелёная планета». На базе нашей школы создано региональное отделение ООДЭД "Зелёная планета". К этой акции вместе с нами ежегодно подключаются многие детские экологические объединения Пермского края. В ходе акций осуществляется благоустройство и озеленение пришкольных территорий, парков и скверов. Саженцы для дендрария предоставляют родители учащихся и индивидуальные предприниматели, занимающиеся выращиванием декоративных кустарников и деревьев, саженцы для высадки на улицах села – Карагайский лесоучасток.
Для участия в международных акциях мы получаем материалы из Гринпис для проведения просветительских акций против лесных пожаров, для участия в движении «Возродим русский лес». Сотрудничаем с WWF – Всемирным Фондом охраны природы по проведению акции «Час Земли», распространению просветительских материалов по бережному расходованию природных ресурсов. IFAW - Фонд защиты животных - организует сотрудничество со школьниками по привлечению внимания к охране редких видов животных. Использование информационных технологий позволяет подготовить качественные просветительские ресурсы в виде буклетов, листовок, брошюр, видеофильмов, что повышает эффективность экологических акций.
Результаты природоохранных акций освещаются на сайте школы, в школьной газете "Экологический вестник", в районной газете "Приобвинский край", в сборниках экологических конференций, буклетах и листовках.
Хорошо организованные и подкреплённые сотрудничеством с социальными партнёрами природоохранные акции имеют большой воспитательный эффект. Школьники осознают значимость своего труда, видят позитивные результаты природоохранных акций, ощущают поддержку социальных партнеров. Участие в природоохранных акциях, сотрудничество с организациями-партнерами повышает имидж школы, позволяет учащимся расширить горизонты познания окружающего мира, содействует самореализации наших школьников, что помогает им определять и поддерживать свою «экологическую нишу» в социуме.
Источники информации:
Горький А.М. Воспоминания о А.П.Чехове. [Электронный ресурс] /А.М.Горький.-URL:https://www.liveinternet.ru/users/ada_peters/post310394762/(дата обращения: 01.03.2021)
Трефилова Р.П. Положение об экологической акции. [Электронный ресурс] /Р.П.Трефилова.-URL:https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/polozhenie_ob_ekologicheskoj_aktcii_215903.html
Елена Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна
Marina
Трефилова Раиса Поликарповна
Ирина Михайловна Томилова
Трефилова Раиса Поликарповна
Колышкина Елена Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна
Щербакова Елена Владимировна