Статья «Педагогические технологии: личный опыт, проблемы и перспективы»
К числу педагогических технологий относятся любимые многими игровые технологии. Люблю их и я. Игровые технологии – это совокупность разнообразных методов, средств и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр[1]. Среди педагогических игр коих много видов, я хотела бы выделить игры для развития интеллектуальных способностей. Это различные викторины, головоломки, квесты, логические задачи, пазлы, ребусы, тесты и т. д. Очень важно заставить мозг работать, но это очень трудная задача. С помощью игровых способов это, на мой взгляд, сделать проще. Я не собираюсь объять необъятное и говорить обо всех способностях, а возьму только две: память и внимание, которые являются взаимосвязанными. О важности хорошей памяти и внимания детей не надо много говорить.
Игры, которые я использую, можно разделить на три вида:
1. Готовые игры. Это игры настольные и электронные.
2. Игры, сделанные мною.
3. Игры, сделанные детьми
Бывает, что готовые игры являются толчком к изготовлению своих подобных игр. А игры, сделанные мною, дети используют для изготовления своих игр. Я расскажу о нескольких играх, которые я использую довольно часто и которые помогают тренировать память и внимание (заодно и кругозор развивают).
Первая игра. Одна из таких игр – это «Мемо. Картины русских художников». Я её приобрела в интернет-магазине "Озон"
Это настольная игра по типу «Найди пару». Суть игры очень простая: Карточки выкладываются на стол «рубашкой» вверх. Игроки ходят по очереди. По очереди они открывают две любые карточки, показывая их всем. Если на них изображены одинаковые рисунки, он забирает их себе, и открывает следующую пару. Если рисунки разные, карточки переворачиваются обратно и ход переходит следующему участнику. Но можно найти и другие способы игры. Например, каждый игрок вытягивает по карточке. Его задача – назвать автора и картину. Если назвал правильно, то тянет вторую карточку, если – нет, то ход переходит к следующему игроку.
У такой игры есть свои преимущества: она увлекает, внимание и память развивает, и для этого не нужен телефон или компьютер. Не только же разные гаджеты для игр использовать! Значит, налицо и здоровьесберегающие технологии.
По аналогии с этой игрой мы сделали игру «Мемо. Сказки». Конечно, она получилась не очень большая, но играть в неё можно. Кроме того, мы сделали два варианта игры, с вертикальными и горизонтальными изображениями.
Игра «Мемо. Сказки»
Вторая игра. В своё время мне очень понравилась настольная игра «Сундучок знаний. Искусство».
Она разработана совместно с Лондонской Национальной Галереей — четвёртым по посещаемости музеем в мире. Я тоже её купила в Интернет-магазине «Озон». В сундучке лежат игровые карты в количестве 61 штук, шестигранный кубик, песочные часы и правила игры.
Это тоже игра на внимательность: участнику надо взять картинку, изучить её в течение 10 секунд (для этого и нужны песочные часы), постараться запомнить как можно больше деталей, потом карточку надо перевернуть и бросить кубик. Выпавшее число на кубике — это номер вопроса, на который игроку нужно ответить. В случае правильного ответа карточка остаётся у игрока. В случае неверного ответа – карточка кладётся снова в стопку. Кто за время игры накопит больше карточек – тот и победитель.
Пример карточки
Поскольку в базе имеющихся карточек игры нашлось не всё, что мне было нужно, я решила её дополнить, тем более ребятам полезно поработать. Был разработан проект, дано задание и сделаны свои карточки подобного рода
Примеры наших карточек
Карточка на основе картины Б. М. Кустодиева «Купчиха за чаем» - https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library_kids/kartochka_na_osnove_kartini_b_m_kustodieva_kupchi_131013.html. Автор - Мельник Екатерина, 9 класс.
Приложенный файл
Карточка на основе картины Г. Г. Мясоедова "Страдная пора. Косцы". Автор - Толман Владислав, 8 класс
Карточка на основе картины Г. Г. Мясоедова "Косцы"
DOCX / 224.34 Кб
Третья игра. Буквадрат (буквенный квадрат). Есть более лёгкие и более трудные варианты. Приведу вариант более лёгкого буквадрата. Он представляет собой таблицу, размером 10 на 10, заполненную буквами. Ряд букв в этой таблице, расположенных друг за другом либо по горизонтали, либо по вертикали – это фамилии названия деятелей культуры, названия картин, музеев, музыкальных произведений, архитектурных сооружений, скульптур, терминов и т. п. Задания к таблице могут быть сформулированы простыми вопросами либо изображениями. Ответы на вопросы в буквах, расположенных по горизонтали и вертикали. Эти ответы и надо найти.
Пример лёгкого буквадрата
Буквадрат «Памятники архитектуры» - https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library_kids/bukvadrat_pamyatniki_arhitekturi_091309.html. Автор Прокопова Полина, 6 класс)
Пример более трудного буквадрата - приложенный файл
Буквадрат "Путешествие по Царскому Селу». Автор Абдугалимова Екатерина, 10 класс.
Буквадарат "Путешествие по Царскому Селу"
DOC / 4.1 Мб
Четвёртая игра. «Проверь свою память и внимание». Такие игры составляла я сама и есть, составленные ребятами. Игра представляет собой презентацию, в которой 10 изображений. Во время показа презентации на экране на эти изображения надо внимательно посмотреть и постараться запомнить. После чего ответить на вопросы к изображениям. Чем больше дано правильных ответов, тем лучше с памятью и вниманием.
Пример игры.
Игра-презентация «Древний Восток. Проверь свою память и внимание» - https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/testi_muzei_sanktpeterburga_142611.html
Приложенный файл
Игра-презентация «Древний Египет. Проверь свою память и внимание». Автор - Шиляева Диана, 5 класс.
Игра "Проверь память и внимание". Шиляевой Дианы
PPT / 5.55 Мб
Пятая игра - «Художники и их картины». Она сделана в виде облака слов на основе сервиса Wordle (сейчас этого сервиса уже нет). Это задача, в которой из набора слов надо выделить фамилии художников и их картины и записать в таблицу.
Задача «Художники и их картины» - https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/zadachagolovolomka_hudozhniki_i_kartini_033105.html
А это игра пятиклассника подобного рода. Автор - Красильников Константин, 5 класс.
В этом облаке слов нужно найти крылатые фразы из античных мифов. Фразы состоят из двух слов. Это можно сделать устно. Это можно сделать индивидуально, письменно (кто больше?). Это можно сделать командами. карточку можно вывести н экран или распечатать.
Таким образом, мы познакомились с несколькими играми на развитие памяти и внимания. Я думаю, чем больше программного материала укладывать в подобные игры и чем чаще проводить их, тем лучше со временем становится внимание и память. Что нам и требуется.
Готовые игры приносят большую пользу, но их польза – двойная, когда они дают толчок нашему или детскому воображению. Проблем такая работа никаких не создаёт. И конечно же она будет продолжаться. Только будут добавляться новые игры.
В процессе изготовления игр решается ещё целый ряд задач.
1. Ребята лучше узнают материал, на основе которого они будут делать игру.
2. Ребята будут развивать свою речевую культуру, поскольку им нужно будет отобрать важный материал и составить вопросы или сформулировать задания.
3. Ребята будут развивать свой художественный вкус, не только рассматривая шедевры культуры, но и оформляя игру.
4. Они будут тренировать свою память и внимание, знакомясь с работами других ребят.
ИСТОЧНИКИ
- Игровые технологии в образовательном процессе - https://spravochnick.ru/pedagogika/igrovye_tehnologii_v_obrazovatelnom_processe/
- Интернет-магазин «Озон» - https://www.ozon.ru/
- Настольная игра «Мемо. Картины русских художников» - https://www.ozon.ru/product/neskuchnye-igry-obuchayushchaya-igra-memo-kartiny-russkih-hudozhnikov-135487005/?asb=IE3uhFPk1YzmbwwdVjJ3T33mzFOItVoxmvSLFK948m8%253D&asb2=gTdWEIQ8SdnwhUMJN486IbAVAHFGUp2umFre3sIvIBct2uVvw49Oaoa6TKcb3kqk&keywords=%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D0%BE+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B+%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2&sh=4NyQLp5W
- Настольная игра «Сундучок знаний. Искусство» - https://www.ozon.ru/product/nastolnaya-igra-sunduchok-znaniy-brainbox-iskusstvo-177858948/?asb=JKHbM0x1HgYTW9crcNrTpWfj8LxmELc%252BrEQHaPwk4kc%253D&asb2=eNfzuqxIhT6TgS5YIS4hL5BSErb5-Uu6fwQpb7v0ufc&keywords=%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%B4%D1%83%D1%87%D0%BE%D0%BA+%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0+brainbox+%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%B4%D1%83%D1%87%D0%BE%D0%BA&sh=KAbn8J58
[1] Игровые технологии в образовательном процессе - https://spravochnick.ru/pedagogika/igrovye_tehnologii_v_obrazovatelnom_processe/
Потамошнева Наталья Алексеевна
Воропаева Лилия Алексеевна