Статья по теме «Особенности здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»
Статья на тему: «Особенности здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы»
Василий Александрович Сухомлинский.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.
Основная цель педагогов обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.
Среди здоровьесберегающих технологий выделяют 3 группы:
1) технологии обеспечивающие гигиенические оптимальные условия образовательного процесса;
2) технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьника;
3) разнообразные психолого - педагогические технологии используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами.
Технологии реализуются на основе личностно - ориентированного подхода.
Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни .
Принципы здоровьесберегающего урока, направлены на укрепление физиологического и психологического здоровья ребенка.
Сегодня можно использовать современные здоровьесберегающие технологии. Малоподвижный образ жизни в школе не может не сказаться на самочувствии - накапливается мышечное напряжение, падает работоспособность, увеличивается утомление.
Во – первых не менее важным является эмоциональный климат урока. "Самые здоровые и красивые люди - это те, которых ничего не раздражает", - говорил Г. Лихтенберг.
На своих уроках создаю положительный эмоциональный настрой учащихся.
Комфортным начало урока может сделать снятие психо- эмоционального напряжения с помощью психогимнастики: упражнения, этюды, игры, направленные на развитие и коррекцию разных сторон психики ребенка.
После продуктивной работы на уроке детям необходимо проводить физкультминутки - динамические паузы непосредственно на уроках. Достаточно всего 3-4 упражнений, чтобы снять усталость. Это:
гимнастика для улучшения мозгового кровообращения,
для снятия утомления плечевого пояса и рук,
для снятия напряжения с мышц туловища;
Гимнастика пальчиковая;
Гимнастика бодрящая;
Гимнастика для глаз;
Гимнастика дыхательная.
Важно учителю проводить физкультминутку, находясь в хорошем настроении, обладать педагогическим тактом, владеть высокой двигательной культурой и образно показывать упражнения.
Также сопровождение работы детей на уроках тихой мелодичной музыкой обладает седативным (успокаивающего действия, способствующего развитию процессов торможения) действием и нормализует функции сердечно - сосудистой системы. Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем.
Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают самочувствие, психоэмоциональное состояние.
Таким образом здоровьесберегающие технологии способствуют укреплению и сохранению здоровья у детей. Развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к урокам.
Автор статьи: Червякова Оксана Васильевна,