СТАТЬЯ "ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

0
0
Материал опубликован 12 October

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

OUTDOOR GAMES AT DISEASES

OF WARM AND VASCULAR SYSTEM AT CHILDREN OF THE YOUNGER SCHOOL AG

Автор:  Тимофеева О.Г.,

учитель физической культуры

 МОУ «Гимназия №53»  г. Магнитогорска.


In this article the problem of prevention of a hypodynamia and a gipokineziya at children of younger school age with diseases of cardiovascular system is considered. Need of use of outdoor games on occupations with children of younger school age with diseases of cardiovascular system is revealed and proved.

K e y w o r d s:  children of younger school age, disease of cardiovascular system (CCC), hypodynamia, hypokinesia, outdoor games.

В данной статье рассматривается проблема профилактики гиподинамии и гипокинезии у детей младшего школьного возраста с заболеваниями сердечнососудистой системы. Выявлена и обоснована необходимость использования подвижных игр на занятиях с детьми младшего школьного возраста с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

К л ю ч е в ы е с л о в а:  дети младшего школьного возраста, заболевания сердечно-сосудистой системы, гиподинамия, гипокинезия, подвижные игры.

В настоящее время в экономически развитых странах отмечается значительное изменение структуры заболеваемости и смертности населения. На первое место выходят сердечно-сосудистые заболевания, названные «болезнями цивилизации». В текущих условиях нестабильной социально-экономической и политической жизни нашей страны, неблагоприятной экологической ситуации отмечается устойчивая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей. До последнего времени заболевания сердечно-сосудистой системы (ССС) считали прерогативой взрослых. На сегодняшний день у детей резко возрастает число заболеваний ССС, которые приводят к развитию инвалидности. Состояние физического и психического здоровья детей свидетельствует о неблагоприятном влиянии факторов эмоционального перенапряжения, малой двигательной активности, низкой функциональной готовности к школе и т. д.

Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества людей, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. Особой проблемой сегодня остается детская инвалидность. Эта проблема усугубляется тем обстоятельством, что она практически не пересматривается ни в зависимости от ухудшения состояния ребенка, ни в связи с положительными сдвигами. Она является, по сути, пожизненным «ярлыком» необратимости изменений в нервной системе и неизлечимости больного. Этот подход не только дает право не вылечивать таких больных, но и создает устойчивое порочное общественное мнение о неспособности ребенка быть полноправным членом общества [2]. В большинстве медицинских учреждений для детей с врожденными или приобретенными физическими и психическими отклонениями, по существу, идет планомерная адаптация ребенка к инвалидности.

Заболевания ССС сопряжены с ограничением двигательной деятельности. В связи с этим данная категория больных детей находится в вынужденных условиях дефицита двигательной активности.

Общепризнанно, что физическая культура и спорт гораздо важнее для человека с ограниченными возможностями, чем для человека без физических ограничений. Активные физические упражнения, участие в спортивных мероприятиях восстанавливают психическое равновесие, возвращают веру в собственные силы, дают возможность вернуться к полноценной жизни [1, 3]. В настоящее время складывается такая ситуация, что усилия организаций, в чьей компетенции находится решение вопроса по созданию условий для массовых занятий физической культурой и спортом инвалидов, сводятся в основном к подготовке и проведению общероссийских и международных турниров по видам спорта.

Адаптивная физическая культура (АФК) имеет большие возможности для коррекции и совершенствования моторики детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Большое число физических упражнений и вариативность их выполнения позволяют производить отбор целесообразных сочетаний для каждого заболевания.

Физическая культура в младшем школьном возрасте обеспечивает развитие двигательного аппарата, укрепляет здоровье, повышает работоспособность организма, способствует сглаживанию и преодолению множества отклонений. Именно движение обеспечивает непосредственно ту связь ребенка с окружающим миром, которая лежит в основе развития его психики и организма в целом.

При поступлении в школу ребенок испытывает эмоциональный стресс и высокий уровень утомляемости. Связь между эмоциональным стрессом, развитием атеросклероза и ишемической болезни сердца давно и убедительно доказана. В сложных ситуациях или при действии на детский организм чрезмерно сильных эмоциональных факторов процессы адаптации, как правило, нарушаются и ослабевают, что приводит к развитию болезни [4].

Дети с заболеваниями ССС в значительной степени подвержены негативному воздействию факторов гиподинамии и гипокинезии. Вместе с тем результаты множественных исследований свидетельствуют о том, что наиболее физиологичными и адекватными факторами профилактики гиподинамии и гипокинезии являются средства и методы АФК. В этом случае физические упражнения приобретают важное значение для оказания общего тонизирующего воздействия. АФК восполняет недостаток двигательной активности у больных детей. Физические упражнения повышают общие адаптационные возможности организма, его сопротивляемость к различным стрессовым воздействиям при переходе из дошкольного учреждения в общеобразовательное, давая психическую разрядку, улучшая эмоциональное состояние. Под действием физических упражнений улучшаются функции всех органов и систем, улучшается психоэмоциональное состояние, что так важно для ребенка. Физические упражнения улучшают трофические процессы в миокарде, увеличивают кровоток и активизируют обмен веществ. В результате сердечная мышца постепенно укрепляется, повышается ее сократительная способность. Улучшение обмена веществ в организме вследствие стимуляции окислительных процессов задерживает, а при начальных проявлениях вызывает обратное развитие атеросклероза.

Очевидная целесообразность и необходимость профилактики негативного влияния факторов гиподинамии и гипокинезии у детей младшего школьного возраста с заболеваниями ССС подчеркивает особую актуальность проблемы разработки и внедрения специальных комплексов адекватных средств, форм и методов оздоровительной физической культуры. Методика адаптивной физической культуры зависит от особенностей протекания заболевания и степени недостаточности общего и венечного кровообращения. При подборе физических упражнений, исходных положений, величины нагрузки необходимо учитывать двигательный режим, назначенный больному, поскольку правильно подобранные упражнения не затрудняют, а, наоборот, облегчают работу сердца, так как активируют внесердечные факторы кровообращения.

Огромное значение в осуществлении задач адаптивного физического воспитания детей младшего школьного возраста имеют игры. Подвижные игры занимают особое место в комплексной реабилитации ребенка. Это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на здоровье ребенка.

Подвижные игры группируются с учетом состояния здоровья детей, степени активности болезненного процесса, продолжительности ремиссии заболевания, возраста детей, их физической подготовленности, психического развития, индивидуальных особенностей личности ребенка, показателей функциональных проб сердечно-сосудистой системы. Для дозировки и наиболее оптимальной индивидуализации их подбора рекомендуется разделить все игры на четыре группы с учетом примерной физической нагрузки в них: I группа – игры с незначительной нагрузкой, II – с умеренной нагрузкой; III – с тонизирующей нагрузкой и IV – с тренирующей нагрузкой.

Для того чтобы улучшить функциональное состояние ССС и поддержать организм на оптимальном уровне, тренировки должны проводиться 3 раза в неделю. Можно проводить игры с мячами, шарами, обручами; с использованием специального оборудования: бревно, горка, доска и др.

В игры надо вводить различные движения для рук, ног, туловища: перелезание через бревно, доску, бросание мячей, ходьбу по доске. Полезно при проведении игр с детьми использовать музыку, пение. Особенно желательно музыкальное сопровождение.

Проведение подвижных игр с больными и ослабленными детьми требует соблюдения строгого медицинского и педагогического контроля над их состоянием. Контроль осуществляется наблюдением (с измерением пульса) за детьми в течение дня и непосредственно во время игры. Для больных на начальном периоде ремиссии предлагаются игры, не вызывающие большой физической нагрузки. Например, игры малоподвижные с правилами на эстетическое выполнение того или иного движения, некоторые игры на точность, внимание. Необходимо учитывать, что игры, требующие длительного сосредоточения внимания или направленные на развитие только одного качества (например, дальность или точность), утомляют ребенка, поэтому игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали на организм разностороннее воздействие.

Детям в период стойкой ремиссии заболевания можно рекомендовать игры с элементами соревнования, эстафеты. Необходимая дозировка нагрузки в играх обеспечивается включением пауз отдыха и дыхательных упражнений, продолжительность одной игры невелика – 10–15мин, но постепенно время игры можно увеличивать до 20 мин при условии переключения с одной игры на другую, с паузами отдыха, особенно если игра проходит под музыку, с пением. Число детей в группе обусловливается не только их возрастом, но и состоянием здоровья, развитием моторных качеств, общей физической подготовленностью; более слабые и отстающие в моторном развитии дети должны находиться в группе с меньшим числом участников.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

  1. Проблема гиподинамии и гипокинезии у детей младшего школьного возраста с заболеваниями ССС является одной из актуальных проблем. Заболевания ССС сопряжены с ограничением двигательной деятельности. Дети с заболеваниями ССС в значительной степени подвержены негативному воздействию факторов гиподинамии и гипокинезии. Особенно остро эта проблема возникает на фоне смены социальной группы (из дошкольника ребенок становится школьником).
  2. Гиподинамия и гипокинезия характеризуются низким уровнем двигательной активности. При этом повседневные морфофункциональные изменения малозаметны. Однако отрицательное кумулятивное воздействие приводит к негативным изменениям в организме, которые проявляются снижением функциональной активности органов и систем и нарушением их регуляторных механизмов, особенно у детей младшего школьного возраста с заболеваниями ССС.
  3. Учитывая возрастные особенности младших школьников с заболеваниями ССС, при профилактике гиподинамии, наиболее эффективно применение игрового метода. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной, ненавязчивой форме. Использование подвижных игр при проведении занятий позволяет поддерживать на таких занятиях интерес, положительный эмоциональный фон, уверенность в себе. Чем интереснее будут выстроены занятия, тем больше мотивация и заинтересованность к занятиям физической культурой.
  4. Литература

  5. Граевская Н. Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему / Н. Д. Граевская. – М. : Mедицина, 1975. – 277 с.
  6. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов / С. Ф. Курдыбайло, О. В. Морозова, А. О. Солодков. СПб. : СПбГАФК, 1996. – 95 с.
  7. Лисовский В. А. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов : учеб. пособие для вузов / В. А. Лисовский, С. П. Евсеев, В. Ю. Голофеевский, А. Н. Мироненко. – М. : Сов. спорт, 2001. – 320 с.
  8. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование. – 2003. – № 2.


Комментарии
Комментариев пока нет.